Проектирование содержания социальной адаптации дошкольников на основе интеграции деятельности педагога-психолога, музыкального руководителя и педагога по изобразительному искусству | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Общие вопросы дошкольной педагогики

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (39) февраль 2021 г.

Дата публикации: 17.01.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Хрипунова, А. А. Проектирование содержания социальной адаптации дошкольников на основе интеграции деятельности педагога-психолога, музыкального руководителя и педагога по изобразительному искусству / А. А. Хрипунова, Г. В. Макарова, А. В. Гусева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5959/ (дата обращения: 20.04.2021).



Статья посвящена рассмотрению проблемы социальной адаптации дошкольников в детском саду. Отмечено, что важным аспектом в плане проектирования содержания социальной адаптации дошкольников является интегративный подход, так как компетенции социального научения формируются в результате объединения частей педагогической деятельности.

Ключевые слова: интеграция; дошкольники; социальная адаптация; проектирование.

Введение. Одной из приоритетных задач современного образования является формирование социально адаптированной личности. Социальные и экономические преобразования в мире и во всех сферах жизнедеятельности требуют от людей широких познавательных возможностей, высокого уровня критического мышления, аргументированности в общении, инициативности, самостоятельности, готовности к межкультурному взаимодействию.

Изучением особенностей процесса социальной и психологической адаптации занимались отечественные и зарубежные ученые (Е. М. Беспаленко, Н. В. Бордовская, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский, A. A. Началджян, Ж. Пиаже, А. А. Реан и многие другие).

Изучению феномена социальной адаптации посвящены труды К. А. Абульхановой-Славской, С. Л. Рубинштейна, Р. Штайнера, Э. Эриксона и др. Социальную адаптацию как приспособление человека к социальной среде рассматривается в научных работах Б. Н. Алмазова, С. П. Иваненкова, Я. Л. Коломинского, Т. Парсонса, А. Б. Петровского, Ж. Пиаже и др. Наибольший вклад в изучение учебной адаптации и адаптации к образовательной организации внесли Б. Г. Ананьев, Д. А. Андреева, Т. А. Голубева и др.

Исследования проблемы адаптации к дошкольной образовательной организации принадлежат Л. А. Венгер, Е. А. Лисиной, Л. А. Ясюковой. И практически все авторы акцентируют внимание на интегрированности социальной адаптации, включая семью и ближайшее окружение ребенка.

При проектировании содержания социальной адаптации дошкольников на основе интеграции мы исходили из условий, способствующих более комфортному и эмоционально-привлекательному пребыванию детей в детском саду. Для этого необходимо объединить усилия педагогов и разработать единую модель содержания социальной адаптации.

Цель исследования : разработать и реализовать модель проектирования содержания социальной адаптации дошкольников в образовательной организации на основе интеграции.

Предмет исследования — социальная адаптация дошкольников в условиях детского сада.

Объект исследования — содержание социальной адаптации на основе интеграции.

Задачи: психолого-педагогическое исследование дошкольников(изучались преимущественно структурно-динамические аспекты взаимоотношений, раскрывалась статусная структура группы, определялся ряд индивидуальных групповых социально-психологических индексов, исследовались динамические характеристики параметров); планирование на основе полученных от педагога-психолога социально-педагогических индексов корригирующей и развивающей деятельности; развитие специальных музыкальных и ИЗО способностей; педагогический мониторинг.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие дошкольники и педагоги МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 162». Начало исследования 2019 г.

Модель проектирования содержания социальной адаптации дошкольников на основе интеграции в МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 162»

Рис. 1. Модель проектирования содержания социальной адаптации дошкольников на основе интеграции в МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 162»

Модель представляет собой систематизированную, объединенную деятельность педагогов образовательной организации, направленную на создание условий успешной социальной адаптации дошкольников. Интеграция в данном случае необходима по причине отсутствия у многих детей навыков коммуникативного взаимодействия, что приводит к эмоционально-волевому дисбалансу. Ребенок не может понять неприятие его группой и тяжело переживает отвержение, хотя причина в отсутствии у него навыков общения. Поэтому наиболее существенными факторами, определяющими характер социальной адаптации дошкольников являются:

а) индивидуальные особенности их физического и психологического состояния;

б) интеграция участников воспитательно-образовательного процесса;

в) целенаправленная организация адаптационных мероприятий.

На этапе диагностики приспособляемости и социального статуса устанавливались закономерные связи между выявленными структурно-динамическими показателями и содержательными личностными и групповыми характеристиками. На этом этапе удалось определить лидеров и аутсайдеров, лидирующие и конфликтующие группировки, распределение социальных ролей. Хотя в дошкольном возрасте социальные роли динамичны, и некоторые из них могут измениться к концу дня пребывания детском саду, но все же объективность показателей доказана наблюдением воспитателей в режимных моментах.

Отмечено, что между детьми складываются сложные отношения, несущие на себе отпечаток реальных социальных зависимостей во «взрослом» обществе. Положение дошкольника в системе личных взаимоотношений не только зависит от целого ряда факторов, но и является существенной предпосылкой формирования личности. Доказано учеными педагогами, что качества личности и особенности поведения, обуславливающие положение человека в обществе, могут быть поняты и обратно, а именно, как результат воздействия на личность того статуса, который он приобретает в группе детского сада, а затем в классном коллективе. В связи с этим возникает ряд важнейших педагогических проблем, прежде всего — проблема изолированного ребенка и ребенка, на которого все дети переносят свои негативные эмоции. Интеграция усилий всех педагогов направлена на решение этой проблемы. В модели отмечено, что музыкальный руководитель и педагог по ИЗО играют важную роль в оказании помощи при сложной адаптации. Например, ребенок, склонный к агрессивному поведению, отвергаемый другими детьми, может реализовать себя в рисовании или в музыкально-театрализованной деятельности. Ощущение своей значимости может повысить его социальный статус и адаптировать в обществе детей. Проводимые в детском саду выставки изобразительного искусства, творческих проектов, поделок, для сложно адаптирующихся детей являются хорошим проводником для формирования высокой самооценки.

Таким образом, проведенные мониторинги показали эффективность модели. Полученные данные подтверждают устойчивость благоприятного положения в сфере межличностных отношений в группах детского сада. Но это не снимает важной педагогической проблемы. Помочь детям, оказавшимся в социально-психологической изоляции — задача не из легких, но решаема. Воспитателям предложено совместно с педагогом-психологом, музыкальным руководителем, педагогом по изобразительному искусству выяснить причины, обуславливающие такое положение и предложить разработать образовательные события, улучшающие, стабилизирующие межличностные взаимоотношения детей, а также способствующие успешной социальной адаптации.

Литература:

  1. Беспаленко Е. М., Веденеева Г. И. Технология организации созидательного общества детей и взрослых в учебном учреждении. Вестник ВОИПКРО выпуск № 14, Воронеж — 2005, с. 35–42
  2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Издательство: Мозаика-Синтез, 2013 г, 304 с.
Задать вопрос