Использование флешмобов в формировании у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (39) февраль 2021 г.

Дата публикации: 31.01.2021

Статья просмотрена: 324 раза

Библиографическое описание:

Берлова, П. М. Использование флешмобов в формировании у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах / П. М. Берлова, Т. Д. Пустоутова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/6029/ (дата обращения: 26.04.2024).



Кроме традиционных для дошкольной педагогики форм работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах в настоящее время используются современные формы и технологии, которые изначально не были разработаны для работы с дошкольниками. Одной из таких технологий является — флешмоб.

Ключевые слова: актуальность проблемы, флешмоб, виды флешмобов, танцевальные флешмобы, моб-игры, арт-мобы, фаршинги.

В современной педагогической науке и практике проблема поиска путейрешения задач формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры безопасного поведения на дорогах занимает одно из центральных мест. Важность и актуальность данной проблемы для современной дошкольной педагогики обусловлена рядом причин.

Во-первых, введение в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования способности ребёнка соблюдать правила безопасного поведения [4].

Во-вторых, рост интенсивности дорожного движения на российских дорогах, систематическое обновление дорожных знаков, дорожных разметок, правил дорожного движения.Соответственно, должнывноситься изменениявсодержание дошкольного образования в области знакомства дошкольников с элементарными правилами дорожного движения [5].

В-третьих, накопление теоретических и практических исследований в данном направлении развития педагогической науки и практики. В настоящее время в организации образовательной деятельности с дошкольниками используются исследования Н. Н. Авдеевой, К. Ю. Белой, Р. Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой, А. В. Гостюшиным, Н. И. Клочановым, М.М Котик, О. А. Скоролуповой, Л. Л. Тимофеевой, Т. А. Шорыгииой идр.

В работах данных исследователей описываются задачи, содержание, а также формы, методы и приемы организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста. Предлагаемая во многих работах система организации образовательной деятельности включает обучениев различных формах организации деятельности детей: занятия, целевые прогулки инаблюдения, дидактические исюжетно-ролевые игры, работа сродителями ит.п. [7].

В-четвертых, исследования в области возрастных физиологических и психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Современные исследователи констатируют, что в силу возрастных особенностей дошкольники не способны обеспечитьсобственную безопасность, но данный период сенситивен для приобщения детей к культуре безопасности [4].

Отсюда, Л. Л. Тимофеева подчеркивает, что на протяжении всего дошкольногодетства сохраняются две важнейшие задачи, решаемые в рамках семьи и дошкольной образовательной организации (ДОО): обеспечение безопасностижизнедеятельности детей и выбор оптимальных методов, содержание работыпо формированию культуры безопасности на каждом возрастном этапе [6].

Кроме традиционных для дошкольной педагогики форм работы, в настоящее время используются современные формы и технологии, которые изначально не были разработаны для работы с дошкольниками. Одной из таких технологий является — флешмоб.

Флешмоб – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговорённые действия (сценарий) и затем расходится [2].

Цель флешмобов — привлечь внимание общественности к какой-то проблеме, развлечься, приобрести новых друзей, так как флешмоб рассчитан на случайных зрителей, вызывая чувства непонимания, интереса и участия.

Исследователи зарождение флешмоба связывают с выходом в октябре 2002 года книги американского социолога ГовардаРейнгольда «Умные толпы: следующая социальная революция», в которой автор предполагал, что люди будут использовать новые коммуникационные технологии (Интернет, сотовые телефоны) для самоорганизации. Понятие «умной толпы» стало основополагающим в дальнейшем развитии флешмобов и других подобных акций, которые используются в настоящее время во многих странах мира [7].

Поскольку такое явление как флешмоб в последнее время стремительно развивается и внедряется во многие сферы жизнедеятельности человека, исследователи изучают его в рамках различных научных дисциплин: социально-психологических (Г. М. Андреева, Г. В. Довжик, Е. И. Глухова др.), философско-коммуникативных (С. А. Демченков), политических (С. Н. Федорченко), социологических (А. А. Брешин и др.), юридических, экономических (А. Д. Кривоносов и др.).

Организация флешмобов опирается на следующие общепринятые принципы: спонтанность в широком смысле; отсутствие централизованного руководства, избранного руководителя; отсутствие каких-либо финансовых или рекламных целей; деперсонификация; участники флешмоба во время акции не должны никак показывать, что их что-то связывает; отказ от освещения флешмоба в СМИ.

Существуют различные виды флешмобов: классический, танцевальный, АРТ-мобы, экстрим-мобы, фан-мобы, фаршинги и мод-игры [7].

В условиях дошкольных организаций наиболее часто используются танцевальные флешмобы, моб-игры, арт-мобы, реже фаршинги.

Особенность организации флешмобов в практике дошкольного образования заключается в том, что они позволяет решать не только, и не столько, образовательные задачи, но и задачи создания эмоциональной заинтересованности детей, формирования мотивации, как внешней, так и внутренней, а также задачи сотрудничества с семьями воспитанников.

Кроме этого, флешмоб — это интересная форма борьбы с гиподинамией. Для детей гиподинамия гораздо более опасна, чем для взрослых. Это обусловлено тем, что детский организм только формируется, и движение ему необходимо для правильного и гармоничного развития.

Построение флешмоба в работе с детьми старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. Включая флешмобы в образовательную деятельность с детьми, педагог должен придерживаться определённой последовательности действий: определение тематического направления, идеи флешмоба; создание творческой группы по разработке сценария мероприятия, в которую включаются родители;разработка сценария; подготовка мобберов (детей и взрослых);определение даты и времени проведения флешмоба; организация фото- и видеосъемки; проведение флешмоба; демонстрация фото- и видеоотчетов [5].

Научных исследований в области использования флешмобов в работе со старшими дошкольниками над формированием их навыков безопасного поведения не проводилось, но в сети Интернет, в методических пособиях и журнальных публикациях представлено много практического материала из опыта работы отдельных педагогов и дошкольных организаций [1, 3, 4].

Многие педагоги отмечают преимущества данной технологии в сравнении с похожими традиционнымиформами организации образовательной деятельности. Это: отсутствие длительной подготовки; возможность импровизировать в танцевальных движениях; тесное сотрудничество педагогов, воспитанников и родителей; наличие, при необходимости, яркой и красочной атрибутики; возможность использования полученных навыков в самостоятельной образовательной деятельности.

В практике работы дошкольной организации «Детский сад № 5» были составлены сценарии и реализованы некоторые виды флешмобов.

 Танцевальные флешмобы — «Светофор» (сл. Н.Геут, муз. Е. Марочканич); «По улице» (сл. Г. Бойко, муз. Т. Шутенко); «Пешеходный переход» (сл. и муз.Е. Такшаетова). Особенность танцевальных флешмобов в детском саду заключается в том, что мобберы находятся среди детей, иногда в костюмах. Под знакомую детям музыку мобберы (родители и педагоги) выходят из толпы и начинают танцевать. Остальные (взрослые и дети) поддерживают их. Движения незамысловатые, простые, повторяющиеся.

 Моб-игры — «Пешеходы — Автомобили»; «Пассажир — Автобус»; «Повтори-ка». Моб-игра предполагает определённое взаимодействие участников во время проведения мероприятия. Между ними допустимы заранее оговорённые контакты (один круг выполняет одно упражнение, другой — другое или по очереди) Конец может быть непредсказуем. Например, «Играй сейчас» и участники включаются в предложенную по теме игру.

 Арт-моб — «Светофор из «Радуги» [3]; «Останься дома» [1]. Арт-мобам имеют определенную художественную ценность, поэтому более сложны в реализации и подготовке, а также предполагают репетиции. Арт-мобы выполняются небольшим количеством участников с использованием реквизита, но при этом не перестает быть мобом, потому как все основные принципы во время выступления соблюдаются.

Таким образом, опыт практической работы в условиях дошкольной образовательной организации по использованию флешмобов в целях формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах показал эффективность данной технологии.

Систематическое использование флешмобов позволяет закреплять полученные в других формах работы знания и представления, а также положительно сказывается на физическом, эмоциональном и коммуникативном развитии детей, способствуетболее эффективному сотрудничествус семьями воспитанников.

Литература:

  1. Арт-Моб-Акция «Останься дома». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=brNJ2vvtNCc(дата обращения 27.01.2021)
  2. Крысин, Л. П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов. — М.: Эксмо, 2011. — 864 с.
  3. Лазорева, О.Ю Сценарий флешмоба по ПДД. [Электронный ресурс] Режим доступа:https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/01/09/stsenariy-fleshmoba-po-pdd. (датаобращения 27.01.2021)

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 26.01.2021)

  1. Приходская, Н.А. Особенности проведения флешмоба в ДОУ. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2018/06/21/ (дата обращения 26.01.2021)
  2. Тимофеева, Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. — 160 с.
  3. Флешмоб. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Флешмоб (дата обращения 26.01.2021)

Ключевые слова

актуальность проблемы, флешмоб, виды флешмобов, танцевальные флешмобы, моб-игры, арт-мобы, фаршинги
Задать вопрос