Организация дистанционного обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы студии развития «Дошкольник плюс» отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи») | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Белая, Р. Ю. Организация дистанционного обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы студии развития «Дошкольник плюс» отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи») / Р. Ю. Белая, Н. Н. Терехова, Л. Н. Катаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5768/ (дата обращения: 16.01.2021).



Ключевые слова: дистанционное обучение, дошкольный возраст, педагог, ребенок, дистанционная работа, образовательный процесс.

В главе 2 статьи 13 и 16 ФЗ «Об образовании в РФ» определено, что «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ».

В области исследования дистанционных образовательных технологий нет единства терминологии, в научной литературе часто используются такие понятия, как дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционные образовательные технологии, информационные технологии, информационно-коммуникационные технологии, которые применяют для характеристики особенностей обучения на расстоянии с применением современных информационных технологий или традиционной почтовой связи. В рамках данной статьи будет использован термин «дистанционное обучение», под которым мы будем понимать форму обучения, при которой взаимодействие педагога и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами технологий интернета или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

До недавнего времени все, что писалось о дистанционном обучении, имело отношение к профессиональному образованию, обучению взрослых, школьников, но не к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, поскольку широкая практическая потребность в данной форме обучения отсутствовала. Ситуация изменилась с началом пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Возникла необходимость в новом способе обеспечения доступности дополнительного образования для обучающихся дошкольного возраста, предполагающем предоставление детям и их родителям возможности обучения образовательным программам непосредственно по месту жительства в удобное для него время.

В данной статье хотелось обобщить опыт организации дистанционного обучения по модулям «Лепка» и «Художественный труд» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Солнечный зайчик» (автор — Парамзина Н. В.) с обучающимися 4–6 лет студии развития «Дошкольник плюс» отдела «Центра интеллектуального и творческого развития «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» города Оренбурга. Целенаправленно постараемся избежать оценок для того, чтобы, ознакомившись со статьей, каждый сам сделал для себя вывод о достоинствах и недостатках дистанционной работы с обучающимися дошкольного возраста.

Поскольку переход к дистанционному обучению был осуществлен спонтанно, в связи с вводом в нашей стране режима самоизоляции, педагоги дополнительного образования оказались не готовы к организации дистанционного обучения. Отсутствие у них профессиональной подготовки и опыта в области дистанционной работы, отсутствие образовательных площадок, и иногда даже отсутствие уверенности в том, что их способностей хватит для изучения всех технологий и их успешного применения — все это негативно отражалось на мотивации профессиональной деятельности в первые дни дистанционного обучения. Все эти вопросы пришлось решать по ходу работы и, хочется отметить, что профессионализм педагогов и их преданность выбранной профессии помогали им находить эффективные и интересные пути решения.

Следующая проблема заключалась в готовности самих обучающихся, а в случае работы с детьми дошкольного возраста в готовности к дистанционному обучению их родителей. В процессе дистанционного обучения учащиеся сталкивались с рядом преград в виде своих индивидуальных особенностей и условий обучения. На сегодняшний день не существует дистанционных программ, которые учитывали те или иные индивидуальные особенности каждого учащегося и, скорее всего, создать такие индивидуальные программы невозможно. Кроме того, дистанционную работу с дошкольниками очень сильно осложняет тот факт, что ребенок не может самостоятельно подключиться к дистанционной площадке и начать работу с педагогом — у него просто отсутствуют необходимые знания и навыки. На занятии обязательным является присутствие взрослого человека, который будет обеспечивать работу технических средств. Значительная часть родителей, с которыми пришлось взаимодействовать, продолжили свою работу, и дети находились под присмотром бабушек и дедушек, навыки работы которых в области компьютерных технологий оставляют желать лучшего. Родители, имеющие еще и детей школьного возраста, при распределении времени использования компьютера отдавали приоритет им. Именно поэтому работа в онлайн режиме с использование программы Zoom была отвергнута родителями. Решено было осуществлять реализацию программы в режиме офлайн. Для работы были выбраны наиболее распространенные и удобные мессенджеры «WhatsApp» и «Viber». Родители каждой группы обучающихся были объединены в отдельные группы в мессенджерах. В этих группах согласно расписанию студии развития педагог размещал задания, определял сроки их выполнения, комментировал для родителей особенности работы. Для обучающихся творческих групп четырех и пяти лет использовался также YouTube канал Раиса Белая (https://bit.ly/2zrLwoB), на котором размещались снятые педагогом ролики пошагового изготовления поделок.

Для группы обучающихся 6 лет было организовано обучение с помощью сервиса Google Classroom, который позволил быстро создавать и упорядочивать задания, выставлять оценки, оставлять комментарии и общаться с обучающимися. В свою очередь, учащиеся смогли бы хранить задания на Google Диске, а также сдавать выполненные работы в Классе и напрямую общаться друг с другом и с педагогом. Но, к сожалению, данная система по мнению родителей оказалась слишком сложной и дальнейшее взаимодействие осуществлялось в «Viber».

В самом начале дистанционного обучения обратная связь с родителями была очень активной. Родители регулярно присылали фото выполненных работ и поделок обучающихся. Сотрудничество с родителями было очень тесным, велось регулярное взаимодействие как по вопросам, касающимся образовательного процесса, так и по вопросам об особенностях возрастной психологии обучающихся. Родители, оказавшиеся в новой для себя ситуации, нуждались в психологической помощи и поддержке. Постепенно стала наблюдаться тенденция снижения обратной связи с родителями. Этому послужил целый ряд причин. Во-первых, режим самоизоляции был ослаблен, и все большее число родителей постепенно стало выходить на работу, соответственно количество времени, которое они могли уделять занятиям с ребенком сильно сократилось, а дети дошкольного возраста самостоятельно обучаться не могут. Во-вторых, в ходе длительного дистанционного обучения мотивация обучающихся постепенно снижалась. Многие родители обратили на это внимание и обращались за помощью к педагогам. Ребята стали скучать по своим сверстникам, педагогам и посещению студии развития «Дошкольник плюс». Родители говорили о том, что дети просят отвести их в студию, говорят о том, что они хотят заниматься там, а не дома. Иногда для повышения мотивации педагог использовал сеансы видеосвязи с помощью мессенджера «Viber». Несколько минут общения педагога с обучающимся, возвращали ребенка к занятиям. Ребятам было важно, что о них помнят, что их ждут в Центре, что как только режим самоизоляции снимут, они вернутся к традиционным занятиям.

Конечно, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа была реализована педагогом в полном объеме для обучающихся всех возрастов, несмотря на изменение формы обучения. Однако, образовательный процесс в период дистанционного обучения был более сложным, «тяжелым» для обеих сторон. Ведь при всем многообразии методов и педагогических технологий, применяемых в работе с дошкольниками, ведущим из них, несомненно, остается игра. Вовлекая обучающихся в образовательный процесс, педагог тесно контактирует с ними, чувствует аудиторию и тогда может изменять ход занятия в зависимости от ситуации. Педагогу важно видеть глаза детей, их реакцию, настроение для того, чтобы создать нужную ситуацию (ситуацию успеха, соревнования, рассуждения и т. д.) в нужный момент. Когда что-то не получается, заботливая рука педагога берет в свою руку детскую ладошку, и совместно они справляются с «капризным» карандашом или «неудобными» ножницами. В этот момент ребенок чувствует поддержку и уверенность в том, что все у него получится. Именно при таких условиях процесс обучения становится живым и интересным детям дошкольного возраста.

Задать вопрос