Потребность в аффилиации в межличностном общении дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Засимская, Т. Г. Потребность в аффилиации в межличностном общении дошкольников / Т. Г. Засимская, Г. А. Вяткина, Ю. С. Семенова, И. В. Мошкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5359/ (дата обращения: 22.01.2021).



Изучается стремление дошкольников быть в обществе других детей, потребность в создании теплых, эмоционально значимых отношений с другими детьми и людьми. Доказано, что формирование аффилиации обусловлено характером взаимоотношений дошкольников с родителями. Выявлено, близость в семье приводит к снижению тревожности у дошкольников, смягчая последствия физиологического и психологического стресса.

Ключевые слова: аффилиация, дошкольники, семья, тревожность, взаимоотношения, потребность, эмоции.

Введение. Потребность дошкольников в аффилиации — это потребность в создании теплых, эмоционально значимых отношений с другими детьми и взрослыми. От удовлетворения этой потребности во многом зависит психологическое благополучие личности ребенка. Актуальность исследования обусловлена проблемой многогранного изучения развития аффилиации у дошкольников и её диагностики. В настоящее время нет достаточной разработанности в педагогике и психологии потребности в аффилиации детей дошкольного возраста. При всем многообразии социологических исследований в области коммуникативных взаимодействий и развития общения до настоящего времени недостаточно рассматривалось изучение взаимосвязи стилей поведения в конфликте мотивации аффилиации у дошкольников. Взаимосвязь мотивов и потребностей, т. е. мотив формируется через нужду, потребность, то аффилиация — это нужда в понимании ребенка и его эмоций другими людьми, в первую очередь, родителями.

В. С. Мухина пишет: «В детстве для ребенка нет ничего естественнее, чем ощущение любви и защищенности в своей семье. Для ребенка семья — это источник трепетных эмоциональных переживаний» [2, с.95].

Е. М. Беспаленко акцентирует внимание на понятии «эгоречь», которое связано со стремлением человека говорить о себе, о своих проблемах и заботах, во имя реализации функций выплескивания, что весьма полезно и адаптивно в биологическом смысле [1].

Изучением потребности ребенка в общении и признании занимались многие педагоги и психологи (Б. Г. Ананьев, Г. С. Андреева,Е. М. Беспаленко, М. В. Битянова, Н. И. Бордовская, А. А. Леонтьев, И. С. Кон, Р. С. Немов, А. Д. Урсул, А. А. Реан, и др.). Через процесс общения ребенок, как и взрослый удовлетворяет собственные потребности в эмоциях и впечатлениях, в признании и поддержке, в умении понимать эмоции других людей.

Одной из острых проблем ребенка дошкольника при недостатке аффилиации — одиночество. Чувство одиночества возникает по ряду причин: в адаптационный период не может разобраться, как вести себя с окружающими в детском саду; заниженная самооценка: высокий уровень тревожности; недоверие к окружающим. И те дети, которые не могут проявить свою индивидуальность стараются избегать контактов с другими детьми и со взрослыми, происходит самоизоляция и уход в свои детские переживания. В связи с этим возникает проблема исследования — как мотивировать на реальное общение дошкольников с учетом аффилиационной составляющей.

Цель исследования — изучение мотивации аффилиации в межличностном общении у дошкольников как потребности.

Предмет исследования — аффилиация у дошкольников различных возрастных групп.

Объект исследования — потребность и мотивы аффилиации у дошкольников.

Гипотеза исследования: потребность в аффилиации у дошкольников связана со спецификой социальной ситуации развития, на которую оказывают влияние социальные, семейные, личностные, факторы.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники различных возрастных групп МБДОУ «ЦРР — Детский сад № 166» г. Воронежа. Начало исследования 2018 год. Методы исследования: образовательные кейсы; проблемные ситуации; сюжетно-ролевые игры.

Результаты и их обсуждение

Образовательные кейсы повышают интерес детей к теме обсуждения, развивают активность, коммуникативные навыки, умение слушать, вести диалог с взрослым и сверстниками, получать необходимую информацию, формировать собственную точку зрения.

Суть образовательного кейса в работе с детьми заключается в том, чтобы стимулировать эмоционально-волевое развитие через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. Реальная ситуация или ситуация кейсам предполагает несколько вариантов решений и максимально приближена к личному опыту детей. Кейс-ситуации были взяты из сказок, рассказов и придуманы воспитателями.

Например, кейс ситуация «Несчастный птенчик». Описание кейса-ситуации: «Дети играли во дворе и увидели, что чья-то кошка держит в зубах живого птенца, выпавшего из гнезда. Птенец пищал и старался вырваться из зубов кошки. Дети взволновались, стали решать, как вызволить птенца. Они собрались и стали планировать спасение птенца…».

Решение кейса детям предлагается по схеме:

Используя схему, дети оценивают ситуацию, предполагают, что будет, если птенца не вызволить из беды и ищут решение по спасению. Вариантов предлагается множество: обмануть кошку; отвлечь кошку чем-то вкусным; позвать на помощь взрослых и т. д. В конечном итоге птенец спасён, и дети решают, что его нужно показать ветеринару. В процессе решения кейсов воспитатель наблюдает за активностью детей, их потребностью быть причастными к событию.

Что относительно второго метода исследования — проблемные ситуации по С. Л. Рубинштейну, то они касались эмоционально-нравственных норм поведения.

Сюжетно-ролевые игры служили констатирующим экспериментом, по взаимодействию в игре оценивалась потребность в аффилиации каждого ребенка.

Потребность аффилиации в межличностном общении у дошкольников изучалась при проведении образовательных событий и занятий, указанных выше с использованием метода научного наблюдения (все данные потребности в аффилиации отражались в журнале наблюдений).

В таблице приведены сравнения критериев аффилиации в 2018 году и феврале 2020 года. Данные обобщены и имеют результат среднего арифметического значения. Для удобства были взяты только 5 критериев.

Таблица 1

Сравнительный анализ мотивации аффилиации вмежличностном общении удошкольников как потребности

Критерии

2018 г

2020 г.

1

Трудно адаптируется и сходится с другими детьми

3,67

4,45

2

Стесняются обратиться за помощью к воспитателю или другим детям

3,32

4,49

3

Старается не конфликтовать, предпочитает одиночество

2,74

3,45

4

Нуждается в любви и внимании родителей

4,67

4,78

5

Переживает из-за того, что с ним не хотят дружить дети

3,89

4,23

По данной шкале изучалась эмоция страха отвержения и неприятия другими детьми или взрослыми. Каждый наблюдаемый поступок оценивался 1 балл. Чем выше был, тем более сильно выражена потребность в аффилиации. Полученные данные показали, что большинство детей имеет потребность в аффилиации. Многие не ощущают своей значимости для собственных родителей, хотя внешне выглядят семьи как благополучные, а родители заботливые. Дети объясняют, что родители мало с ними общаются, дома заняты своими делами.

Вывод. Проведенное исследование показало, что большинство детей нуждается в реальном общении с родителями и сверстниками. Не у всех детей удовлетворяется потребность быть в обществе детей и иметь роль «лидера», быть «лучшим». Очевидно, это связано с самооценкой, которую формируют в данном возрасте детям взрослые. В связи с полученными данными планируется совместная работа с педагогом-психологом по психолого-педагогическому сопровождению детей с потребностью в аффилиации.

Литература:

  1. Беспаленко, Е. М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Воронеж, 2001. — 233 с.
  2. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: /В. С. Мухина//учебник для студ. высш. учеб. заведений, 15-е издание. Издательский центр «Академия» Москва. — 656 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, потребность, дошкольник, большинство детей, взрослый, Детский сад, межличностное общение, родитель, семья, ситуация.

Похожие статьи

Особенности межличностных отношений детей дошкольного...

Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей — все это представляет исключительный интерес.

Взаимодействие с родителями как условие успешной...

Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится

Признание приоритета семейного воспитания требует нового взгляда на семью и новые формы работы

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, семья, ребенок...

Детский сад и родители: проблемы взаимодействия

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает воспитание и образование детей.

Многие родители ведут детей в дошкольное учреждение, преодолевая внутреннюю борьбу с собственными сомнениями и предрассудками.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада, так как детский сад - первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое...

Роль семьи в коммуникативном воспитании ребёнка

Задачи родителей — расширить круг общения ребенка. Ребенок получает радость общения при совместном времяпровождении, при возможности обсудить

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей...

Взаимодействие ДОУ с родителями | Статья в журнале...

Семья и детский сад — две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой. Задача детского сада — оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. При взаимодействии работы педагога с семьей нужно учитывать...

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

«Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

Факторы социализации личности ребенка-дошкольника могут быть внешними, к которым относится, во-первых, семья, во-вторых, детский коллектив, прежде всего дошкольного образовательного учреждения, как системообразующий, и/или различные развивающие и...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей, психолого-педагогическое условие взаимодействия, взаимодействие, взаимное доверие.

Похожие статьи

Особенности межличностных отношений детей дошкольного...

Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей — все это представляет исключительный интерес.

Взаимодействие с родителями как условие успешной...

Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится

Признание приоритета семейного воспитания требует нового взгляда на семью и новые формы работы

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, семья, ребенок...

Детский сад и родители: проблемы взаимодействия

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает воспитание и образование детей.

Многие родители ведут детей в дошкольное учреждение, преодолевая внутреннюю борьбу с собственными сомнениями и предрассудками.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада, так как детский сад - первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое...

Роль семьи в коммуникативном воспитании ребёнка

Задачи родителей — расширить круг общения ребенка. Ребенок получает радость общения при совместном времяпровождении, при возможности обсудить

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей...

Взаимодействие ДОУ с родителями | Статья в журнале...

Семья и детский сад — две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой. Задача детского сада — оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. При взаимодействии работы педагога с семьей нужно учитывать...

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

«Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

Факторы социализации личности ребенка-дошкольника могут быть внешними, к которым относится, во-первых, семья, во-вторых, детский коллектив, прежде всего дошкольного образовательного учреждения, как системообразующий, и/или различные развивающие и...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей, психолого-педагогическое условие взаимодействия, взаимодействие, взаимное доверие.

Задать вопрос