Роль музыки в формировании основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Мустафаева З. И., Куртипова Э. М. Роль музыки в формировании основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 142-144. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6881/ (дата обращения: 18.06.2018).

Статья посвящена проблеме формирования основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста и влиянии средств музыки на данный процесс. Определено влияние музыки на формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: младший дошкольный возраст, физическое воспитание, двигательный навык, двигательные умения, средства музыка, формы физического воспитания.

 

Постановка проблемы: Проблема формирования двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста не нова для современного физического воспитания, но все равно является актуальной. Своевременно и правильно организованное физическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из задач развития и совершенствование движений. Физическое воспитание, по мнению Д. В. Хухлаевой, является составной частью общего воспитания, направленное на достижение физического совершенства, т. е. высокого уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности [4, с.6].

В процессе физического воспитания решаются педагогические задачи. Физическое образование — одна из сторон физического воспитания, включающая овладение специальными знаниями, двигательными навыками и умениями. Двигательные умения — степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи. При неоднократном повторении физических упражнений двигательные умения постепенно переходят в двигательный навык. Двигательный навык — это степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью [7,с.80].

Формирование двигательных умений и навыков осуществляется в единстве с воспитанием физических качеств. Физические качества — это определенные стороны двигательных способностей человека: сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость. Формирование двигательного навыка (от лат. formare образовывать) — это процесс формирования способности к осуществлению того или иного движения без сознательного контроля [4,с.95].

Анализ литературы: Психофизиологические аспекты формирования двигательных навыков и умений стали предметом исследования таких физиологов, как П. К. Анохина, В. М. Бехтерева, А. В. Запорожца, И. П. Павлова, И. М. Сеченова и др. Педагогические аспекты формирования двигательных навыков и умений рассмотрены в трудах Е. А. Аркиной, А. И. Быковой, Е. Г. Леви-Гориневской, Д. В. Хухлаевой, П. Ф. Лесгафта, и многих других исследователей. Предпосылки комплексного подхода к решению задач развития двигательных навыков средствами музыки были раскрыты в работах Н. Г. Александровой, Н. А. Ветлугиной, В. А. Гринер, Э.Ж.-Далькроза, А. И. Зиминой, А. В. Кенеман, Е. А. Румер, М. Л. Паландашвили, Е. Н. Соковнина, Н. Н. Шуть.

На скорость образования двигательных навыков дошкольников влияет психологическая установка и положительные эмоции на занятиях [2, с.55].

В младшем дошкольном возрасте для обучения ребенка используются игровые приемы или показ образца движения. Это определяется спецификой младшего возраста, когда ребенок еще не обладает достаточной концентрацией внимания и получает удовлетворение от простого подражания конкретному образцу. Интерес к содержанию разучиваемых двигательных упражнений и к игре вызывают эмоциональный подъем, в связи с этим повышается внимание, усиливается стремление выполнить задание, добиться лучшего качества движения. У младших дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Они сосредоточивают свое внимание только на том, что им интересно и необычно, и быстро утомляются от монотонной рутинной работы. Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста требует учета индивидуальных типологических особенностей нервной системы, оказывающих влияние на темп их усвоения, приобретение двигательного опыта, уровня развития физических качеств и двигательных навыков [7, с.85]. Эти показатели позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход при выборе методических приемов обучения, направленных на успешное овладение двигательными навыками каждым ребенком. [4, с.97]

По мнению Зариповой Т. П., когда малыш испытывает положительные эмоции что способствует нормальной деятельности сердечнососудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка. [3,с.16]

Известно, что музыка является одним из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективным и действенным средством развития и воспитания детей. Музыка помогает полнее раскрыть способности ребенка, развить слух и чувство ритма. Чем лучше у ребенка развито чувство ритма, тем быстрее и легче он осваивает новые движения. Отсюда вытекает необходимость музыкального сопровождения ходьбы и бега, чтобы воспитатель имел возможность, не прерывая и не останавливая движения влиять на качество его исполнения. [1,с. 66]

При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий, музыка же способствует выразительности движений. В этом взаимодействии основные двигательные навыки занимают ведущее положение, а музыка становится своеобразным средством их выполнения.

Говоря о большом значении музыки в развитии движений, отечественный педагог Н.А Ветлугина отмечает: «…между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются и очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и то же поэтическое содержание. Движения, сопутствуя музыке, выражает именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятием ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремиться выразить ее содержание». [1,с.55]

Идейно-эмоциональное содержание музыкального произведения передается с помощью средств музыкальной выразительности- мелодии, темпа, ритма и др. При обучении детей младшего дошкольного возраста используется физические упражнения, которые, как и в музыке имеют свою длительность, темп, ритм. [5]

Мелодия помогает запомнить музыку, а следовательно, и упражнение. Услышав мелодию, можно быстро восстановить последовательность упражнений и ее длительность. Она как бы подсказывает характер движений, форму и последовательность элементов. [6]

Под музыку дети хорошо усваивают ритм движений, темп выполнения их, а у инструктора появляется возможность, не прерывая упражнения, оказывать индивидуальную помощь. Физическое воспитание требует повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательные динамические стереотипы, но так как у детей младшего дошкольного возраста недостаточно сосредоточено внимание, отсутствует необходимая выдержка для предварительного наблюдения, то музыка является эмоционально-положительным средством привлечения внимания детей при выполнении упражнений. [7,с.95]Таким образом, ритмические движения под музыкальное сопровождение выполняется легко и длительное время не вызывают утомления.

При подборе музыкального сопровождения необходимо учитывать соответствие ее выполняемым упражнениям.

При выполнении упражнений необходимо сочетать амплитуду, мышечное напряжение, характер исполнения с регистром звучания музыки. Например, при звучании музыки в высоком регистре выполнить ходьбу на носках, в среднем — ходьбу, в низком — ходьбу с выпадами, таким образом, с детьми младшего дошкольного возраста целесообразно использовать музыку в среднем регистре. [5]

Одним из главных выразительных средств музыки является ритм. Ритм — это последовательное сочетание музыкальных звуков различных длительностей. Длительности нот легко воспроизвести движениями: хлопками, ударами ноги, шагами и т. д. В теории физического воспитания двигательный ритм определяется как сочетание во времени сильных, акцентированных частей движений со слабыми, пассивными [4,с.50].

В музыке, как и в речи людей, так же существует специфические точки, запятые, благодаря которым музыкальное произведение приобретает выразительность. Любое музыкальное произведение делится на крупные части, отличающиеся друг от друга по характеру и содержанию, а эти части, в свою очередь, делятся еще на мелкие части. Части музыкального произведения называются построениями. Отдельные построения отличается друг от друга степенью законченности музыкальной мысли. Построение выражающие относительно законченную музыкальную мысль, называется периодом, в котором соединяются два предложения. Предложения делится на более мелкие построения- фразы. Фразы — это небольшая и относительно законченная часть музыкального произведения [5].

Поэтому для сопровождения у детей младшего дошкольного возраста физических упражнений в основном используется музыка малой формы (песни, танцы и др.), в таких произведениях каждый период состоит из двух предложений, предложение — из двух фраз и каждая фраза — из двух или четырех тактов [6].

Смена музыкальных частей, фраз, организует смену направления, перестроение движений. Такая эмоциональная окрашенность восприятия детьми характера движений, связанных с музыкой, совершенствует их, придает им энергию или мягкость, больший размах или сдержанность и в то же время содействует их свободе и непринужденности. [6]

Таким образом, роль музыки в формировании двигательных навыков и умений разнообразна и многопланова. Музыка делает занятия маленькими праздниками в жизни дошкольников. С помощью средств музыки у детей младшего дошкольного возраста решаются следующие задачи: развитие комплекса двигательных качеств, обеспечивающих основу для всестороннего физического развития детей; умение выполнять движения под музыку; совершенствование и закрепление полученных двигательных умений и навыков, в согласовании движений с музыкой [4, с.98].

В отличие от ритмики, где ведущими являются задачи музыкального развития ребенка, в нашем случае на первый план выступают задачи физического воспитания: охрана и укрепление здоровья детей, развитие физических качеств, формирование двигательных навыков. В то же время эффективность физических упражнений под музыку, их значение для полноценного развития детей во многом определяются органической связью музыки и движений. Яркие, динамичные художественные музыкальные произведения, соответствующие характеру и содержанию физических упражнений, способствуют физическому совершенствованию ребенка, выработке красивой осанки, правильной координации движений и формированию двигательных навыков.

 

Литература:

 

1.                  Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. — М., 2000. — 95с.

2.                  Зарипова Т. П. «Планирование оздоровительной работы». Управление ДОУ.- № 1 2004 г. — с. 32.

3.                  Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1978. — 272 с.

4.                  Нечай С. П. Музыка для интеллекта//Дошкольное воспитание.- № 4, 2010. — С.4–8

5.                  Нечай С. П. Музыка укрепляет здоровье//Дошкольное воспитание.- № 4, 2010. -С.13–16.

6.                  Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2–4 лет в малокомплектном детском саду. М.: Просвещение, 1992. — 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): младший дошкольный возраст, физическое воспитание, музыка, навык, ребенок, музыкальное произведение, движение, умение, упражнение, музыкальное сопровождение.

Ключевые слова

физическое воспитание, младший дошкольный возраст, двигательный навык, двигательные умения, средства музыка, формы физического воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос