Тьютор — новая должность в ДОУ (из опыта психолого-педагогического сопровождения) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (39) февраль 2021 г.

Дата публикации: 19.01.2021

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Солдатова, О. А. Тьютор — новая должность в ДОУ (из опыта психолого-педагогического сопровождения) / О. А. Солдатова, Е. А. Окунева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5944/ (дата обращения: 25.01.2021).

Препринт статьи



В статье рассматривается проблема организации тьюторской деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Разработаны и представлены условия и особенности реализации программы психолого-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: тьютор, должность, профессиональная роль, тьюторская деятельность, психолого-педагогическое сопровождение, профессионально-личностное развитие, эмоциональный интеллект.

В системе образования России в последние несколько лет происходят существенные изменения. Связаны они с принятием и началом введения новых ФГОС дошкольного, начального, основного общего образования.

Приняты и введены профессиональные стандарты «Педагог-психолог (психолог в системе образования)», «Специалист в области воспитания», куда входит обобщенная трудовая функция «Тьюторское сопровождение обучающихся» [6, 7, 10].

Принятие этих документов обуславливает необходимость переосмысления своей профессиональной деятельности педагогическими работниками дошкольных и общеобразовательных учреждений, к числу которых относятся должности педагога ДОУ, учителя-дефектолога, педагога-психолога. Помимо этого, возникает необходимость корректировать цели, характер и содержание программ психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов. Стратегические изменения, происходящие в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), требуют выстраивания системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в контексте данных изменений на практике [13].

В МАДОУ Детский сад № 133 в течение 2018–2020 гг. проходила апробация примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с расстройствами аутистического спектра (далее — ПрАООП ДО для детей с РАС) АООП ДО [8].

В процессе апробации для обеспечения более эффективных результатов проявилась необходимость в тьюторской деятельности. Наименование происходит от лат. tueor — заботиться, оберегать; англ. tutor — наставник. Тьютор — это специалист, который сопровождает ребенка в процессе освоения им новой деятельности/действия (навыка) и организует условия для реализации его индивидуальной образовательной траектории (образовательного маршрута, индивидуальной образовательной программы) [14].

Для осуществления ее в перечень должностей педагогических работников была включена должность тьютора. Требования к тьютору определены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») [6].

В силу того, что это новая должность, новая деятельность, молодым педагогам на этапе их адаптации в профессии в должности тьютора потребовалось дополнительное обучение и курирование со стороны специалистов психолого-педагогического сопровождения ДОУ. После наблюдения за работой тьюторов, собеседования с ними и анкетирования были получены результаты, которые представлены на Рисунках 1–3.

Самоанализ уровня профессиональной компетентности

Рис. 1. Самоанализ уровня профессиональной компетентности

По результатам опросника выше всего тьюторы оценивают в себе умение привлечь детей к деятельности; умение создавать мотивацию у детей; компетентность в методах развития и коррекции детей, а также уровень общей культуры. Самые низкие оценки по шкалам «Умение проводить корректное профессиональное наблюдение», «Умение разработать собственную программу».

Диагностика эмоционального интеллекта

Рис. 2. Диагностика эмоционального интеллекта

Более высокие показатели отмечаются по шкале «Внутренний аспект эмоционального интеллекта», то есть выше развиты способности к осознанию своих чувств и управлению ими. Намного ниже показатели по шкале «Внешний аспект эмоционального интеллекта», т. е., требуется развивать внимание к эмоционально миру других людей.

Диагностика эмоционального выгорания

Рис. 3. Диагностика эмоционального выгорания

Результаты опросника показывают, что участники чувствуют себя достаточно эффективными в профессиональном плане и целостными в личностном плане. Но данные показывают, что эмоциональное истощение специалистов на уровне выше среднего.

Для решения данной проблемы нами была разработана программа психолого-педагогического сопровождения тьюторской деятельности на основе нормативно-правовой базы [6, 7, 8, 10, 11, 13]. Опираясь на полученные данные диагностики и на нормативно-правовую базу, мы также учли то, что тьюторская деятельность требует не только конкретных профессиональных навыков, но и особенных личностных черт, а именно: умения владеть своим состоянием и управлять актуальной ситуацией.

Цель программы сопровождения тьюторской деятельности:

Создание социально-психологических условий для развития личности педагогов. Поскольку педагог для ребенка — значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться взрослые, которые имеют не только высокий уровень профессионализма, но и занимаются своим личностным развитием и совершенствованием.

Основные задачи:

  1. Развитие информационно-теоретической осведомленности тьюторов.
  2. Развитие эмоционального интеллекта тьюторов (осознанности, саморегуляции, эмпатии, навыков отношений).
  3. Развитие у тьюторов мотивации к профессиональному и личностному самосовершенствованию.
  4. Развитие позитивных установок как в отношении себя, так и в отношении других людей, работы и жизни вообще.
  5. Способствование сохранению в педагогическом коллективе благоприятного психологического климата, снижение уровня конфликтности, агрессивности.

Принципы психолого-педагогического сопровождения:

— комплексности;

— системности;

— рациональности;

открытости и доступности;

— построения взаимодействия на основании приоритетов во взаимодействии субъектов;

— обеспеченности психологического комфорта;

— принцип персонифицированности в профессионально-личностном развитии.

Программа рассчитана на40 часов, регулярность занятий меняется: в первый месяц — 1 раз в неделю по 2 часа, затем 2 раза в месяц по 2 часа. Форма занятий — групповая.

Формы и методы в программе направлены на формирование прогностических, информационных, коммуникативных, аналитических, конструктивных, организаторских, других умений и навыков, необходимых тьютору для успешного осуществления педагогической деятельности.

В программе используются интерактивные методы, которые позволяют оптимизировать взаимодействие всех участников. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Таблица 1

Интерактивные методы

Название метода

Описание метода

1.

Метод обучения в сотрудничестве

Позволяет перейти от пассивного принятия знаний к активному и самостоятельному обучению

2.

Тренинговый метод

Предполагает выявление, обсуждение и поиск выходов в сложных ситуациях. Выявляются мнения, позиции, убеждения и установки каждого участника общения. Проблема рассматривается с разных сторон и уточнить различные точки зрения и позиции, а также снизить сопротивление и возможные риски в восприятии новой информации.

3.

Игровой метод

Содействует процессу обучения через закрепление поведенческих навыков и приобретение новых форм речевых и невербальных средств коммуникации. Основная цель использования ролевых игр — моделирование поведения, воссоздание ситуации взаимодействия человека с окружающей средой. Игры в тренинге способствуют созданию новых решений и подходов к сложным человеческим проблемам, оценке адекватности этих решений и усовершенствованию существующих навыков.

4.

Метод релаксации

Способствует обучению мышечной релаксации, самовнушению, умению контролировать непроизвольную умственную активность, включающую в себя когнитивные функции и процессы.

Формы организации занятий

Лекции, семинары, групповые игры, парное и индивидуальное самообучение , круглый стол, групповая дискуссия, ролевая игра, дискуссия. Аутотренинг и дыхательные практики, основанные на максимальном психическом и мышечном расслаблении, сочетающимся с самовнушением.

Содержание программы

Программа состоит из трех взаимосвязанных блоков, представленных в Таблице 2

Таблица 2

Стратегическое планирование реализации программы

Виды деятельности

1 блок. Организационно-диагностический

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической осведомленности педагогов; развитие умения анализировать и критически мыслить, совместно находить новые пути решения возникающих трудностей; сплочение коллектива

Стартовая диагностика тьюторов ДОУ:

— «Синдром выгорания», Водопьянова Н. Е. [1].

— «Самоанализ профессиональной компетентности», модификация методики оценки уровня квалификации педагогических работников [9].

— «Диагностика эмоционального интеллекта», Мануйлова М. А. [5].

Сплочение команды тьюторов для успешной профессиональной реализации в ходе образовательной деятельности.

Консультирование педагогов по результатам диагностики. Совместный поиск решения возникающих проблем в ходе обсуждения, беседы.

2-й блок. Формирующий

Цель: создание социально-психологических условий для развития профессиональной компетентности и личности тьюторов.

Применение методов и форм для обеспечения личностного развития педагогов

Развитие информационно-теоретической компетентности тьюторов и совершенствование их педагогической деятельности в работе с детьми с ОВЗ

Примерные темы занятий:

— Эффективное взаимодействие в команде.

— Ведение документации тьютора

— Основные психолого-педагогические подходы в работе с детьми с ОВЗ

— Структурирование среды при работе с детьми с ООП. Визуальное расписание.

— Альтернативная коммуникация.

— Работа с проблемным поведением.

— Целеполагание и определение приоритетных жизненных ценностей.

— Осознание неконструктивных стереотипов поведения и расширение репертуара поведенческих стратегий

— Развитие эмоционального интеллекта. Переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа и рефлексии

— Профессиональные компетенции тьюторов. Осознание и принятие своих чувств, работа с негативными чувствами

3-й блок. Рефлексивно-аналитический

Цель: оценка эффективности программы. Рефлексия и анализ.

Промежуточная диагностика тьюторов:

— «Синдром выгорания», Водопьянова Н. Е. [1].

— «Самоанализ профессиональной компетентности», модификация методики оценки уровня квалификации педагогических работников [9].

— «Диагностика эмоционального интеллекта», Мануйлова М. А. [5].

Рефлексия по результатам реализации программы

Сравнительный анализ эффективности программы

Р езультаты реализации программы

В ходе реализации программы психолого-педагогического сопровождения тьюторской деятельности были получены следующие результаты:

  1. Новый опыт тьюторов.

— Повышение уровня информационно-теоретической осведомленности.

— Развитие личностной осознанности, овладение психотехническими приемами эмоциональной саморегуляции, развитие эмпатии и навыков конструктивных отношений.

— Развитие мотивации к профессиональному самосовершенствованию личности через повышение самооценки, стрессоустойчивости, работоспособности, через снижение уровня тревожности и эмоциональной напряженности.

  1. Новый опыт разработчиков и реализаторов программы (педагог-психолог, учитель-дефектолог).

— Разработка и реализация программы по повышению психологической компетентности тьюторов, работающих с детьми с ОВЗ.

— Эффективное взаимодействие в команде специалистов, осуществляющих образовательную деятельность в ДОУ (воспитатель, тьютор, ассистент, помощник воспитателя, дефектолог, психолог).

— Совершенствование навыков обучения и проведения дискуссии.

— Анализ основ и особенностей новой профессии в системе дошкольного образования (тьютор).

— Освоение новых методов визуализации и инфографики.

  1. Новый опыт педагогического коллектива ДОУ.

— Снижение конфликтности в педагогическом коллективе.

— Повышение у педагогов активной жизненной позиции, развитие благоприятного психологического климата.

Изначально программа строилась в соответствии со знаниями и положениями психологии и дефектологии.

Проведя начальный курс занятий по созданию благоприятного климата в рабочей группе тьюторов, мы продолжили подробно знакомить тьюторов с особенностями профессии, с приемами и технологиями работы с детьми ОВЗ, с основами возрастной и дифференциальной психологии. Особое внимание уделялось развитию эмоционального интеллекта специалистов и обучению приемам саморегуляции эмоционального состояния.

Программа тьюторского сопровождения в настоящее время развивается, ее содержание корректируется и дополняется в соответствии с полученными результатами и актуальными для педагогов запросами.

В частности, намечены в каждом блоке программы (профессиональном и личностном) следующие направления воздействия:

1. Обучение тьюторов разработке собственных программ.

2. Развитие навыков профессионального наблюдения.

3. Обучение АВА-терапии в работе с детьми с ОВЗ как эффективного метода коррекции нежелательного поведения

4. Углубление работы по развитию способности к распознаванию, пониманию и изменению эмоциональных состояний других людей.

5. Развитие и укрепление навыков самоконтроля за психофизическим состоянием.

Литература:

1. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. -СПб.: Изд-во «Речь», 2005. — 336 с.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М., ООО «Манн, Иванов, Фербер», 2018.

3. Морозов С. А. Современные подходы к коррекции детского аутизма (обзор и комментарии). М., 2010.

4. Морозова С. С. Основные аспекты использования АВА при аутизме. М., 2013.

5. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Под ред. Л. М. Митиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.

6. Приказ министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» от 26 августа 2010 № 761н (зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638). [Электронный ресурс] / URL: https://base.garant.ru/199499/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] / URL: https://base.garant.ru/71166760/

8. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] / URL: https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/1397/praoop_do_ras-_n.pdf

9. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под науч. ред. В. Д. Шадрикова. — М.: Логос, 2011. — 168 с.

10. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н) [Электронный ресурс] / URL: http://www.numpy.org. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71495630/

11. Положение о службе психолого-педагогического сопровождения МАДОУ детский сад № 133 г. Тюмень. [Электронный ресурс] / URL: http://detsad133.ru/wp-content/uploads/Положение-ППС.pdf

12. Психогимнастика в тренинге. Серия: Психологический тренинг / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. — СПб.: Институт Тренинга, 2001.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс] / URL:https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

14. Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс] / URL: https://gufo.me/dict/bes

Задать вопрос