В статье поднимается вопрос о формировании языковой личности как фактора развития языковой способности у детей дошкольного возраста. Подтверждается гипотеза о том, что развитие речи ребенка — это сложный творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого с участием собственной речевой активности. Описаны предикторы формирования языковой личности.
Ключевые слова: языковая личность, развитие речи, дошкольники, явления языка и речи, эмоциональное развитие, художественное творчество.
Введение. Актуальность исследования формирования и развития языковой личности в дошкольном возрасте обусловлена социальными, психологическими и педагогическими причинами. С педагогической точки зрения постановка проблемы вызвана реализацией нацпроекта «Образование» и гуманизацией системы образования, т. е., ориентацию на создание благоприятных условий для развития личности ребенка.
Понятие «языковая личность» появилось в лингвистике в 80-х годах прошлого столетия. Оно определяется как совокупность способностей человека, позволяющих общаться с другими людьми на основе знаний языка.
Ю. Н. Караулов считает, что у языковой личности имеется совокупность способностей к созданию и восприятию речевых текстов [2].
О. С. Ушакова обращает внимание на формирование языковой личности в когнитивном аспекте, и на то, как это обусловлено языковой картиной мира, хранящейся в языковом сознании ребенка, отражающей индивидуальные способы хранения и поиска языковой информации [4].
В. А. Маслова, сопоставляя понятия «языковая личность» и «языковое сознание», выявила закономерность, в которой они взаимосвязаны, так как эти явления зависят от общества и от культуры: «…человек или группа людей совместно, посредствам собственной деятельности создают культуру и живут в ней, поэтому всякая культура личностна» [3].
Е. М. Беспаленко рассматривает процесс речевого общения, где говорящий выступает не как личность с социальными особенностями, а как личность, проявляющаяся в одной или нескольких своих социальных ролях и психологических особенностях. Автор рассматривает речевое поведение в трех аспектах: влияние внешних условий общения; влияние социально-психологического характера; внутриязыковые закономерности разделения общества [1].
Изучению языковой личности и развития языковой способности посвятили свои работы А. С. Андреева, И. В. Башкова, Е. М. Беспаленко, Г. И. Богин, С. Ю. Годунова, Н. А. Мартынова, Л. П. Халяпина, Н. Н. Шпильная и др.
Изучение научных и философских трудов по проблеме исследования позволило сформулировать цель — выявление особенностей формирования языковой личности как фактора развития языковой способности у детей дошкольного возраста.
Объект исследования — дошкольник как языковая личность.
Предмет исследования — факторы развития языковой способности у детей дошкольного возраста.
Методы исследования и исследуемые
Исследование проходило в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 144» г. Воронеж с 2017 по 2020 г. Участвовало несколько групп детского сада. Использовался сопоставительный метод. Методом сбора материала стала организация образовательных событий и праздников в дошкольной образовательной организации.
Результаты и их обсуждение
Темпы овладения речью зависят от следующих факторов: особенностей личности ребенка; уровня его когнитивных способностей; речевой среды, в первую очередь семейной; от содержания методики развития речи в ДОО.
Развитие языковой способности у детей дошкольного возраста направлено на: развитие и воспитание дошкольника; социализацию; развитие интеллектуальных качеств; овладение языком как средством общения; развитие способности к коммуникациям; воспитание звуковой культуры речи; формирование способности осознавать языковые и речевые явления; приобретение компетентности в сфере родного языка.
При проведении образовательных событий, непосредственной образовательной деятельности, занятий по речевому развитию воспитатели ориентируются на реализацию основных функций языка: коммуникативная, когнитивная, эмотивная. Необходимой предпосылкой формирования системы языковых связей является потребность ребенка в речевом общении, возникающая в ходе игровой деятельности.
Особую роль в становлении речи играет эмоциональное развитие дошкольников. С этой целью педагогами проводятся конкурсы для детей, задействованы средства дополнительного образования, творческие мастерские и др.
Например, формирование языковой личности проходит более эффективно в танцевальном искусстве. В данном случае, фактором развития языковой способности становится язык жестов, движений, пластика и мимика, пространственный рисунок, композиция, костюм, выражение эмоций.
Рис. 1. «Северное сияние»
Эмоциональное здоровье детей зависит от создания условий для развития их творческих способностей. В данном случае — это танец.
Речь ребенка дошкольного возраста мы рассматриваем в контексте его общения с взрослыми и сверстниками, а также в его умения говорить, используя усвоенные речевые средства. Языковая личность проявляет себя в процессе коммуникации, поэтому важной составляющей оказываются потребности в общении и социальное поведение, манера общения, которые проявляются в процессе взаимодействия с окружающей средой.
Следующим фактором развития языковой способности является участие в конкурсе чтецов. 04.03.2020 года на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 144» г. Воронежа прошел районный отборочный тур по номинации «Конкурс чтецов «Мое любимое стихотворение». Художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки, способствует развитию темпа речи, умению правильно дышать при чтении стихов, соблюдать логические ударения, понимать смысл сказанного.
Выводы: языковая компетентность дошкольников — это элементарное осознание явлений и фактов языка и речи, формирование способности употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка.
Языковая личность формируется под влиянием культуры определенного народа. Основным свойством языковой личности является способность к речевой деятельности. Процесс формирования языковой личности начинается с овладения ребенком родным языком, а в дальнейшем происходит совершенствование речевых навыков и умений. Несомненно, велика роль педагогов дошкольной образовательной организации в формировании языковой личности. Планирование образовательной деятельности должно учитывать интеграцию развивающих заданий, игр, событий.
Формирование языковой личности в аспекте развития познавательных процессов обусловлено языковой картиной мира, хранящейся в языковом сознании ребенка. Развитие языковой способности тесно связано с понятиями «речевая культура», «культура общения», «коммуникативные навыки» и немаловажную роль играет эмоциональный интеллект в речевом развитии ребенка.
Литература:
- Беспаленко, Е. М. Прагмалингвистика как средство диагностирования личностных качеств человека / Е. М. Беспаленко. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 178–181. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46493/ (дата обращения: 02.05.2020).
- Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 2010. -264 с.
- Маслова В. А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие. Минск: Тетросистемс, 2008. — 272 с.
- Ушакова О. С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. — М., «Сфера», — 2014.