Проект «Непослушные пальчики» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пермякова, Е. Н. Проект «Непослушные пальчики» / Е. Н. Пермякова, Е. В. Павлова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8397/ (дата обращения: 26.04.2024).

Актуальность:

В последнее время отмечается тенденция на увеличение количества детей с речевыми нарушениями различной степени тяжести. Речевые нарушения могут проявляться уже в раннем возрасте, поэтому их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Работа по развитию мелкой и общей моторики позволяет улучшить и ускорить речевое развитие у детей дошкольного возраста, совершенствовать звуковую культуру речи, расширить словарный запас.

Авторы проекта: Пермякова Е. Н. — учитель-логопед, Павлова Е. В. — воспитатель

Название образовательного учреждения:

МБДОУ «Детский сад № 28 комбинированного вида»

Тип проекта: информационно-творческий, долгосрочный.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Участники проекта: дети средней группы 4–5 лет, воспитатель, родители, учитель-логопед.

Форма организации детей: индивидуально-групповая работа

Ведущая деятельность: игровая

Год разработки и реализации учебного проекта: 2014–2015 год.

Опыт использования: проводился один раз в средней группе.

Продолжительность проекта: 4 месяца.

Проблема проекта: Дети очень любят играть. Но не все игры могут быть доступными и лёгкими. Когда в игру включаются пальчики, многие дети не могут выполнить элементарные движения. Отсюда и возникли вопросы:

— Почему не попасть в дырочку у ботинка?

— Почему у Вас получается «пришить» орешек к белочке, а у меня нет?

— Как заплести косу у гусеницы?

— Как завязать бантик на голове у гусеницы?

Что же делать? Как развить у детей навыки ручной умелости?

Давайте играть с детьми в игры, которые помогут развить мелкую моторику, в игры, которые помогут стать детским пальчикам ловкими и умелыми.

Цель проекта: реализация преемственности между ДОУ и родителями, посредством совместной проектной деятельности «Непослушные пальчики», формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики

Задачи проекта:

1.      Формировать и тренировать координацию пальцев и кистей рук.

2.      Развивать навыки ручной умелости.

3.      Развивать зрительное и слуховое восприятие, память.

4.      Обогащать словарный запас, связную речь.

Гипотеза проекта:

Совместная деятельность педагогов и родителей по развитию мелкой моторики детей будет более эффективна, если реализуются следующие условия:

-     переход родителей от пассивных наблюдателей над работой к активному участию и сотрудничеству;

-     правильное формирование педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики у детей;

-     создание комфортной среды для развития ребёнка посредством совместной, согласованной работы между семьёй и ДОУ

Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, коррекционные

Форма продуктов проектной деятельности:

-     изготовление детьми тренажёра на развитие мелкой моторики «Весёлые карандаши»;

-     итоговое занятие

Ожидаемые результаты:

-     развитие индивидуальных особенностей и физической активности детей, через включение различных пальчиковых игр в повседневные занятия детей;

-     повышение интереса к играм, направленным на развитие моторики;

-     развитие речи детей, обогащение словаря;

-     активное участие родителей в совместной деятельности;

-     пополнение предметно-развивающей среды;

-     профессиональный рост педагогов

Направления проектной деятельности:

1.      Работа над развитием мелкой моторики рук у детей

2.      Развитие высших психических функций: память, зрительное и слуховое внимание, восприятие

3.      Работа с семьёй:

-     участие родителей в мероприятиях ДОУ: мастер-класс, изготовление пособий, игр на развитие мелкой моторики, родительское собрание

Таблица 1

График работы над проектом

Этапы

Сроки

Содержание

1. Подготовительный

1–3 неделя ноября

1. Определение целей и задач проекта.

2. Составление плана мероприятий.

3. Подбор методической литературы.

4. Ознакомление родителей с проектом

2. Основной

4 неделя ноября, декабрь-январь

1. Изучение необходимой литературы и работ педагогов по данной теме

2. Проведение мероприятий в рамках проекта

3. Привлечение родителей к непосредственному участию в проекте

4. Написание конспектов проводимых мероприятий.

5. Обогащение предметно-развивающей среды в кабинете логопеда и в группе.

6. Создание картотеки пальчиковых

игр, направленных на развитие

мелкой моторики.

7. Помощь педагогам ДОУ в подборе и проведении игр.

Мероприятия для детей:

1. Участие во всех мероприятиях проекта.

2. Разучивание пальчиковых игр

Мероприятие для родителей:

1. Помощь в пополнении предметно-развивающей среды по теме проекта.

2. Изготовление пособий на развитие мелкой моторики.

3. Заключительный

февраль 2015

1. Подведение итогов. Создание презентации.

2. Анализ выполнения плана проекта.

3.Анализ успешности работы с детьми, родителями.

Выступление на педсовете.

Показ итогового занятия.

 

Таблица 2

Тематическое планирование проектной деятельности (ноябрь 2014 — февраль 2015г.)

Направление работы

Приблизительный срок

Продукт

Ответственные

1.Сбор материала для создания картотеки игр по развитию моторики

Декабрь-январь

Картотеки:

— пальчиковых игр

— игр на развитие мелкой моторики

— игр с использованием нестандартного оборудования

Воспитатель, учитель-логопед

2.Пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта

На протяжении всего периода работы

Изготовление игр, пособий на развитие мелкой моторики

Воспитатель, учитель-логопед, родители

3.Консультация для родителей «Какую роль играют пальцы рук в развитии речи детей»

Ноябрь

Папка — передвижка

Воспитатель

4.Родительское собрание по теме: «Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Непослушные пальчики» в группе «Ягодка»

Ноябрь

Протокол собрания

Воспитатель

5.Мастер класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

Декабрь

Буклет для родителей

Учитель-логопед

6.Занятие по развитию речи по теме «Осень» с использованием пальчиковых игр

Ноябрь

Конспект занятия

Воспитатель, учитель-логопед

7.Изготовление с детьми тренажёра «Цветик-семицветик»

Декабрь

Коллективная работа

Воспитатель

8.Изготовление с детьми тренажёра «Весёлые карандаши»

Январь

Фотоотчёт

Воспитатель, учитель-логопед, дети

9.Изготовление игр на развитие мелкой моторики

Декабрь-январь

Выставка работ

Родители

10.Изготовление атрибутов к Новому году «Фонарики для гномиков»

Декабрь

Фонарики

Родители, дети

11.Изготовление пособия «Выложи узор в тарелке»

Декабрь

Одноразовые тарелки, контурные рисунки

Учитель-логопед

12.Изготовление пособия «Весёлые дорожки» (фасоль)

Декабрь

Нарисованные дорожки различной конфигурации

Воспитатель

13. Изготовление пособия «Умелые ручки», «Гусеница»

Январь

Разнообразная крупа, контурные рисунки. Пособие с использованием лент, пуговиц, вязаных ковриков, шнурков

Воспитатель

14.Итоговое занятие

Февраль

Конспект занятия

Воспитатель, учитель-логопед

15. Выступление на итоговом педсовете. Анализ успешности работы по проекту

Февраль

Презентация

Учитель-логопед, воспитатель

 

Ценность проекта:

-          создание условий для своевременной коррекционно-развивающей помощи по развитию мелкой моторики у детей, не посещающих занятия учителя-логопеда;

-          изменение дидактического оснащения образовательного процесса в средней группе ДОУ;

-          оказание помощи родителям и повышение компетентности педагогов в вопросах развития мелкой моторики у детей:

знаю и понимаю проблему ребёнка;

умею и буду использовать полученные знания;

хочу овладеть знаниями по данной проблеме;

могу самостоятельно помочь;

-          отсутствие формализма в организации работы с семьёй

Возможности дальнейшего развития проекта:

1. На основе приобретенного опыта по реализации проекта «Непослушные пальчики»:

-          педагогам группы продолжать проводить работу, направленную на развитие мелкой моторики у детей;

-          родителям закреплять полученные и сформированные навыки у детей в домашних условиях

2. Представить данный проект на Всероссийском или Международном уровне в рамках сотрудничества обмена методическими разработками по созданию единого образовательного пространства между ДОУ и семьёй.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, развитие, ребенок, игра, воспитатель, предметно-развивающая среда, Проектная деятельность, родитель, проект, итоговое занятие.

Похожие статьи

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Предметно-развивающая среда способствует наибольшему развитию индивидуальности ребенка, с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Развивающая предметно-пространственная среда – это необходимое условие для развития ребенка, в группе имеются разнообразные игры и пособия, направленные на решение задач по развитию мелкой моторики.

Роль педагога в организации предметно-пространственной...

Создание развивающей предметно-пространственной среды... предметно-пространственная среда, группа, игра, материал, речевое развитие

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, предметно-развивающая среда, развивающая среда, дошкольное...

Организационно-педагогические условия создания...

Создание предметно-развивающей среды для детей... ребенок, предметно-развивающая среда, развивающая среда, дошкольное образование, создание, ограниченная возможность здоровья, коррекционно-развивающая среда, игра, группа, развитие.

Создание предметно-развивающей среды для детей...

предметно-развивающая среда, ребенок, окружающий мир, предметная среда, развивающая предметная среда, игра, психофизическое развитие детей, коррекционная работа, информационное поле...

Проектирование развивающей предметно-пространственной...

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС.

Цель проекта: Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях МАДОУ № 3.

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Наши сказки»

7. Определение форм выражения итогов проектной деятельности по каждой из подтем.

Совместная деятельность, игры. Работа с родителями.

Продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику

Проектирование развивающей среды для самостоятельной...

окружающая среда, детский сад, ребенок, ближайшее развитие, развивающая предметная среда, вид деятельности, предметно-развивающая среда, развивающая среда...

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного...

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая

ребенок, мелкая моторика, лист бумаги, движение, предмет, рука, головной мозг, занятие

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.

Похожие статьи

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Предметно-развивающая среда способствует наибольшему развитию индивидуальности ребенка, с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Развивающая предметно-пространственная среда – это необходимое условие для развития ребенка, в группе имеются разнообразные игры и пособия, направленные на решение задач по развитию мелкой моторики.

Роль педагога в организации предметно-пространственной...

Создание развивающей предметно-пространственной среды... предметно-пространственная среда, группа, игра, материал, речевое развитие

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, предметно-развивающая среда, развивающая среда, дошкольное...

Организационно-педагогические условия создания...

Создание предметно-развивающей среды для детей... ребенок, предметно-развивающая среда, развивающая среда, дошкольное образование, создание, ограниченная возможность здоровья, коррекционно-развивающая среда, игра, группа, развитие.

Создание предметно-развивающей среды для детей...

предметно-развивающая среда, ребенок, окружающий мир, предметная среда, развивающая предметная среда, игра, психофизическое развитие детей, коррекционная работа, информационное поле...

Проектирование развивающей предметно-пространственной...

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС.

Цель проекта: Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях МАДОУ № 3.

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Наши сказки»

7. Определение форм выражения итогов проектной деятельности по каждой из подтем.

Совместная деятельность, игры. Работа с родителями.

Продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику

Проектирование развивающей среды для самостоятельной...

окружающая среда, детский сад, ребенок, ближайшее развитие, развивающая предметная среда, вид деятельности, предметно-развивающая среда, развивающая среда...

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного...

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая

ребенок, мелкая моторика, лист бумаги, движение, предмет, рука, головной мозг, занятие

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.