Коллаборация воспитателей и музыкального руководителя в детском саду в области художественно-эстетического развития дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Крамаренко, И. И. Коллаборация воспитателей и музыкального руководителя в детском саду в области художественно-эстетического развития дошкольников / И. И. Крамаренко, Л. В. Маракушина, А. В. Гусева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5948/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена вопросам активного сотрудничества воспитателей и музыкального руководителя в дошкольной образовательной организации. Описан акцент деятельности в области художественно-эстетического развития дошкольников. Аргументирована модель коллаборации воспитателей и музыкального руководителя в области художественно-эстетического развития дошкольников.

Ключевые слова: коллаборация; художественно-эстетическое развитие; дошкольники.

Введение. Педагогический процесс в современной дошкольной образовательной организации — это процесс, ориентированный на идеи реализации федеральных государственных образовательных стандартов, субъектно-объектных отношений, диалогичности, гуманности, соблюдение принципов здоровьесбережения, психолого-педагогического сопровождения ребенка в развитии его индивидуального потенциала, обогащения внутреннего мира. (В. И. Богословский, А. Г. Гогоберидзе, В. Г. Каменская, Н. Н. Михайлова, С. Ф. Юсфин и др.). Успешность реализации обозначенных идей зависит от коллаборации педагогических работников.

К проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования картины мира, отношения к средству нравственного и интеллектуального воспитания, т. е. как средству формирования разносторонней, духовно богатой личности обращались многие ученые, исследователи, деятели культуры, такие как А. Адлер, Л. С. Выготский, Д. Б. Кабалевский, A. C. Макаренко, A. M. Новиков, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др. Считается, что наиболее благоприятным для этого является дошкольный возраст. Чувство красоты окружающей природы, людей, информационно-коммуникативные средства создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, пробуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает когнитивные процессы, мотивационно-потребностную и волевую сферы.

Таким образом, в современной образовательной ситуации достаточно четко обозначается противоречие между требованием к обеспечению нового качества педагогического процесса детского сада как художественно-эстетического развития ребенка и неготовностью педагогов к его реализации из-за отсутствия методической деятельности образовательного учреждения в области художественно-эстетического развития.

На основании изучения научной литературы было проведено исследование, позволяющее определить проблемное поле, рассмотреть условия эффективности коллаборации воспитателей и музыкального руководителя в детском саду в области художественно-эстетического развития дошкольников.

Проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия коллаборации воспитателей и музыкального руководителя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в условиях современных требований, предъявляемых к дошкольному образованию.

Цель исследования заключается в разработке содержания художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Объектом исследования является коллаборация воспитателей и музыкального руководителя в образовательном процессе ДОО.

Предмет исследования — художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

В основу исследования нами была положена гипотеза, согласно которой художественно-эстетическое развитие дошкольников будет эффективным, если:

− выявить особенности художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в ДОО и учесть коллаборацию педагогов;

− создать соответствующую развивающую предметно — пространственную среду в условиях детского сада;

Задачи исследования:

  1. Проанализировать проблему исследования в психолого-педагогической литературе и представить ее теоретическое обоснование.
  2. Спроектировать и внедрить в практику модель коллаборации педагогов по художественно-эстетическому развитию детей.
  3. Проверить эффективность реализации модели и определить динамику уровня художественно-эстетических компетенций и дошкольников.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие дошкольники и педагоги МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 162» города Воронежа. Исследование длится с 2019 года. Для достижения цели разработана модель художественно-эстетического развития дошкольников в коллаборации воспитателей и музыкального руководителя.

Модель разработана с условием художественно-эстетического развития дошкольников в детском саду и способствует становлению таких личностных качеств как: развитие мышления через решение творческих задач; осознанное построение своей игровой деятельности в детском саду с учетом использования развивающей предметно-пространственной среды; оценивание собственной творческой деятельности и ее результатов на основе; формирование системы общекультурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах, поведенческих реакциях; формирование целостной картины мира, требуемому современному уровню знания о художественно-эстетических ценностях.

Модель коллаборации педагогов по художественно-эстетическому развитию детей

Рис. 1. Модель коллаборации педагогов по художественно-эстетическому развитию детей

При реализации модели педагоги опирались на концептуальные подходы к художественно-эстетическому развитию детей, как один из главных компонентов личностной культуры. B. Т. Кудрявцев, В. А. Синельников, Е. А. Дубровская, Т. Г Казакова, Н. Н. Юрина в своих трудах рассматривают процесс художественно-эстетического развития детей как процесс освоения универсальных способностей. К универсальным способностям они относят: реализм репродуктивного воображения, аналитические способности, преобразовательный характер творческих решений, тяготение к исследовательской деятельности, экспериментирование, критическое мышление.

Плановые мониторинги показали, что модель систематизирует деятельность воспитателей и музыкального руководителя. Коллаборация воспитателей и музыкального руководителя в области художественно-эстетического развития дошкольников базируется на дидактических принципах; многокультурности, положительных субъектно-объектных отношениях педагогов и воспитанников; эмпатии, интериоризации, рефлексивного управления художественно-эстетическим образованием и интеграции.

Таким образом, была выявлена эффективность реализации модели при коллаборации воспитателей и музыкального руководителя, решая совместные педагогические задачи

Литература:

  1. Бережнова, О. В. Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации [Текст]: методическое пособие / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. — М.: Изд. дом «Цветной мир», 2014. — 143 с.: ил. — ISBN 978–5-4310–0208–3
  2. Беспаленко Е. М. Новые взгляды на творческие способности. Вестник ВОИПКРО выпуск № 11, Воронеж-2004, с.96–103.
Задать вопрос