Ясный взгляд на мир детства | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (40) март 2021 г.

Дата публикации: 14.02.2021

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Швец, С. В. Ясный взгляд на мир детства / С. В. Швец, Н. А. Постоева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6054/ (дата обращения: 26.04.2024).



Ключевые слова: окружающий мир, нарушение зрения, зрительное восприятие, ребенок, детский сад, дошкольное учреждение.

У ребенка врачи обнаружили дефект зрения. Конечно, у родителей возникает множество вопросов: «Что делать?», «Как обучать и воспитывать слепого или слабовидящего ребенка?», «Как помочь ребенку адаптироваться в обществе?», «Где получить помощь?»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Психологи определяют зрение как ведущий сенсорный анализатор. Вопрос охраны зрительных функций на настоящий момент становится крайне острым. Офтальмологи констатируют увеличение количества детей с нарушением зрения, с врожденной зрительной патологией, а также нарушение работы зрительного анализатора у детей в раннем возрасте.

В ряду всех познавательных процессов восприятие занимает место первоисточника информации в целостном процессе познания. Благодаря восприятию в дошкольном возрасте создается основа для формирования мировоззрения, целостного представления об окружающем мире, которое в школьный период будет обогащаться новыми представлениями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по зрению могут создать объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. Патология органа зрения искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. Образ становится фрагментарным. У таких детей отмечаются затруднения ориентировки в пространстве, сенсорные нарушения, нарушения зрительно-моторной координации, отсутствие навыка адекватного взаимодействия глаза и руки. У детей выявляется особая педагогическая потребность: научиться видеть окружающий мир в соответствии с общепринятыми эталонами, соотнести свою индивидуальную, особенную картину мира с общепринятой.

Поэтому поступление таких детей в специализированный детский сад — первая ступенька в интегрировании детей с патологией зрения в общество. Только при условии слияния педагогического и лечебно-офтальмологического взаимодействия достигаются эффективные результаты, что является основным принципом работы дошкольного учреждения для детей с ОВЗ по зрению. Это позволяет, с одной стороны, извлекать лечебный эффект из самих общеобразовательных занятий, а с другой — проводить лечебные воздействия без ущерба для учебно-воспитательной работы.

Офтальмологическое лечение направлено на повышение остроты зрения и восстановление сенсорно-моторных механизмов, обеспечивающих объединённую деятельность обоих глаз. Это направление работы ДОУ осуществляют врач-офтальмолог и медицинские сестры-ортоптистки.

Офтальмологическое лечение включает в себя:

– плеоптическое лечение. Направлено на повышение остроты зрения. На этом этапе проводится свето- и цветостимуляция сетчатки глаза, фотомагнитотерапия, лазерная стимуляция сетчатки, компьютерные программы.

– ортоптическое лечение. Направлено на получение бифовеального слияния (слияние зрительных образов во время фиксации объекта обоими глазами при косоглазии). Единое зрительное ощущение достигается благодаря компьютерным программам,

– диплоптическое лечение. Направлено на формирование глубинного стереоскопического зрения.

Коррекционно-педагогическая деятельность ДОУ обеспечивает целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения. Эта работа осуществляется учителями-дефектологами. Ими разработана специальная методика занятий по развитию зрительного восприятия. На коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением учитель — дефектолог формирует:

– зрительные представления о свойствах и качествах предметов окружающего мира, учит их зрительно анализировать части предмета, видеть общее и отличное между предметами одного вида;

– представления о сенсорных эталонах и развивает на этой основе такие сенсорные операции, как узнавание, локализация из множества, сравнение, соотношение и т. д.;

– потребность использования зрительных умений и навыков для управления причинно-следственных связей при отражении окружающей действительности;

– учит ребенка при восприятии окружающего максимально использовать свои зрительные функциональные возможности;

– учит детей использовать накопленный зрительный опыт при восприятии предметного мира большого, свободного пространства.

Применение специальных игр и упражнений для стимуляции, активизации и развития зрения используется во всех видах детской деятельности.

Организация коррекционных упражнений непосредственно связана с этапом офтальмологического лечения дошкольников. Так в период плеоптического лечения учитель-дефектолог включает в занятия игры и упражнения на выделение с помощью зрения цвета, формы, величины предметов и изображений, использует задания, связанные с обводкой по контуру, упражнения с мозаикой, конструктором.

В период ортоптического лечения детей учат подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, накладывать одно изображение на другое, точно совмещая их.

На этапе стереоскопического лечения учитель-дефектолог проводит с детьми игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними.

Поскольку большая часть воспитанников ДОУ для детей с ОВЗ по зрению будет обучаться в общеобразовательной школе, поэтому для развития зрительного восприятия в дошкольном учреждении организована целенаправленная и систематическая коррекционно-педагогическая работа, направленная на формирование целостного и полного восприятия окружающего мира.

Коррекция недостатков физического развития детей с нарушением зрения реализуется в форме адаптивной физической культуры. На этих занятиях учитываются особенности детей с нарушениями работы зрительного анализатора: затруднения в регуляции движений, их точности, координации, восприятия глубины пространства, расстояния между предметами.

В детском саду созданы все условия для достижения каждым воспитанником адекватного уровня интеллектуального, физического, психического и социального развития, для формирования положительных качеств личности. Развивающая среда ДОУ ориентирована на развитие зрительного восприятия как одного из элементов полисенсорной основы познания ребёнком с нарушением зрения окружающего мира.

Результатом целенаправленной работы становится осознание детьми роли зрения, важности заботы об органе зрения, значения соблюдения гигиенических правил для сохранения функций глаз.

Максимальное сближение медицинских и педагогических средств коррекции позволяет достигать высоких положительных результатов.

Благодаря раннему лечению и компенсации вторичных отклонений в развитии детей в условиях обычного режима жизни ребёнка 95 % дошкольников повышают зрение за годы посещения детского сада, 83 % выпускников имеют стопроцентное зрение, у 86 % выпускников отмечается уменьшение угла косоглазия.

Благодаря систематической целенаправленной коррекционно-педагогической работе наши выпускники показывают устойчивые знания об окружающем мире, владеют анализом основных постоянных признаков исследуемых объектов. Об этом свидетельствуют стабильно положительные результаты обучения в школе, грамоты за отличное окончание учебных годов, а также дипломы и сертификаты городских, всероссийских и международных конкурсов и олимпиад.

Литература:

  1. Аветисов Э. С., Ковалевский Е. И., Хватова А. В. Руководство по детской офтальмологии. — М., 1987. — 192–224 с.
  2. Григорян Л. А., Кащенко Т. П. Комплексное лечение амблиопии и косоглазия в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях. — М., 1994.
  3. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. — М.: Экзамен, 2006.
  4. Жохов В. П. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://tlib.gbs.spb.ru
  5. Никулина Г. В. Охраняем и развиваем зрение. — С-Пб., Детство-Пресс, 2002. — 75–83 с.
  6. Плаксина Л. И., Григорян Л. А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. — М.: ГороД, 1998.
Задать вопрос