Педагогическая деятельность воспитателя детского сада по формированию коммуникативных компетенций у дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (40) март 2021 г.

Дата публикации: 23.02.2021

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Хаустова, И. В. Педагогическая деятельность воспитателя детского сада по формированию коммуникативных компетенций у дошкольников / И. В. Хаустова, Т. Н. Лихачева, С. Г. Фомина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6105/ (дата обращения: 22.04.2021).



Статья посвящена формированию коммуникативных компетенций дошкольников средней группы детского сада. Проведен анализ научно-практической литературы по проблеме исследования. Научная новизна в разработке и реализации модели изучения и формирования коммуникативных компетенций дошкольников. Авторы обращают внимание на то, что реализация модели в двух дошкольных образовательных организациях, дала практически одинаковый результат.

Ключевые слова: дошкольники, коммуникативные компетенции, социализация, модель, педагогическая деятельность.

Актуальность темы исследования . В современном мире все более остро стоит проблема социализации детей через формирование коммуникативных компетенций. Умение использовать речь для создания контактов, участия в играх, в жизни детского сада — важный фактор социализации личности ребенка. В условиях цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности, введения новых образовательных стандартов и требований, дети не всегда оказываются подготовленными к социально-психологическим условиям жизни. Проблема в недоразвитии коммуникативных компетенций дошкольников может быть связана с тем, что родители мало разговаривают с детьми, при органических поражениях структур мозга, отвечающих за речевое развитие, задержка психического развития и др. В связи с этим, первостепенным является практическая направленность развития коммуникативных компетенций, так как они необходимы для успешной социальной адаптации и интеграции в социум.

Опираясь на исследования Н. В. Андреевой, коммуникативная компетенция понимается как способность осуществлять общение посредством речи, умением передавать мысли и обмениваться ими. В зависимости от правильно используемых языковых систем и грамматических конструкций, выбранного коммуникативного поведения, складывается адекватная ситуация общения [1].

Предполагается, что коммуникативные компетенции сформированы в том случае, если ребенок владеет следующими видами речевой деятельности: устной, монологической, диалогической, а также навыками речевого общения применительно к различным сферам, ситуациям общения, с учетом адресата.

Проблема формирования лингвистического мышления как условия интеллектуального развития ребенка впервые была поднята российским лингвистом Ф. И. Буслаевым, который заложил основы лингвистической русистики. Ф. И. Буслаев считал, что язык является средством «приобретения» мысли и говорил о необходимости сравнительно-исторического изучения родного языка.

Е. М. Беспаленко с психологической точки зрения описывает речь как средство, создания и регулирования своих отношений с окружающим миром и для осуществления коммуникативного действия [2].

Если отталкиваться от понятия «коммуникативная компетентность», можно сформулировать этот феномен как способность средствами языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения. Соответственно в основе коммуникативной компетенции сосредоточен комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных социальных и рецептивных видах.

Вопросам изучения сущности и основ коммуникативной компетентности посвятили свои исследования Г. М. Андреева, Е. М. Беспаленко, Н. В. Бордовская, И. А. Зимняя, В. И. Курбатов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, А. А. Реан, И. В. Соломаха, И. А. Ричардс и другие.

Психолого-педагогические исследования коммуникативной компетентности по межличностному взаимодействии рассматривали А. В. Жарова, Л. К. Гейхман, Н. Н. Доловова, С. В. Ковалева, Я. Л. Коломинский, А. С. Павлова, М. Ю. Савченко и другие ученые.

Е. А. Воронич в диссертационном исследовании разработала диагностический инструментарий по оценке коммуникативных умений у дошкольников и личностной позиции субъектов образовательных отношений.

Изучение научной литературы позволило определить проблему исследования, которая заключается в осуществлении такой педагогической деятельности воспитателя детского сада, которая будет способствовать формированию коммуникативных компетенций у дошкольников.

Цель исследования — разработка модели, предполагающей педагогический инструментарий формирования коммуникативных компетенций у дошкольников.

Используемые методы исследования: теоретический анализ, теоретико-прикладное моделирование, сравнительный анализ констатирующего эксперимента, наблюдение, методы обработки полученных данных.

База исследования: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 147» города Воронежа и МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 135» города Воронежа.

Возраст детей: средний дошкольный возраст.

Научная новизна исследования состоит в разработке и реализации модели формирования коммуникативных компетенций дошкольников.

В Модели раскрывается сущность коммуникативных компетенций дошкольников в трех срезах — лингвистический, речевой и социокультурный.

Главной целью функционирования модели является констатирующий и формирующий эксперименты, анализ, и планирование корригирующей работы с детьми, имеющими проблемы.

На схеме обозначены: исследуемые компоненты коммуникативной компетенции (лингвистическая, речевая, социокультурная), методы формирования коммуникативной компетенции у дошкольников. В соответствии с этим выделены основные направления педагогической деятельности воспитателя: констатирующий эксперимент, консультирование родителей по проблеме формирования коммуникативных компетенций, формирующий эксперимент, создание корригирующих программ (индивидуальный маршрут каждого дошкольника и дорожная карта группы).

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных результатов сопоставлялся с данными возрастной нормы для детей исследуемого возраста.

Выявлено: у большинства детей логический интеллект и уровень его развития включает в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения. В основном, дети имеют средние и выше среднего коммуникативные способности.

Коммуникативные компетенции дошкольников не всегда позволяют им делать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, например, игры, поэтому отличительная особенность — непроизвольность поведенческого и речевого акта. Эмоциональная неустойчивость, не всегда могут обеспечить бесконфликтное общение.

Таким образом, коммуникативная компетентность дошкольников выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и её специфические проявления в игровой и образовательной деятельности.

Выявлены дети, чьи коммуникативные компетенции имеют особенности, несоответствующие общепринятым нормам, поэтому необходимо разработать корригирующие программы, позволяющие решить проблему.

Модель формирования коммуникативных компетенций у дошкольников

Рис. 1. Модель формирования коммуникативных компетенций у дошкольников

Литература:

  1. Андреева, Н. В. Современные средства формирования коммуникативной компетенции // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 8
  2. Беспаленко, Е. М. Прагмалингвистика как средство диагностирования личностных качеств человека / Е. М. Беспаленко. — Текст: непосредственный// Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 178–181. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46493/ (дата обращения: 19.02.2021).
Задать вопрос