Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (26) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 13.10.2019

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Гучанова А. С. Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №9. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/141/4495/ (дата обращения: 24.10.2019).

Препринт статьи



В статье раскрывается роль дидактических игр, предназначенных для развития памяти, в ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Ключевые слова: дидактическая игра, образная память, дети дошкольного возраста, окружающий мир.

Одним из направлений деятельности воспитателя дошкольного учреждения является ознакомление детей с окружающим миром. Реализуя это направление, педагог призван помочь детям ориентироваться в многообразии окружающего мира, сформировать ценностное отношение к его различным объектам и явлениям. Мы согласны с мнением В. И. Логиновой, М. Крулехт, Л. А. Мишариной и других исследователей, считающих, что главным условием формирования ценностного отношения является системный характер представлений об объектах окружающего мира. Важная роль в освоении детьми комплекса свойств объектов и явлений окружающего мира принадлежит памяти. По мнению Н. П. Чурсиной, с одной стороны, память является функцией интегративной, во многом определяющей успешность в формировании других психических процессов, с другой стороны, она наиболее чувствительна к любым мозговым изменениям, поэтому может выступать, как «индикатор» состояния мозга в целом [3].

Поскольку в дошкольном возрасте интенсивно формируются образные формы познания, то центральное место в обеспечении взаимосвязи познавательных процессов, видов деятельности ребенка принадлежит образной памяти.

Изучение литературы показало, что в дошкольном возрасте совершенствование памяти может идти сразу по нескольким направлениям. Первое направление характеризуется приданием процессам запоминания произвольного характера. Проявлением второго направления является превращение памяти ребёнка из непосредственной в опосредованную. Третье направление предполагает развитие средств и приемов, как запоминания, так и припоминания.

От младшего дошкольного возраста к старшему происходят заметные изменения памяти. К концу дошкольного возраста память выделяется в особую, независимо управляемую психическую функцию ребёнка, которую он может в той или иной степени контролировать. С помощью постановки перед детьми специальных мнемических задач совершается переход к непроизвольной памяти. Специалисты отмечают, что чем больше таких задач ставится перед ребенком в игре, общении и труде, тем быстрее его память превращается из непроизвольной в произвольную. При этом мнемические действия становятся самостоятельной группой действий, выполняемых в связи с осуществлением той или иной деятельности.

По данным исследователей, особенно быстро мнемические действия возникают и обособляются в игре, начиная с трёх-четырёхлетнего возраста. У детей младшего и среднего дошкольного возраста в силу особенностей их психологии и недостаточной готовности к серьёзной целенаправленной деятельности, в частности учебной, продуктивность запоминания в игре заметно выше, чем в других видах деятельности.(34)

Одним из средств развития произвольной образной памяти является дидактическая игра, поскольку детям легче усвоить задачу, запомнить, опосредованную игровым мотивом. Игра в определенный момент истории приобрела для подрастающего поколения значение образовательного поля, выполняющего важную воспитательную и развивающую функцию. Игра является для ребенка деятельностью, в которой он может реализовывать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, свойственные в меру взрослых. Именно этим обусловлено особое эмоциональное состояние, на фоне и при участии которого она протекает. Это состояние представляет собой получение ребенком удовлетворения от той активности, которую он проявляет в игровых действиях. Данная особенность игры, отличающая ее от других видов деятельности, позволяет считать ее приоритетным методом, обеспечивающим положительное отношение дошкольников к учебному материалу. Обладая сочетанием познавательного и занимательного начал, игры предоставляют детям возможность оперировать заключенными в них знаниями, способствуя, уточнению, закреплению и обобщению полученных ранее представлений об окружающем мире, и расширению кругозора.

Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только разнообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-пространственная среда.

При подборе и проведении игр, направленных на развитие произвольной образной памяти, мы учитывали следующие условия:

– организация восприятия детей, направленная на выделение разнообразных признаков объектов окружающего мира;

– активизация мыслительных операций дошкольников: анализ, сравнение, обобщение;

– усложнение дидактических игр, заключающиеся в изменении количественных (уменьшение времени для рассматривания, узнавания или воспроизведения) и качественных (усложнение содержания, увеличение деталей у запоминаемых объектов) показателей материала игры, ее правил.

Исходя из указанных требований, нами были использованы дидактические игры, соответствующие трем этапам становления произвольной образной памяти [2].

На первом этапе основная цель игр состояла в обучении детей принимать мнемическую цель от взрослого, тем самым осознавать различия между воспроизведением и запоминанием, называнием. Например, этому способствовала игра «Запомни и назови».

Цель дидактических игр второго этапа («Раскрась петушка, «Собери картинку» и др.) заключалась в обучении детей выделять признаки предметов (форму, величину, свет), соотносить выделенные признаки с соответствующим эталоном, использовать их в качестве средств для запоминания. В этих играх дети закрепляли осознание различий между запоминанием и воспроизведением, пришли к пониманию необходимости применения некоторых приемов для лучшего запоминания. Дети продолжали обучаться использованию контроля и самоконтроля, состоящего в проверке ошибок при воспроизведении, анализе их причин сначала с нашей помощью, а затем самостоятельно.

Например, при проведении игры «Соберем урожай»использовались плоскостные изображения двух корзинок разного цвета; наборы изображений овощей и фруктов разного размера, цвета, формы: 2 помидора, яблоко, огурец, морковь, две луковицы; геометрические фигуры, соответствующие и не соответствующие по цвету и размеру овощам и фруктам; изображение белки. Игра проходила в три этапа. Детям было сказано, что белочка для своих друзей посадила овощи и фрукты, у нее вырос богатый урожай. Овощей и фруктов так много, что одной белочке их не собрать, и она просит детей помочь ей. Белочка соберет в свои корзиночки, а дети должны запомнить, что в них лежит, и остальной урожай разложить так же: в зеленую корзиночку белочка положила большое желтое яблоко, а в коричневую — большую оранжевую морковь и 2 маленькие желтые луковицы. Изображение корзинок с овощами и фруктами выкладывалось на магнитной доске. С помощью вопросов побуждали детей анализировать каждый объект по цвету, форме, величине, расположении и количестве. В качестве наглядной опоры применялись геометрические фигуры, которые помогали им запоминать. Сначала мы показали детям, что наглядные опоры можно расположить также как овощи и фрукты в корзинах. Затем поупражняли в этом дошкольников.

Игры третьего этапа были направлены на постепенный переход детей от сознательного принятия мнемической цели от взрослого и согласования с нею своих действий в течение длительного времени к самостоятельной постановке цели на запоминание. На этом этапе дети продолжали упражняться в выделении признаков, применении мнемических средств и способов самоконтроля, поэтому в каждой игре после постановки мнемической цели детям предлагалось назвать, какие признаки предметов они должны запомнить. Причем, сначала мнемическая цель формулировалась в начале игры и повторялась, если дети ее теряли. С этой целью нами активно применялись различные варианты игры «Найди пару», в ходе которой дети знакомились со свойствами различных объектов окружающего мира.

Таким образом, дидактические игры, предназначенные для развития памяти способствовали формированию системы знаний об объектах окружающего мира.

Литература:

  1. Крулехт М. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 1. –С. 45–50.
  2. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников. //Дошкольное воспитание.- 1992.- № 1.-С.12–22.
  3. Чурсина Н. П. Особенности формирования памяти у детей шести лет с общим недоразвитием речи. — М.: автореферат на соиск. уч. степени к. псих. н., 2005. — 18 с.
Задать вопрос