Организация наблюдений в природе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (17) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 23.11.2018

Статья просмотрена: 566 раз

Библиографическое описание:

Чикаткова А. А., Колегова Т. А. Организация наблюдений в природе // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №7. — С. 19-21. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/109/3736/ (дата обращения: 18.09.2019).



Взрослым иногда так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть как изменяется небо перед дождем или снегопадом, как появляется радуга после дождя, чувствовать, как дует ветер, падает первая снежинка. А теперь представьте, как радуются этим явлениям природы маленькие дети. Дошкольники очень любознательны, тянуться к новым знаниям, им интересно все вокруг. Наблюдение доставляет детям всевозможные положительные эмоции и яркие впечатления, позволяет всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Одной из задач воспитателя при знакомстве детей с живой и неживой природой является организация наблюдений за природными явлениями и объектами. В течение года мы проводим наблюдения на территории детского сада, на участке группы во время прогулки.Дети наблюдают за изменениями в природе, погодой, солнцем, облаками, деревьями, птицами, растениями и т. д. Во время наблюдений мы помогаем ребёнку увидеть красоту природы, научиться наслаждаться ею, беречь и охранять ее. В зависимости от того, за чем мы наблюдаем, наблюдения могут быть кратковременными, продолжающимися несколько минут, например: за птицей у кормушки, за бабочкой, сидящей на цветке, и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель.Встарших и подготовительных группах нашего детского сада в основном используются длительные наблюдения, где дети следят за ростом растений из семян, созреванием плодов, сезонными изменениями в природе и т. д.Наблюдение за ростом растений начинается ещё в группе, где происходит посадка рассады. А благодаря «Огороду на окне» наблюдение за ростом посаженных растений становится намного интереснее и увлекательнее, так как дети ежедневно ухаживают и наблюдают за ними. Рассаду овощей высаживаем на приусадебном участке детского сада, где дети продолжают свои наблюдения за ростом растений, созреванием плодов, участвуют в уборке урожая.

Начиная с младшей группы, дети с интересом следят за тем, как из семян появляется росточек, как распускаются первые листочки. Детей знакомят с необходимыми условиями для роста растений — свет, тепло, земля, вода. Весной совместно с детьми, рассаду цветов высаживаем в клумбы на территории детского сада. Клумбы с разнообразными цветами используются для длительных наблюдений — цветок растёт, появляется бутон, бутон распускается и превращается в цветок и т. д.

Пример ещё одного длительного наблюдения — наблюдение за сезонными изменениями в природе. На прогулке дети наблюдают, какие изменения происходят в природе, отмечают сезонные признаки. В каждом наблюдении за объектами живой и неживой природы, мы используем загадки, художественное слово, пословицы и поговорки, приметы, которые помогают активизировать внимание детей и носят познавательный характер.

Для того, чтобы активность детей не снижалась, во время проведения наблюдений, а интерес к ним возрастал, необходимо соблюдать некоторые правила.

  1. Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы был максимально доступен каждому. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, какое количество детей может одновременно участвовать в наблюдении, как их расположить, чтобы все находились в одном ряду.
  2. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение — это психическая, интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений нельзя разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей 3–10 минут, этим временем и ограничивается наблюдение.
  3. Наблюдение складывается по определенной схеме: начало, основная часть и конец. Сначала необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Лучше использовать следующие приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю: • Призыв вместе смотреть что — то интересное; • Ласковая интригующая интонация; • Загадка — описание, загадка — действие о предмете наблюдения. Вторая часть — основная, обеспечивает самостоятельное получение сенсорной информации. Педагог предлагает посмотреть на объект и задает вопросы с паузами в 2–3 секунды. Эти секунды позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопросы. Основную часть нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Можно использовать логично подобранные действия и движения. Например, после двух секунд наблюдения предложить детям показать порывы ветра, как ветер наполняет ветряной рукав, шум слабого и сильного дождя и др. В конце наблюдений воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки о наблюдаемом объекте.
  4. Необходима специальная подготовка к наблюдению: осмотр места, проверка исправности оборудования. В некоторых случаях даются задания для самостоятельного наблюдения или домашние задания: понаблюдать со взрослыми (мамой, папой, бабушкой).

Важной составной частью по организации наблюдений стало оборудование метеостанции на территории детского сада. Поддержка проекта осуществляется компанией «Газпромнефть-Восток» в рамках программы социальных инвестиций «Родные города». Детская метеостанция, это комплекс различных приборов измеряющие погодные условия. Для изучения состояния погоды и наблюдений за природными явлениями, а также для умения предсказывать ее изменения мы используем оборудование на метеостанции, которое позволяет дошколятам расширять кругозор, учиться быть внимательными, анализировать происходящие процессы в природе, делать соответствующие выводы и весело проводить свое время. На метеостанции используются приборы: термометр, барометр, ветряной рукав, флюгер, солнечные часы, осадкомер. Ежедневно во время прогулки на метеоплощадке проводим наблюдение за погодой: наблюдаем за небом и облачностью, даем относительную оценку силы ветра с помощью ветряного рукава, определяем направление ветра с помощью флюгера, измеряем количество осадков с помощью осадкомера, определяем температуру воздуха с помощью термометра, с помощью барометра делаем предполагаемый прогноз погоды и измеряем атмосферное давление. Данные заносим в специально разработанный календарь наблюдений условными знаками. В конце месяца, сезона анализируем результаты, делаем выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, наблюдение, ребенок, рост растений, ветряной рукав, время прогулки, время наблюдений, основная часть, неживая природа, организация наблюдений.

Похожие статьи

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками...

Организуя длительное наблюдение объектов природы, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся

В процессе наблюдений за погодой или другими объектами неживой природы, рассматривания растений воспитатель соединяет эти...

Срез фенологических знаний у дошкольников | Статья в сборнике...

Наблюдения за явлениями природы – один из наиболее эффективных способов достижения указанной цели.

В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются.

Наблюдение как метод оценки качества образовательного...

С давних времен люди обращались к наблюдению, как одному из важнейших источников информации

Наблюдение — процесс сбора точной и объективной информации, результаты которого

В детском саду такой вид наблюдения используется в период адаптации ребенка.

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через...

После наблюдений мы с детьми свои впечатления на занятиях по изо -деятельности

Наблюдения за природой мы ведем круглый год, и во все времена года я направляю

Родителям я рекомендовала при общении с детьми, во время бесед, прогулок, расширять их...

Организация проведения прогулок (из опыта работы)

Педагог — организатор наблюдений, участник игр и забав, руководитель детской деятельности. Организация проведения прогулок.

На прогулке планируют наблюдения предметов и явлений общественной жизни и природы, наблюдения за трудом взрослых, жизнью города...

Экологическое воспитание под открытым небом

Основным методом ознакомления с природой остаются наблюдения. Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Ежедневно на прогулках мы наблюдаем за природой и ее изменениями в разное время года.

Формирование познавательной активности детей старшего...

Наблюдение во время прогулок проводится ежедневно. Оно планируется заранее, со всеми детьми или по подгруппам. Это могут быть наблюдения за природными явлениями или трудом взрослых. Помимо этого, на протяжении всего времени прогулки взрослый должен...

Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного...

Использование организованных наблюдений происходит в основных видах деятельности

Очень важно, что у детей можно вызвать первые эстетические переживания от восприятия

Дети получали задание-вопрос и при помощи наблюдений в природе находили ответ на...

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе...

В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению

Дети все реже общаются с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая

Ребенку — дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и...

Похожие статьи

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками...

Организуя длительное наблюдение объектов природы, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся

В процессе наблюдений за погодой или другими объектами неживой природы, рассматривания растений воспитатель соединяет эти...

Срез фенологических знаний у дошкольников | Статья в сборнике...

Наблюдения за явлениями природы – один из наиболее эффективных способов достижения указанной цели.

В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются.

Наблюдение как метод оценки качества образовательного...

С давних времен люди обращались к наблюдению, как одному из важнейших источников информации

Наблюдение — процесс сбора точной и объективной информации, результаты которого

В детском саду такой вид наблюдения используется в период адаптации ребенка.

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через...

После наблюдений мы с детьми свои впечатления на занятиях по изо -деятельности

Наблюдения за природой мы ведем круглый год, и во все времена года я направляю

Родителям я рекомендовала при общении с детьми, во время бесед, прогулок, расширять их...

Организация проведения прогулок (из опыта работы)

Педагог — организатор наблюдений, участник игр и забав, руководитель детской деятельности. Организация проведения прогулок.

На прогулке планируют наблюдения предметов и явлений общественной жизни и природы, наблюдения за трудом взрослых, жизнью города...

Экологическое воспитание под открытым небом

Основным методом ознакомления с природой остаются наблюдения. Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Ежедневно на прогулках мы наблюдаем за природой и ее изменениями в разное время года.

Формирование познавательной активности детей старшего...

Наблюдение во время прогулок проводится ежедневно. Оно планируется заранее, со всеми детьми или по подгруппам. Это могут быть наблюдения за природными явлениями или трудом взрослых. Помимо этого, на протяжении всего времени прогулки взрослый должен...

Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного...

Использование организованных наблюдений происходит в основных видах деятельности

Очень важно, что у детей можно вызвать первые эстетические переживания от восприятия

Дети получали задание-вопрос и при помощи наблюдений в природе находили ответ на...

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе...

В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению

Дети все реже общаются с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая

Ребенку — дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и...

Задать вопрос