Веселая информатика для малышей | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (39) февраль 2021 г.

Дата публикации: 03.02.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Катаева, Л. Н. Веселая информатика для малышей / Л. Н. Катаева, Н. Н. Терехова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/6037/ (дата обращения: 21.04.2021).



Ключевые слова: обучающийся, педагог, компьютерная мышь, колесо прокрутки, дошкольный возраст, кнопка мыши.

Сфера информации сегодня проникает во все области жизни человека, она непрерывно разрастается, и, в связи с этим, увеличивается объём производства новых девайсов. Мир в целом и общество в частности становятся информационными. Мировоззрение нового поколения в корне отличается от наших взглядов на жизнь. К сожалению, для многих людей компьютеры, планшеты, сотовые телефоны являются основным средством развлечения и общения в социальных сетях. Их неконтролируемое использование приводит к оторванности от реальной жизни, возникновению зависимости. Взрослые должны правильно адаптироваться к жизни в информационном обществе и воспитывать соответственное отношение к гаджетам у детей. Возникает необходимость изучения информатики, как науки отвечающей качественным новым требованиям, которые выдвигает современное общество к поколению, вступающему в жизнь и к дошкольному воспитанию — первому звену непрерывного образования. В связи с этим авторы полагают, что к формированию компьютерной грамотности необходимо приступать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, когда дети особенно восприимчивы к освоению новой информации.

В 2020–2021 учебном году в студии развития «Дошкольник плюс» отдела «Центр интеллектуального и творческого развития «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» города Оренбурга началась реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Весёлая информатика для малышей» для обучающихся 5–7 лет. Данная программа ориентирована на формирование элементарных представлений об информатике у дошкольников и развитие познавательных интересов, интеллектуально-творческих способностей на основе интеллектуальных способностей, памяти, воображения, логического мышления, формирование учебной деятельности с использованием современных информационных технологий. Программа реализуется на ознакомительном уровне сложности.

Негласной задачей программы «Весёлая информатика для малышей» является стартовое формирование стиля мышления, включающего в себя следующие вектора изучения данного предмета: мировоззренческий (информационные связи объектов и процессов современного мира) и технологический (планирование и организация деятельности человека в мире). По сути, у обучающихся дошкольного возраста закладываются основы для последующего систематического изучения информатики и коммуникационных технологий на этапе их обучения в школе. Формирование элементарных представлений об информационных технологиях в сжатой и, конечно, игровой форме целесообразно начинать с обучающимися пятилетнего возраста. Дети должны воспринимать компьютер как помощника в учебе, как средство для успешного развития, использовать его потенциал, уметь управлять им и главное понимать, что в этой системе взаимодействия главная роль принадлежит человеку, а не машине. Обучающиеся дошкольного возраста должны иметь представления о возможностях компьютера, о том, что он способен под управлением человека обрабатывать информацию, хранить и передавать ее. Одной из задач педагога также на данном этапе является ознакомление детей с базовыми категориями: информация, ее виды, объекты, предметы, их признаки и действия, алгоритм, логика, данные. Дошкольникам важно освоить навыки работы с устройствами ввода информации, научится набирать текст, управлять компьютерной мышкой, передвигать и фиксировать объекты на экране дисплея, выбирать режимы работы по меню, использовать инструменты графических редакторов.

В качестве примера занятия по информатике приведем занятие на тему «Маленький зверёк для управления компьютером» с обучающими пяти лет студии развития «Дошкольник плюс», краткий конспект которого представлен ниже.

Цель занятия — сформировать у обучающихся первоначальные навыки работы с компьютерной мышью.

Задачи: познакомить обучающихся с устройством ввода информации «мышь»; изучить устройство мыши (кнопки, колесо прокрутки); научить обучающихся правильно держать мышь, нажимать на ее кнопки; развитие у ребенка познавательной и исследовательской активности; развитие памяти и внимания.

Оборудование: компьютеры, проектор, экран.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? (понимают соответствующий смайлик). Готовы изучать компьютер дальше? Предлагаю вам вспомнить, как выглядят основные устройства компьютера. Вспомним их названия и расположение. Ой, а что-то у нас осталось без названия? Вы знаете, что это такое, подскажите мне, пожалуйста.

Обучающиеся: Мышь.

Педагог: Ребята, вы молодцы! А как вы думаете, почему компьютерная мышь — это основная часть компьютера.

Обучающиеся: Без неё нельзя выполнять наши упражнения.

Если дети затрудняются ответить, забрать мышки и попросить выделить какой-либо объект на рабочем столе.

Педагог:Правильно! Давайте подумаем, мышь — это устройство ввода или вывода информации?

Обучающиеся: Устройство ввода информации в компьютер.

2. Основная часть.

Педагог:Молодцы. Сегодня мы будем изучать это устройство и овладеем навыками работы на ней. Предлагаю посмотреть презентацию — видеоролик. Внимание на экран!

Просмотр презентации «Маленький зверек для управления компьютером», данная презентация есть в сообществе студии развития «Дошкольник плюс» в социальной сети «Вконтакте» по ссылке https://vk.com/topic-197920389_41409403.

Педагог: Итак, вы посмотрели презентацию, понравилась? Поняли что-нибудь?

Обучающиеся: Нет!

Педагог: Не страшно! Мы начнем с малого, давайте рассмотрим это устройство. Сколько кнопок у вашей мыши? Колесо прокрутки все нашли?

Обучающиеся: Да!

Педагог: Давайте немного отдохнем и разомнемся.

Проводится физкультминутка из двух упражнений.

1. Доброе утро, здравствуй, Иван (Пальцы сомкнуты, чуть растопырены, ладони соединены). Доброе утро, здравствуй, Иван (перекрещивают справа налево большие пальцы). Доброе утро, здравствуй, Степан (перекрещивают указательные пальцы). Доброе утро, здравствуй, Сергей (перекрещивают средние пальцы) и т. д. (все пальцы).

2. Раз — подняться, потянуться. Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире. Пять — руками помахать.

Шесть — на стульчик сесть опять.

Педагог: Ну вот, мы отдохнули. Возвращаемся к работе. Возьмите в руку мышь, обратите внимание, как правильно нужно это сделать. Руку нужно положить сверху на мышь, полностью ее обхватывая, указательный палец нужно положить на левую кнопку мыши, средний — на правую кнопку мыши. Учимся.

Педагог показывает и проверяет правильность работы с компьютерной мышью.

Педагог: Обратите внимание на свою посадку. Когда вы сидите за компьютером, то спинку должны держать прямо, не сутулиться, рука — на столе, кисть руки — на мышке, ноги на полу. Монитор располагается на расстоянии вытянутой руки. Свет должен падает слева, если не хватает освещения, то необходимо включать дополнительное освещение. Вопросы есть? Нажмите на левую кнопку мыши один раз — это соответствует одному щелчку. Нажмите быстро на левую кнопку мыши два раза — это соответствует двойному щелчку. Сложно?

Обучающиеся: Нет! Правда, трудно сделать двойной щелчок.

Педагог: Учитесь, эти навыки вам пригодятся в дальнейшем. Теперь поработаем с колесом прокрутки. Если мы будем вращать колесо прокрутки на себя, то изображение на экране будет перемещаться вниз, если от себя, то вверх [1].

3. Заключительная часть.

Педагог: На следующем занятии мы продолжим знакомиться, дружить и управлять компьютерной мышкой. А сейчас давайте подведем итоги занятия. Что нового вы узнали и чему новому научились? (Ответы обучающихся).

Педагог: Молодцы! Занятие подошло к концу. До встречи!

Литература:

  1. План конспект урока на тему «Манипулятор типа «мышь». — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/plan-konspekt-uroka-na-temu-manipulyator-tipa-mish-2874465.html (дата обращения: 31.01.2021).

Ключевые слова

педагог, дошкольный возраст, обучающийся, компьютерная мышь, колесо прокрутки, кнопка мыши
Задать вопрос