Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (21) апрель 2019 г.

Дата публикации: 04.04.2019

Статья просмотрена: 503 раза

Библиографическое описание:

Дегтярева, Л. Г. Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности / Л. Г. Дегтярева, И. С. Ляпина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/4103/ (дата обращения: 27.04.2024).



Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев.

В. А. Сухомлинский.

Важными условиями для коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в детском саду являются совершенствование процесса обучения на занятиях и во время игровой и самостоятельной деятельности ребенка; постоянный поиск педагогом новых приемов, позволяющих детям эффективно усваивать программный материал. В статье показаны методы и приемы нашей работы по развитию сенсомоторных навыков посредством игровой деятельности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

В коррекционно-воспитательной работе с этими детьми в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности. Для этого широко используется разнообразный дидактический материал и игровая деятельность.

Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир впитывает в себя потоки сенсорной информации. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Именно поэтому так важно, чтобы предметно-развивающая среда систематически включалась во все моменты жизни дошкольников, а в особенности для детей с ОВЗ.

Нами были поставлены цели:

Создание предметно-развивающей среды, способствующей повышению познавательного интереса, и учебной мотивации у детей с ОВЗ.

Улучшение сенсомоторных навыков посредством уникальности и новизны предлагаемой формы материала и его подачи.

Привлечение родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.

Работая с детьми с ОВЗ, нами было выявлено, что самое трудное и актуальное, это привлечь ребенка к обучающим играм, замотивировать, пробудить устойчивый интерес к занятиям.

Мы решили насытить предметно-развивающую среду яркими многофункциональными пособиями сделанные своими руками.

Очень важной частью работы по развитию сенсомоторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. Одними из них является пальчиковый театр.

Пальчиковый театр как бы отражает реальность окружающего мира- предметы, животных, людей. Их деятельность, явления природы. В ходе игры дети, имитируя движения персонажей актируют речь, и моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

Пусть это будет маленькая сказка, небольшая сценка, короткий спектакль, разыгранный с помощью детских пальчиков. Важно чтобы это проводилось систематически и при этом использовались все виды пальчикового театра.

Пальчиковый театр незаменим в работе с детьми с ОВЗ, т. к. игры с маленькими героями развивают мозг ребенка, стимулирует речевую активность, развивает мелкую моторику рук, творческие способности, положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка.

C:\Users\Людмила\Desktop\IMG-54660ed992a8f24019112d743c706814-V.jpg

C:\Users\Людмила\Desktop\IMG-9fb0e2ea727a83fb76a66ad638aea60d-V.jpg

Цель пальчикового театра:

– Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, придумывать новые эпизоды.

– Учить понимать характер героев; способствовать снятию психического напряжения.

– Развивать правильную эмоционально-насыщенную речь.

Также в своей работе по развитию сенсомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ, нами были использованы развивающие игры:

«Мозаика — конструктор» — это крышки от детского питания. Этот конструктор очень увлекает детей, т. к. он очень яркий, из него можно конструировать различные постройки.

C:\Users\Людмила\Desktop\IMG-7a3ad89d76add1bd08f6077e6e2898f9-V.jpg

Игра «Разноцветные палочки». Целью является учить детей различать цвета, развивать моторику рук, учить навыкам счета.

C:\Users\Людмила\Desktop\IMG-c3681655c658a89994e9ec56d2116727-V.jpg

Игра «Волшебные шарики». Применяем их мы в перерывах между

занятиями, делаем массаж рук. Шарик иеют различне напонители.

C:\Users\Людмила\Desktop\20181121_094047.jpg

Анализ проведенной работы показал:

– Вся представленная деятельность с детьми способствовала развитию наблюдательности, памяти, мышления.

– Усовершенствовалась мелкая моторика рук.

– Развилось чувства коллективизма. Участие в таких играх доставляет таким деткам радость. Вызывает активный интерес, увлекает их.

Литература:

  1. Т. Н. Краманенко Кукольный театр — дошкольникам. — М.: Просвещение, 1982.- 3–4с.
  2. Г. С. Швайко Игры и игровые упражнения для развития речи — М.: Просвещение, 1988.- 3с.
  3. Н. Ю. Барикова Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии М.: изд-во «АСТ, Астрель», 2008 г. — 89с.
  4. Т. А. Власова. М. С. Певзнер О детях с отклонениями в развитии Изд. 2‑е, испр. и доп. М., 1973. -26 с.
  5. Е. А. Катаева, Е. А. Стеблева Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии — М.: «Бук Мастер», 1993.- 77с.
Основные термины (генерируются автоматически): пальчиковый театр, ребенок, игра, предметно-развивающая среда, игровая деятельность, мелкая моторика рук, моторика рук, навык посредством, учебная деятельность.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного...

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук

Учитывая особенности детей данного возраста, развиваем мелкую моторику путем реализации проектной деятельности.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через

Развивающая предметно-пространственная среда – это необходимое условие для развития ребенка, в группе имеются разнообразные игры и пособия...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Это в свою очередь развивало мелкую моторику рук.

Разученные игры дети используют в самостоятельной деятельности, совершенствуют двигательные навыки пальцев рук.

Интересным для детей является теневой театр. Можно с помощью рук изображать различные...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста...

ребенок, игра, рука, ранний возраст, пальчиковая гимнастика, палец, мелкая моторика, упражнение, мелкая моторика рук, тонкое

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через... Сейчас у многих детей дошкольного возраста имеются проблемы с речью...

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

В статье рассматривается эффективность занятий продуктивно-творческой деятельности в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: моторика, мелкая моторика, творчество, продуктивно-творческая деятельность. Abstract.

Проект «Непослушные пальчики» | Статья в сборнике...

Совместная деятельность педагогов и родителей по развитию мелкой моторики детей

1. Работа над развитием мелкой моторики рук у детей. 2. Развитие высших психических

Предметно-развивающая среда способствует наибольшему развитию индивидуальности...

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с

Помимо развития мелкой моторики, это еще и радость от общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на...

Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития...

Таким образом, анализируя роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития, был сделан вывод о том, что большое влияние на развитие психических процессов оказывает тренировка мелкой моторики...

Развитие художественно-эстетических способностей детей...

Способностью улучшить развитие моторики кистей рук, творческого воображения, произношение многих звуков, снятие эмоционального

Пальчиковая гимнастика очень важна в дошкольном возрасте. «Пальчиковые игры» — это инсценировка, каких-либо рифмованных...

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного...

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук

Учитывая особенности детей данного возраста, развиваем мелкую моторику путем реализации проектной деятельности.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через

Развивающая предметно-пространственная среда – это необходимое условие для развития ребенка, в группе имеются разнообразные игры и пособия...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Это в свою очередь развивало мелкую моторику рук.

Разученные игры дети используют в самостоятельной деятельности, совершенствуют двигательные навыки пальцев рук.

Интересным для детей является теневой театр. Можно с помощью рук изображать различные...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста...

ребенок, игра, рука, ранний возраст, пальчиковая гимнастика, палец, мелкая моторика, упражнение, мелкая моторика рук, тонкое

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через... Сейчас у многих детей дошкольного возраста имеются проблемы с речью...

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

В статье рассматривается эффективность занятий продуктивно-творческой деятельности в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: моторика, мелкая моторика, творчество, продуктивно-творческая деятельность. Abstract.

Проект «Непослушные пальчики» | Статья в сборнике...

Совместная деятельность педагогов и родителей по развитию мелкой моторики детей

1. Работа над развитием мелкой моторики рук у детей. 2. Развитие высших психических

Предметно-развивающая среда способствует наибольшему развитию индивидуальности...

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с

Помимо развития мелкой моторики, это еще и радость от общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на...

Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития...

Таким образом, анализируя роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития, был сделан вывод о том, что большое влияние на развитие психических процессов оказывает тренировка мелкой моторики...

Развитие художественно-эстетических способностей детей...

Способностью улучшить развитие моторики кистей рук, творческого воображения, произношение многих звуков, снятие эмоционального

Пальчиковая гимнастика очень важна в дошкольном возрасте. «Пальчиковые игры» — это инсценировка, каких-либо рифмованных...

Задать вопрос