Познавательный интерес как средство познавательного развития дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общие вопросы дошкольной педагогики

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (40) март 2021 г.

Дата публикации: 12.02.2021

Статья просмотрена: 1597 раз

Библиографическое описание:

Антонова, С. Г. Познавательный интерес как средство познавательного развития дошкольников / С. Г. Антонова, И. В. Меньшова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6067/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье авторы раскрывают важность формирования познавательного интереса, как неотъемлемой составляющей познавательного развития дошкольников.

Ключевые слова: познавательное развитие, познавательные действия, познавательный интерес, дошкольный возраст.

Обществу нужен человек не только потребляющий

знания, но и умеющий их добывать.

Одной из актуальных проблем образования на сегодняшний день является проблема развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Так как именно в этом возраста складываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребенка. И наша задача, как педагогов, развить эту личность во всех областях и подготовить детей к следующей ступени обучения, начальной школе.

С первых дней жизни ребенок начинает свой путь к приобретению и усвоению новых знаний и умений. В этом ему помогают родители, по приходу в дошкольное учреждение — педагоги. Важной и основной задачей педагога будет не просто преподнести ему информацию, а научить «добывать» самому необходимые знания, посредством создания такой зоны окружения ребенка, в которой он сможет удовлетворять эту потребность, проявлять познавательную активность, свою любознательность, развивать воображение, находить ответы на свои вопросы, тем самым реализовывать свой познавательны интерес.

В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 48 отмечены обязанности и ответственность педагогических работников: «педагогические работники обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни» [9, с.5].

В ФГОС ДО одним из основных принципов является принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий у ребенка в различных видах деятельности [8, п. 1.4.7].

Главными задачам познавательного развития в ФГОС ДО являются: развитие увлечений детей, познавательной мотивации и любознательности; развитие познавательных действий, развитие сознания; развитие воображения, фантазии и творческой активности [8].

Познавательная деятельность — активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Говоря о познавательной деятельности ФГОС ДО использует следующие термины:

 Познавательные интересы — это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

 Познавательные действия — это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Познавательное развитие — это совокупность количественных качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка [8].

Поэтому так остро стоит вопрос познавательного развития дошкольников, так как оно оказывает неизгладимое влияние на развитие дошкольников в целом, его личности. В ребенке необходимо «разбудить» эту познавательную потребность, которая является источников его познавательной активности и составляющая основу развития познавательного интереса личности. Можно с уверенностью сказать, что познавательное развитие ребенка невозможно без «рычага давления» — познавательного интереса.

В трудах многих ученых (Ананьев Б. Г., Божович Л. Н., Выготский Л. С., Венгер Л. А. и др.) доказано, что познавательный интерес формируется лишь при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес раскрывается в стремлении ребенка узнавать что-то новое, знакомиться с качествами и свойствами окружающих предметов и явлений, в стремлении понять их сущность, найти между ними взаимосвязь. Все они сходятся в том, что познавательный интерес занимает главное место в педагогическом процессе, именно ему нужно уделять пристальное внимание.

По мнению И. В. Метельского: «Интерес — активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности» [3]. Познавательный интерес в педагогике понимают как внешний стимул, как средство активизации познавательной деятельности детей.

Л. С. Выготский, считал, что познавательный интерес возникает в деятельности, и его цель — стремление человека вникнуть во всеразнообразие окружающего мира, отражать в сознании свойственные процессы, причинно-следственные связи и закономерности. В то же время познавательный интерес, будучи включенным в познавательную деятельность, неотъемлемым образом связан с возникновением многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этом этапе познания предметного мира и отношения к нему, научным фактам формируется идеология, характеру которой способствует познавательный интерес [1].

Педагоги сходятся в том, что интерес является «внешним стимулом», для активизации познавательной деятельности дошкольников, своего рода стимулятором деятельности.

Б. П. Есипов утверждал: «познавательный интерес — неразрывно связанное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективное и субъективное взаимодействие человека с миром, выраженное в отношениях» [2].

Познавательный интерес, обладая мотивационными и регулятивными возможностями, тем самым содействует продуктивному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности. Являясь устойчивой характеристикой личности, познавательный интерес способствует ее формированию в целом, так как под его влиянием лучше всего протекает восприятие, развивается наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение.

Хотелось бы отметить наиболее характерную особенность интереса — это наличие волевой направленности. Познавательный интерес нацелен не только на процесс познания, но и на конечный результат, что всегда связано со стремлением к цели, с ее реализацией, преодолением трудностей, с волевыми усилиями. Именно в нем взаимодействуют все наиважнейшие проявления личности. Лишь при грамотной организации образовательного процесса интерес может стать устойчивой чертой личности и только тогда играть роль в его развитии. Как черта личности, познавательный интерес проявляется всегда и всюду, в любой обстановке, при любых обстоятельствах и условиях. Именно интерес способствует развитию мыслительных процессов, которые проявляются в задавании вопросов взрослому, ищут способы для удовлетворения своего интереса, что способствует формированию и развитию личности.

Еще К. Д. Ушинский отмечал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным и интересным. С этой целью педагоги насыщают свою деятельность приемами, рождающими у воспитанника непосредственный интерес. Они используют различный интересный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации [6].

Многолетние исследования И. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной показали, что познавательный интерес не является присущим человеку от рождения, он складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования. При этом путь формирования интереса в дошкольном возрасте проходит несколько качественных этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность, к обнаружению связей и отношений, существующих между ними [4;9].

Познавательный интерес выступает и как главный способ обучения и как способ развития. И работает он только тогда, когда на первый план выступают внутренние побуждения, которые способны сдержать порыв интереса, возникающий при внешних воздействиях. Новизна, необычность, неожиданность, несоответствие ранее изученному – все эти особенности способны не только вызвать мгновенный интерес, но и пробудить эмоции, порождающие желание изучить материал более глубоко, т. е. содействовать устойчивости интереса.

Нельзя оставить без внимания условия, соблюдение, которых служит формированию, развитию и укреплению познавательного интереса у дошкольников. В трудах отечественных ученых данному аспекту уделяется большое внимание:

  1. Первое условие — максимальная опора на мыслительную деятельность ребенка. Зачатком для познавательных сил и возможностей, являются решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, выявив определенную точку зрения.
  2. Второе условие — процесс обучения и воспитания, должен быть выстроен на благоприятном уровне для развития ребенка.
  3. Третье условие — создание благоприятной, положительно эмоциональной атмосферы образовательного процесса. Благополучная атмосфера, сопряжена с двумя главными источниками развития: с деятельностью и общением, которые рождают неоднозначные отношения и создают тонус личного настроения ребенка. Положительная атмосфера обучения поддерживает и подвигает на желание быть умнее, лучше и сообразительнее. Д. И. Писарев отмечает, что стремление быть лучше и не останавливаться на достигнутом утверждает чувство собственного достоинства, которое при успешной деятельности, приносит огромное удовлетворение. Создание благоприятной атмосферы для познавательной деятельности ребенка — это важнейшее условие формирования познавательного интереса, как следствие развитие личности в целом [5].
  4. Четвертое условие — это благоприятное и располагающее общение. В ходе этого необходимо учитывать индивидуальные особенности самого ребенка, переживания от успеха и неудач, его склонности, и другие интересы, а так же особенности его психологии. Каждое из этих отношений может повлиять на заинтересованность ребенка, как в положительном, так и в отрицательном контексте.

Соблюдение всех вышеперечисленных условий служит предпосылками для формирования познавательного интереса в процессе деятельности.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что активизация познавательной деятельности ребенка без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Поэтому необходимо постоянно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес детей, рассматриваемый и как важный мотив учения, и как стойкая черта личности, и как очень хорошее средство обучения и воспитания, повышения их качества. При этом нельзя не отметить, что особое место в поддержании познавательного интереса занимает педагог, ему отведена особая роль в процессе обучения.

Таким образом, познавательный интерес — это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая характеризуется стремлением ребенка к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Основные характеристики познавательного интереса можно обозначить следующим образом: он имеет волевую направленность; является одним из важнейших мотивов учения; при правильной педагогической и методической организации деятельности, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может стать устойчивой чертой личности ребенка; выступает как мощное средство познания.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005–1136 с.
  2. Есипов, Б. П. Педагогика [Текст]: учеб.пособие / Б. П. Есипов, Н. И.Болдырев, К. П. Бельский; под ред. проф. д-ра пед. наук Б. П. Есипова. — М.: Просвещение, 1967–414 с.
  3. Метельский, И. В. Как поставить перед учащимися учебную задачу [Текст] / И. В. Метельский. — М.: Педагогическое общество России. — 2004 –57 с.
  4. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. // Педагогика и психология. — 1979 — № 2 — С. 5–46.
  5. Писарев, Д. И. Избранные сочинения [Текст] / Д. И. Писарев — М.: Просвещение, 1951–283 с.
  6. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст] / К. Д. Ушинский.: в 11 т. — М.: Академия педагогической науки, 1950–59 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / ПриказМинобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета «RG.RU». — URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата посещения 07.03.2017)
  8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.
  9. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1988–208 с.
Задать вопрос