Физкультура и музыка | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (21) апрель 2019 г.

Дата публикации: 18.03.2019

Статья просмотрена: 793 раза

Библиографическое описание:

Лебединская, Л. А. Физкультура и музыка / Л. А. Лебединская, А. П. Варкентин. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/4054/ (дата обращения: 26.04.2024).



Здоровье нации — основа просвещения России

Всероссийский форум

Физическая культура занимает одно из ведущих мест в воспитании гармонически развитой личности. Именно в период дошкольного детства в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием в нём нравственно-волевых черт личности. В детских дошкольных учреждениях средствами физического воспитания служат физические упражнения, гигиенические и социально-бытовые факторы.

Физические упражнения — основное средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры.

Движения составляют основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, приводит к задержке умственного и сенсорного развития).

В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движения, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. Повышение уровня жизни и сохранение здоровья населения нашей страны, формирование основ физической культуры, приобщение к спорту взрослых и детей относятся к задачам, решение которых контролируется на самом высоком уровне.

По данным исследований, 75 % болезней взрослого человека закладываются в детстве. Поэтому вопросом физического развития, формированию у ребенка основ культуры здоровья следует уделять как можно больше внимания, начиная с детского возраста.

Одной из важных проблем в настоящее время является гипокинезия, то есть недостаточная двигательная активность детей, как следствие повышения образовательной нагрузки, отсутствие двигательной нагрузки, пристрастие к играм статического характера (в том числе компьютерным), негативного отношения к физической культуре.

Современный ребенок сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией. Два последних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации — ускоренному развитию организма ребенка, в первую очередь к увеличению роста и повышению веса тела. На этом фоне внутренние органы отстают в своем развитии, поэтому возникают различные заболевания или отклонения. Медицинские работники не в состоянии решить эту проблему без помощи педагогов и семьи.

К моменту поступления в школу ребенок должен овладеть определенным запасом двигательных навыков и умений, которые позволят ему адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявленным к учебной деятельности, помогут более успешному усвоению школьной программы не только на первых, но и на последующих этапах обучения.

Благодаря целенаправленным занятиям физической культурой в детском саду, начиная с самого раннего возраста, к моменту перехода в старшую группу дети обладают уже достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений.

Физическое развитие детей дошкольного возраста в последнее время приобрело особую значимость. Весь период дошкольного детства наиболее важный в становлении двигательных функций и физических качеств ребенка, так как именно в детстве закладываются основы будущего здоровья, работоспособности и долголетия человека.

Известно, что дефицит движений особенно опасен в период роста и формирования организма. Это важно иметь в виду, поскольку значительная часть современных дошкольников имеет различные хронические заболевания. Физическое развитие детей и подготовленность часто не соответствуют возрастным нормам.

Работа по развитию движений осуществляется на физкультурных, музыкальных занятиях и в свободное от занятий время. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений.

Говоря о большом значении музыки в развитии движений, педагог Н. А. Ветлугина отмечает: «…между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и то же поэтическое содержание».

Для сопровождения упражнений должны быть взяты художественные музыкальные произведения. Естественно их исполнение должно быть грамотным. Движения, выполняемые под музыку, способствуют развитию основных видов движений: ходьба, бег, разнообразных прыжков и подпрыгиваний (с одной ноги на другую, на двух ногах и т. д.)

Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.

Музыкальное сопровождение физических упражнений должно отвечать определенным требованиям: ведущая роль отводится двигательным задачам; характер музыки соответствует характеру движения.

Основные задачи утренней гимнастики и физкультурных занятий — способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость, координацию движений и т. д. Музыкальное сопровождение в дошкольных учреждениях подчиняется выполнению этих задач.

Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т. д.). Музыкальные произведения для ходьбы, бега, подпрыгивания должны быть яркими, выразительными, умеренного темпа, с четкой фразировкой, контрастного характера.

Утренняя гимнастика создает бодрое настроение, подготавливает детский организм к различным видам деятельности. За время пребывания в дошкольном учреждении дети приобретают опыт музыкального восприятия. К шести годам они умеют самостоятельно определить на слух характер музыки и передать его в движении.

У детей достаточно развиты двигательные навыки, они умеют ритмично ходить и бегать; легко, энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях и т. д. Педагоги должны добиваться, чтобы движения у детей были естественными, непринужденными, выразительными. Таким образом значительно расширяется объем упражнений, особенно гимнастических и танцевальных.

Продолжая работу по физкультуре, музыкальный руководитель учит детей пространственной ориентировке: быстро перестраиваться в колонну, в шеренгу, круг во время движения и на месте; выполнять все движения не только ритмично, но и сохраняя указанный темп.

Иногда музыкальное занятие в подготовительной группе начинается после прогулки. Правильно организованная прогулка предполагает определенную физическую нагрузку, после которой нежелательно сразу проводить упражнения с большой двигательной активностью и музыкальными играми.

«Подвижные игры под музыкальный аккомпанемент развивают слух, легкость и ловкость движений, способность быстро и правильно реагировать на получаемые от музыки впечатления» — так писала известный русский педагог Е. Н. Водовозова. Эту мысль развивает А. П. Усова: «С полным основанием можно сказать, что детская песня рождается в играх. Практика детских игр является как бы первоначальной школой музыкальной культуры детей…Может быть, ответ на вопрос о том, что такое русская пляска для детей, нужно искать в этих играх. В них выведен тот красивый ритмичный рисунок, который доступен ребенку и дан он в форме игры».

Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность.

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движениях рук и ног. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность.

Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определенный запас движений. Их заимствуют из физических упражнений, сюжетной драматизации, танца. Из физкультуры выбираются основные виды движения: ходьба, бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Используются также гимнастические упражнения для верхнего плечевого пояса, ног, корпуса. Эти движения с включением различных предметов (мячи, обручи, ленты, флажки и т. д.) и без них разучиваются с детьми. Применяются некоторые перестроения (ходьба шеренгами, в круге, парами и т. д.), необходимые для хороводов, танцев. Они хорошо организуют детский коллектив, облегчают проведение игр, хороводов, праздников.

На занятиях физкультурой, при обучении ходьбе, обращается внимание на соблюдение правильной осанки, точной координации движений рук и ног. Эти требования предъявляются и на музыкальных занятиях, но, помимо этого, характер ходьбы может меняться в зависимости от сопровождающей её музыки. Так же физкультурные праздники и развлечения вызывают у детей повышенный интерес к двигательной активности, дают им возможность реализовать естественную потребность в движении и проявить творчество. Кроме того, физкультурные праздники и развлечения способствуют снятию у детей эмоционального напряжения, общему оздоровлению, воспитывают у них дисциплинированность и культуру поведения, содействуют умственному развитию, расширяют кругозор, а также обеспечивают полноценное сотрудничество педагогов и родителей воспитанников ДОУ.

Литература:

  1. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М. Просвещение 1976г. 270 с.
  2. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение 1986г. 304с.
  3. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение. 1988г. 143с.
  4. Бекина С., Ломова Т., Соковнина Е. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 6-7лет. Из опыта работы музыкальных руководителей детских садов. Москва Просвещение 1984г. 288 с.
  5. Утренняя гимнастика под музыку. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада М. Просвещение 1984г. 176 с.
  6. Справочник старшего воспитателя № 6, № 10. 2009г., № 8,2013г.
Основные термины (генерируются автоматически): движение, ребенок, физическая культура, музыкальное сопровождение, упражнение, утренняя гимнастика, характер музыки, двигательная активность, детский организм, дошкольное детство.

Похожие статьи

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей

Главными задачами физического воспитания детей являются укрепление организма, развитие и совершенствование движений.

В основе развития двигательной активности детей лежит ритм. Нам давно известно о такой системе ритмического воспитания как логопедическая...

Оздоровительная функция музыки как соответствующая система...

Музыкально-ритмические и физические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижая заболеваемость и делая жизнь ребенка более безопасной, благодаря таким качествам как ловкость, сила, гибкость; готовят ребенка к школе...

Ритмическая гимнастика в физическом развитии дошкольника

Потребность в движении, повышенная двигательная активность-наиболее важные

Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с

Почему я выбрала среди массовых форм физической культуры ритмическую гимнастику...

Развитие физических качеств через сюжетно-ролевую...

«Культура движений во многом связана с развитием у детей физических качеств – считает Н.А

Дети с помощью физических упражнений, жестов и мимики создают образы героев и

музыкальное сопровождение, музыка, ребенок, физическое воспитание, детский сад...

Музыкально-оздоровительная работа ДОУ посредством...

Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления. О гармоническом развитии организма и здоровья. Чернышевский Н. Г. Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс...

Роль музыки в формировании основных двигательных навыков...

Определено влияние музыки на формирование двигательных навыков у детей младшего

музыкальное сопровождение, музыка, ребенок, физическое воспитание, детский сад

музыкальное сопровождение, физическая культура, физическая активность, музыка...

Роль музыкального сопровождения во время физической...

3. Значение музыкального сопровождения на занятиях физической культурой. Занятия физической культурой представляют собой

Для занятий физической культурой следует подбирать музыку простую по форме и содержанию, жизнерадостную и бодрую по характеру...

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

С развитием музыкальных и двигательных навыков у детей появляется способность изобретать и комбинировать по своему

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и...

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма

«Двигательная активность — естественная и специально организованная двигательная

Для детей возраста первого детства (до 6–7лет) роль двигательной активности остается...

Создание двигательного физкультурно-оздоровительного...

двигательная активность, ребенок, движение, двигательная активность ребенка, здоровый образ жизни, ребенок возраста первого детства

Утренняя гимнастика — это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика.

Похожие статьи

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей

Главными задачами физического воспитания детей являются укрепление организма, развитие и совершенствование движений.

В основе развития двигательной активности детей лежит ритм. Нам давно известно о такой системе ритмического воспитания как логопедическая...

Оздоровительная функция музыки как соответствующая система...

Музыкально-ритмические и физические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижая заболеваемость и делая жизнь ребенка более безопасной, благодаря таким качествам как ловкость, сила, гибкость; готовят ребенка к школе...

Ритмическая гимнастика в физическом развитии дошкольника

Потребность в движении, повышенная двигательная активность-наиболее важные

Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с

Почему я выбрала среди массовых форм физической культуры ритмическую гимнастику...

Развитие физических качеств через сюжетно-ролевую...

«Культура движений во многом связана с развитием у детей физических качеств – считает Н.А

Дети с помощью физических упражнений, жестов и мимики создают образы героев и

музыкальное сопровождение, музыка, ребенок, физическое воспитание, детский сад...

Музыкально-оздоровительная работа ДОУ посредством...

Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления. О гармоническом развитии организма и здоровья. Чернышевский Н. Г. Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс...

Роль музыки в формировании основных двигательных навыков...

Определено влияние музыки на формирование двигательных навыков у детей младшего

музыкальное сопровождение, музыка, ребенок, физическое воспитание, детский сад

музыкальное сопровождение, физическая культура, физическая активность, музыка...

Роль музыкального сопровождения во время физической...

3. Значение музыкального сопровождения на занятиях физической культурой. Занятия физической культурой представляют собой

Для занятий физической культурой следует подбирать музыку простую по форме и содержанию, жизнерадостную и бодрую по характеру...

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

С развитием музыкальных и двигательных навыков у детей появляется способность изобретать и комбинировать по своему

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и...

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма

«Двигательная активность — естественная и специально организованная двигательная

Для детей возраста первого детства (до 6–7лет) роль двигательной активности остается...

Создание двигательного физкультурно-оздоровительного...

двигательная активность, ребенок, движение, двигательная активность ребенка, здоровый образ жизни, ребенок возраста первого детства

Утренняя гимнастика — это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика.

Задать вопрос