Развитие представлений о социальной действительности у старших дошкольников
Автор: Лопатина Екатерина Андреевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.
Дата публикации: 03.04.2020
Статья просмотрена: 758 раз
Библиографическое описание:
Лопатина, Е. А. Развитие представлений о социальной действительности у старших дошкольников / Е. А. Лопатина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5093/ (дата обращения: 21.11.2024).
Уже в дошкольном возрасте обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к жизни взрослых, положительного отношения к труду и его результатам. Вместе с тем, мы можем отметить трудности проникновения современных дошкольников в те области социальной действительности, которые непосредственно связаны с производственным трудом взрослых.
Ключевые слова: социальная действительность, ребенок, социальный мир, детский сад, положительное отношение, старший дошкольный возраст
В работе Л. С. Выготского следует признать, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для старшего дошкольного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным. Этим понятием Выготский определяет систему «отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью» [2].
Социальная ситуация развития дошкольников такова, что дети стремятся активно познавать и реализовать свои возможности в отношениях психологического равенства со взрослыми. Однако осуществить новый тип отношений ребенок может только в игре. Дошкольник пытается осмыслить, познать и прощупать социальный мир в игре. В труде и игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. Играя, дошкольник отражает глубину и смысл представлений о труде взрослых.
По мнению Эрика Эриксона дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми (не только с родителями), с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. Дошкольник реализует свои представления о различных сферах социальной жизни и деятельности взрослых в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем «безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность” [6]
Л. Г. Мухаметова в своей работе раскрывает само содержание социальной действительности. Социальный мир многогранен и разнообразен, он противоречив и неоднозначен — все это дает основание для развития активности ребенка в процессе его познания и понимания.
Познавая себя, свои способности, умения, ребенок учится анализировать и делать выводы о своих возможностях, о происхождении предметов, о силе разума человека, о свойствах, назначении, качествах предметов и т. д. [5].
В работе Д. Н. Кобозева говориться о том, что восприятие ребенком социальной действительности основано на его представлениях о базовых ценностях окружающего мира, которые формируются на этапах первичной социализации и овладении элементами культурного наследия. Постепенно у ребенка формируется «социальная и культурная компетентность», предполагающая знание культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а также умения понимать и правильно использовать их в процессе общения. Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество, — задача, которую человек решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению предыдущего опыта. Этот процесс эффективен, если строится с учетом психофизиологических особенностей ребенка [3].
Р. С. Буре считает, что ознакомление с разными сторонами окружающего мира и воспитание на этой основе чувств, отношений и мотивов поступка является одной из важнейших задач нравственного воспитания дошкольников.
За период дошкольного детства по Р. С. Буре у детей формируются:
а) представления о социальном окружении, об общественных событиях, доступных их пониманию (о родном доме, родном крае, неповторимости его природы и красоты, о народном эпосе, сказаниях, о подвигах, мужестве и смелости героев, их славных делах), рождающие чувство гордости, начала патриотизма. Такие знания побуждают к деятельности, продолжению славных дел отцов и дедов; вызывают интерес к жизни других народов, создавая возможности для формирования эмоционально положительного отношения к ним;
б) знания о труде людей; о том, что все окружающее — результат труда многих поколений, создавших материальные и духовные ценности общества: дом, в котором живет ребенок; школа, в которой он будет учиться; лес, речка, сад, которые сохраняются благодаря труду людей. Знания о труде сочетаются со знаниями о роли тружеников в создании материальных и духовных благ, о лучших качествах человека труда (трудовой героизм, мастерство, любовь к своей профессии, личностные качества (ответственность за свое дело, настойчивость, смекалка, доброжелательное отношение к соратникам, бескорыстная помощь и требовательность);
в) знания о природе, растительном и животном мире, которые становятся основой для воспитания любви к Родине, побуждают к заботе о животных и растениях родного края, вызывают чувство восхищения, поддерживают эмоционально положительное состояние;
г) знания о себе как субъекте деятельности, отношений, интересов. Осознание своего «Я», адекватная самооценка своих знаний, возможностей, достижений, отношения к людям вызывают стремление стать лучше, доброжелательнее, активнее в проявлении моральных качеств;
д) знания о моральных нормах общества, сохраняющихся в народных традициях, обычаях, а также в правилах, регулирующих отношения между людьми на основе справедливости и гуманизма.
И. М. Краснобаев утверждает, что у детей старшего дошкольного возраста некоторые понятия, такие как долг, честь, нередко задерживаются на уровне элементарных эмпирических знаний. Дети не вкладывают в эти понятия их социальную ценность и не осознают свое поведение как социально значимое. [1].
По мнению С. А. Козловой процесс социализации личности, начинаясь с детства, продолжается всю жизнь. По своему содержанию социальная действительность имеет все необходимое для конкретизации детских представлений и воспитания чувств. А собственно познание социальной действительности будет происходить через действия ребенка с предметами, через общение, направленное на него непосредственно. Весь остальной мир для ребенка этого возраста как бы и не существует. С возрастом ребенок расширяет для себя социальный мир [4].
Таким образом, развитие представлений дошкольников о социальной действительности формируются на основе не только знаний, полученных в ситуациях прямого обучения, но и вынесенных из опыта социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, добытых в самостоятельных наблюдениях, практическом решении познавательных, социально-коммуникативных задач. В процессе овладения элементарными представлениями о социальной действительности у ребёнка формируются желание и привычка действовать в соответствии со знакомыми ему нормами поведения. Так же можно сказать, что представления несут некую систему обобщенных, эмоционально окрашенных образов, которые возникают в сознании ребенка под влиянием приобретенного жизненного опыта, восприятия им предметов и явлений окружающей действительности и определяют характер его взаимодействия с окружающим миром.
Литература:
- Буре Р. С. / Социально-нравственное воспитание дошкольников.
- Выготский Л. С. Проблема возраста // Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. — М.: Педагогика, 1984. — с. 244–268
- Кобозева Д. Н., МБДОУ ЦРР детский сад № * «Буратино”, Сахалинская область, Охинский район, г.Оха
- Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольника с социальной действительностью. — М., 1998, 97 с.
- Мухаметова Л. Г. Работа с дошкольниками.
- Эрик Г.Эриксон. Детство и общество.— Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.— 592 с.
Ключевые слова
ребёнок, детский сад, старший дошкольный возраст, социальная действительность, социальный мир, положительное отношениеПохожие статьи
Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
Общение - это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а так же становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои позна...
Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста
Актуальность заключается в том, что психологическое благополучие детей определяет высокий статус дальнейшего личностного развития и функционирования, в то время как существует недостаток теоретических и эмпирических исследований по конкретным вопроса...
Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе
Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...
Развитие социальных отношений у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников. Автор указывает на особенности этих детей в общении со сверстниками и взрослыми. Представлены основные направления и содержание воспитательно-образовательной раб...
Влияние индивидуальных особенностей подростка на формирование взаимоотношений внутри ученического коллектива
Период обучения в школе один из наиболее важных этапов жизни каждого человека. За одиннадцать лет обучения ребенок приобретает необходимые знания, оттачивает умения и навыки, совершенствует свои способности. Вместе с интеллектуальной сферой активно р...
Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы
В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...
Влияние общения на коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста
В современном мире коммуникация становится все более ключевой компетенцией. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Данный возраст является ответственным в первую очередь и в...
Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников
В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...
Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе социализации
Статья посвящена изучению эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе их социализации. Результаты показали, что дети 3–4 лет лучше воспринимают эмоции, если характеризуют поведение, ситуацию, поступок, чем по лицевым экспрессиям. При проведен...
Проблема развития позитивных межличностных отношений среди старших дошкольников
Человек по своей природе является биосоциальным существом. Благодаря межличностным отношениям человек становится целостной личностью, учится взаимодействовать в мире социальных связей и может удовлетворить свои потребности в общении. В статье отмечен...
Похожие статьи
Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
Общение - это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а так же становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои позна...
Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста
Актуальность заключается в том, что психологическое благополучие детей определяет высокий статус дальнейшего личностного развития и функционирования, в то время как существует недостаток теоретических и эмпирических исследований по конкретным вопроса...
Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе
Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...
Развитие социальных отношений у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников. Автор указывает на особенности этих детей в общении со сверстниками и взрослыми. Представлены основные направления и содержание воспитательно-образовательной раб...
Влияние индивидуальных особенностей подростка на формирование взаимоотношений внутри ученического коллектива
Период обучения в школе один из наиболее важных этапов жизни каждого человека. За одиннадцать лет обучения ребенок приобретает необходимые знания, оттачивает умения и навыки, совершенствует свои способности. Вместе с интеллектуальной сферой активно р...
Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы
В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...
Влияние общения на коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста
В современном мире коммуникация становится все более ключевой компетенцией. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Данный возраст является ответственным в первую очередь и в...
Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников
В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...
Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе социализации
Статья посвящена изучению эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе их социализации. Результаты показали, что дети 3–4 лет лучше воспринимают эмоции, если характеризуют поведение, ситуацию, поступок, чем по лицевым экспрессиям. При проведен...
Проблема развития позитивных межличностных отношений среди старших дошкольников
Человек по своей природе является биосоциальным существом. Благодаря межличностным отношениям человек становится целостной личностью, учится взаимодействовать в мире социальных связей и может удовлетворить свои потребности в общении. В статье отмечен...