Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей с использованием технологии мнемотехники в подготовительной к школе группе
Автор: Исакова Надежда Анатольевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (26) ноябрь 2019 г.
Дата публикации: 13.10.2019
Статья просмотрена: 2736 раз
Библиографическое описание:
Исакова, Н. А. Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей с использованием технологии мнемотехники в подготовительной к школе группе / Н. А. Исакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 9 (26). — С. 56-60. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/141/4491/ (дата обращения: 16.11.2024).
Тема: «Одежда, обувь, головные уборы»
Тип: познавательно-речевое.
Вид детской деятельности: коммуникативная, речевая, познавательная, конструктивная.
Цель: систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме одежда, обувь, головные уборы.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Закрепить объем знаний по пройденной теме.
− Провести связь одежды, обуви, головных уборов с временами года.
− Во время работы с таблицами добиваться связной речи, правильного построения предложений, полного ответа.
− Учить детей конструировать обувь по данному образцу-контуру, правильно подбирая детали разной формы и называя части обуви, а также виды материала.
− Совершенствовать наглядно-образное мышление.
Развивающие задачи:
− Развивать у детей умственную активность, сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
− Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику в работе с кусочками ткани, кожи, пуговицами, фурнитурой.
− Развивать разные виды памяти, внимания, логического мышления.
Воспитательные задачи:
− Воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде и одежде других.
Используемые материалы:
Коллаж «Незнайка на швейной фабрике», таблица «Вязаные вещи»,мнемотаблицы,мнемозагадки об одежде,таблица с прорисованной обувью, детали из кожи для конструирования обуви, молнии, шнурки разного цвета и длины, кусочки ткани (толстые и тонкие), пуговицы разного цвета, размера, формы, образцы вязаной одежды, таблицы «Найди закономерность и продолжи ряд»,игрушка «Незнайка».
Предварительная работа:
Рассматривание картинок по теме: «Одежда, обувь, головные уборы»; беседы о назначении одежды, обуви, головных уборов и различие по сезонам; чтение сказок «Про то, как одежда обиделась«, «Как рубашка в поле выросла»; отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением людей, одетых по сезону; дидактическая игра «Отгадай одежду по описанию»; знакомство с различными видами тканей и ниток; рассматривание моделей одежды, обуви, головных уборов в журналах мод.
Ход занятия:
— Ребята, кто это?
Мы познакомились с непоседливым мальчиком Незнайкой. Он очень подвижный, любит влезать в новые дела, быстро их бросает, везде лазает. От этого одежда его становиться неаккуратной, грязной, ботинки порвались, галстук помят. Как-то раз Незнайка переоделся в чистую одежду, новые ботинки и решил выйти во двор. Ботинки Незнайку привели совсем в другое место.
- Коллаж «Незнайка на швейной фабрике» (приложение №1).
— Где оказался Незнайка? (На швейной фабрике)
— Что увидел Незнайка на швейной фабрике? (Много швейных машин)
— Что делают женщины на швейной фабрике? (Шьют одежду)
— Как называют женщин? (Швея)
— Что шьют на швейной фабрике? (Пальто, рубашки, брюки)
— Что это? (Рулоны ткани разного цвета, толстая и тонкая)
— Квадрат по времени года. Что это? (Одежда по временам года)
— Какую одежду шьют из толстой ткани? (Из толстой ткани шьют зимнюю и осеннюю одежду)
— Какую одежду шьют из тонкой ткани? (Из тонкой ткани шьют летнюю, весеннюю одежду.)
— Что это? (Катушки ниток разного цвета. Для ткани зеленого цвета подбирают нитки зеленого цвета и т. д.)
— Почему сантиметр? (Снимают мерки, чтобы правильно сделать выкройку нужного размера)
— Почему ножницы? (Закройщик разрезает ткань ножницам, кроит)
— Почему иголка с ниткой? (Пришивать пуговицы)
— Цифра четыре в виде пуговиц. Куда пришивают пуговицы и какие? (К рубашкам пришивают мелкие пуговицы, а к пальто — крупные пуговицы)
— Что такое головные уборы? (Вещи, служащие одеждой для головы)
— Четыре головных убора по временам года. (На фабрике также шьют и головные уборы — зимние, осенние, весенние, летние. Из толстой ткани берет, кепка, из меха — зимняя шапка, из тонкой ткани панама)
— Расскажем Незнайке, как надо ухаживать за вещами. Что это? (Шкаф для одежды)
— Что висит в шкафу? (В шкафу на вешалках висит пальто, платье, пиджак, куртка)
— Что лежит на верхней полке? (На верхней полке лежат головные уборы)
— Утюг и щетка (Утюг — гладить, отпаривать, щетка — чистить одежду и содержать ее в порядке)
— Почему буква «О»? (Одежда.)
— Поищем связь с цифрой четыре. (Четыре времени года в квадрате, четыре катушки ниток, четыре головных убора, четыре предмета одежды висят в шкафу, четыре пуговицы на пальто)
— А сейчас, дети, еще раз внимательно посмотрите и запомните порядок расположения картинок на коллаже.
Переворачиваю коллаж и предлагаю устно воспроизвести по памяти все изображения на коллаже с обозначением их местоположения.
— Я думаю, что, послушав вас, Незнайка узнал много нового и интересного о том, кто трудиться, чтобы одежда его была красивая и добротная, о том, как надо ухаживать и содержать ее в порядке.
- Работа скусочками ткани ипуговицами на тактильность. Определение толщины ткани и соответствие с временем года, подбор пуговиц по величине к толщине ткани. Выстраивание ряда пуговиц по образцу.
3. Работа стаблицей «Вязаные вещи» (приложение №2).
— Наш непоседливый Незнайка обнаружил вещи, которые не сшиты на швейной машине и ходит озадаченный. Давайте расскажем Незнайке о них.
— Какие вещи у нас в руках — сшитые или нет? (Нет, у нас вязаные вещи)
— С помощью таблицы мы расскажем Незнайке, что такое вязаные вещи.
— Что в центре таблицы? (Синий свитер)
— Посмотрите от него к каждому предмету идут лучики. Сейчас мы разберемся вместе, какая здесь связь.
Свитер — овечка (шерсть), свитер — краски (шерсть разного цвета), свитер — моток — клубок, свитер — спицы, свитер — брюки, свитер — мальчик, свитер — шапка, свитер — печка.
— А сейчас составляем связный рассказ о том, как появляется вязаная вещь.
Примерный рассказ: Чтобы связать свитер надо сначала вырастить овечку, подстричь ее, собрать шерсть. Покрасить шерсть красками разного цвета. В магазине продается шерсть в мотках, перемотать в клубок. Связать на спицах свитер, теплый как печка. Еще можно связать шарф, перчатки, шапку, варежки, кофту. Дети и взрослые будут носить свитер с брюками, с юбками, с платьем.
4. Физминутка
Вот Незнайка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Шляпу видно не нашел.
Чтобы шляпу ту достать
Надо на носочки встать. (Попрыгать)
5. Составление рассказов— описаний одежды по плану— мнемотаблице.
— Мы много сегодня говорили об одежде. Но упустили главное, не рассказали о своей одежде, она у вас самая красивая и очень разная. Давайте научим Незнайку составлять рассказ.
− Цвет (Какого цвета одежда?)
− Детали (Из каких деталей одежда?)
− Контур, знак вопроса (Из какого материала сшита?)
− Погода (Для какого времени года эта одежда?)
− Мужчина, женщина, ребенок (Эта одежда мужская, женская, детская?)
− Рука (Что можно сделать с одеждой?)
Примерный рассказ: У меня есть любимое платье. Оно голубого цвета с мелкими белыми цветочками. У платья есть кокетка, юбка, рукава, манжеты, воротник, застежка — молния, карманы и поясок с пряжкой. Платье сшито из тонкого шелка, оно шелковое. Это нарядное летнее детское платье. Платье можно постирать, погладить, его можно носить, а если оно порвется, то я его зашью.
6. Отгадывание мнемозагадок.
— Дети, Незнайка приготовил вам загадки. Давайте их отгадаем.
Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались.
Примерный рассказ по мнемотаблице: Я думаю это ботинки, потому что они бывают коричневого, черного и серого цвета. Они сделаны из кожи, они кожаные. У них есть шнурки, язычок, маленький каблучок, подошва. Ботинки носят осенью, зимой и весной. Ботинки — это мужская обувь.
(джинсы)
(шапка)
(платье)
Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.
7. Конструирование кожаной обуви.
— Все задания выполнены и теперь мы с вами будем художниками — модельерами и создадим свою коллекцию обуви.
Примерный рассказ: У меня получился зимний сапог на толстой подошве, низком каблуке из кожи черного цвета с высоким голенищем на меху с застежкой молния. Счет деталей.
— Сегодня вы создали свою коллекцию обуви для каждого времени года. Молодцы.
− Итог:
− Кто к нам сегодня приходил?
− Что мы сегодня делали?
− Какие моменты вам больше всего запомнились?
Приложение №1. Коллаж «Незнайка на швейной фабрике».
Приложение №2. Работа стаблицей «Вязаные вещи».