Инновационные формы работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения
Авторы: Полетаева Ирина Васильевна, Воронкова Светлана Анатольевна, Котенёва Татьяна Васильевна, Хмельницкая Ксения Вячеславовна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (29) февраль 2020 г.
Дата публикации: 21.01.2020
Статья просмотрена: 1495 раз
Библиографическое описание:
Полетаева, И. В. Инновационные формы работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения / И. В. Полетаева, С. А. Воронкова, Т. В. Котенёва, К. В. Хмельницкая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 2 (29). — С. 39-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4823/ (дата обращения: 16.12.2024).
Безопасность дорожного движения является одной из важных задач в современном обществе. Огромную роль в решении этой проблемы играет организация работы в области дорожной безопасности по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, т. к. знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека [1].
Целью работы ДОУ в данном направлении является создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для достижения цели первостепенное значение имеют:
− совершенствование форм и методов работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма с воспитанниками;
− внедрение инновационных форм и методов работы с воспитанниками, родителями по данной проблеме;
− повышение роли родителей в системе работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
− совершенствование развивающей предметно-пространственной среды для организации образовательной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения.
Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте. Поэтому в группе созданы условия, оптимально обеспечивающие процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработку положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.
Обучая дошкольников правилам дорожного движения, воспитатели используют не только методический и иллюстрационный материал, но и создают в группе игровой центр, который включает в себя: дорожные знаки, светофоры, макеты улиц города, наборы транспорта, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, плакаты, головоломки по ПДД. Родители принимают активное участие в наполнении развивающей предметно-пространственной среды различными атрибутами, которые помогают лучше запомнить и усвоить правила дорожного движения. Так, ими были сшиты дорожный переход, нагрудные знаки с изображением дорожного транспорта и дорожных знаков, изготовлен макет светофора с переключающимися сигналами.
В рамках взаимодействия с родителями по данному направлению создана творческая группа, которая оказывает помощь в организации и проведении родительских собраний, бесед, круглых столов.
Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация. Ее главная задача — систематическое ознакомление родителей с методами формирования транспортной культуры у детей, сознательное выполнение правил дорожного движения самими взрослыми. С этой целью воспитателями оформлены стенды для родителей, где размещается информация в виде буклетов, памяток, плакатов, отражающих рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения.
В течение года регулярно проводятся смотры — конкурсы рисунков, поделок, победители которых получают грамоты и дипломы.
С удовольствием родители принимают участие в квест — играх по правилам дорожного движения «Собери правильно дорожный знак», «Островок безопасности». При прохождении квест — игр участники закрепляют знания о дорожных знаках, о назначении светофора и его сигналах. Педагогами разработаны интерактивные игры по ПДД: «Азбука дорожных знаков», «Помоги Мишке перейти дорогу», «Светофор и его назначение», в ходе которых решаются следующие задачи:
− активизация внимания родителей на проблеме обучения дошкольника правилам дорожного движения;
− осознание у воспитанников важности проблемы правильного поведения на дороге;
− формирование у дошкольников практических навыков поведения на дороге в разных ситуациях городского движения.
Также родители являются активными участниками агитационной бригады «Дороги нашего города», которая проводит мероприятия (акции) совместно с сотрудниками ОГИБДД УМВД России по городу Старому Осколу с привлечением общественности не только в группах детского сада, но и за его пределами.
Педагоги совместно с родителями проводят акции «Водитель, притормози», «Будь внимательным на дороге!», «Водитель, притормози», в ходе которых обращается внимание на безопасность при перевозке детей в автомобиле с использованием детских удерживающих устройств и предлагаются памятки, буклеты «Автомобильное кресло — детям».
Хотелось бы отметить, что данные акции способствовали не только активизации разных форм детской деятельности, но и позволили осуществить интеграцию работы с детьми и родителями. Работа о проведении акций освещалась в средствах массовой информации и в новостной ленте на сайте ДОУ.
В современном обществе актуальным является волонтерское движение. Родители охотно принимают участие в этом движении. Они совместно с педагогами разработали викторины для младших дошкольников, создали иллюстрированные буклеты с целью акцентирования внимания на необходимость соблюдения правил на дороге. В группе создан стенд для проектирования мультфильмов «Юный пешеход» по изучению правил дорожного движения.
Удачным опытом стала совместная работа родителей и детей по сочинению сказок и рассказов для ДОУ о правилах безопасного поведения на дороге и транспорте. Эти сказки были оформлены в книгу «Грамотный пешеход».
Участники волонтерского движения проявляют инициативу, активизируют работу в семьях, выставляют на сайте ДОУ интересные материалы — консультации, рекомендации, конспекты бесед по изучению правил дорожного движения.
Таким образом, обучение детей правилам безопасного дорожного движения — это систематический и целенаправленный процесс с участием родителей, в ходе которого воспитанники получают знания, умения и навыки поведения на дороге.
Литература:
- Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева. — М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2007.
- Методические рекомендации по организации работы детских садов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Курган, 2006. — 72 с.