Научно-исследовательская деятельность в магистратуре – требования современности — Молодой учёный

Обучение в магистратуре иногда воспринимается как продолжение образования после бакалавриата, которое включает в себя хождение на лекции, написание конспектов, выполнение контрольных и домашних заданий и т.д. Это далеко не так, и я убедилась в этом на личном опыте, поступив в психолого-педагогическую магистратуру Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) в прошлом году. В магистратуре, в отличие от бакалавриата, большая часть нагрузки идет на самостоятельную, исследовательскую, практико-ориентированную работу и личностное развитие. За два года магистранту необходимо пройти определенный курс теоретического и практического обучения, причем практическая деятельность занимает примерно половину общего времени. Также большую роль играет самостоятельное образование, вне стен вуза: изучение соответственной научной литературы, написание статей и тезисов докладов для конференций различного уровня, от студенческих до международных, подготовка отчетов о прохождении практики и сама практическая работа «в полевых условиях». Обучение в магистратуре ориентировано на получение новых компетенций, прежде всего навыков проведения самостоятельных научных исследований, реализации научных и практических проектов, навыков работы в команде и, возможно, организации работы самой команды. Магистратура дает возможность человеку попробовать себя в той или иной профессиональной деятельности, а иногда и сменить специальность, выбранную в 17 лет под влиянием родителей и результатов ЕГЭ.

Немного истории

Для лучшего понимания значения ученой степени «магистр» расскажу об истории магистерского образования в России. Это наименование было введено в российских университетах на основании указа Александра I в 1803 г. Степень магистра присуждалась после сдачи экзамена, происходившего на собрании университетского факультета. Для ее получения иногда требовалось чтение публичной лекции. С 1819 г. в России присуждались две ученых степени – магистра наук и доктора наук. Магистерская подготовка занимала около четырех лет. Об уровне работ, представляемых в то время к защите, можно судить по магистерской диссертации Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855). В целом, основной задачей магистратуры в дореволюционной России была подготовка высокообразованного университетского преподавателя, хорошо ориентирующегося в определенной отрасли научного знания и ведущего собственные исследования. В 1917 г. степени магистра и доктора наук были упразднены, а в 1934 г. Постановлением СНК были введены две ученых степени: кандидата и доктора. Степень магистра была восстановлена в России лишь в начале 90-х гг. двадцатого века и в значительной степени была неким экспериментом, не слишком детально проработанным и ориентированным на переход к многоуровневому профессиональному обучению.

Студент магистратуры сегодня

Современное магистерское образование – это образование по-настоящему взрослых людей, среди магистрантов не так много вчерашних бакалавров, учатся люди от 30 до 50 лет и старше, у которых за плечами большой профессиональный опыт. Например, среди моих сокурсников в магистратуре есть завучи школ, заслуженные учителя России, доценты кафедр ДВФУ, а одной из «студенток» уже за 70… Некоторые из наших преподавателей, опытных работников образования, также недавно проходили обучение по магистерским программам, поскольку меняются современные квалификационные требования. Функционирование российской магистратуры обосновано « Положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации», в котором говорится, что «Магистерская подготовка в Российской Федерации реализует одну из основных профессиональных образовательных программ в многоуровневой структуре высшего образования. Подготовка магистров ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность».

Научно-исследовательская работа делает обучение в магистратуре процессом активного познания, развивает креативное мышление и навыки рефлексии, помогает приобрести исследовательские умения. Магистрант – это соискатель ученой степени. Как и аспирант, он пишет выпускную квалификационную работу – диссертацию, а не просто «защищает диплом», как студент специалитета или бакалавриата.

Виды научно-исследовательской деятельности магистрантов

Итак, для современного магистерского образования в вузах актуальным является вопрос организации научно-исследовательской работы. Эта форма работы магистрантов является важнейшим фактором повышения рейтинга университета. Можно выделить несколько видов научно-исследовательской работы магистрантов в современном российском вузе.

Научно-исследовательская работа (НИРС) магистрантов, которая встраивается в учебный процесс. Важнейшей задачей НИРС этого вида является активизация процесса обучения, а непосредственное участие в нем самих магистрантов служит показателем их научной активности. Такой вид работы включает: изучение литературы, подготовку научных статей и тезисов докладов, участие в семинарах, конкурсах, конференциях.

Научные исследования, которые дополняют учебный процесс. Основная задача НИРС такого вида – это выход за рамки программы и индивидуализация процесса обучения. Этот вид научно-исследовательской работы реализуется посредством выполнения курсовых работ и выпускной квалификационной работы (магистерская диссертация), тематика которых соответствует направлению научно-исследовательских программ кафедр, а также участием магистратов в научных лабораториях, проектной деятельности.

Научные исследования, которые проводятся параллельно учебному процессу. Основная задача участия магистрантов в таких исследованиях – их научная профессионализация под руководством высококвалифицированных преподавателей и научных сотрудников, т.е. специализация и подготовка к научной деятельности в конкретной области. Содержание работы магистрантов - участие в инициативных и плановых научных исследованиях, выполняемых по госбюджетным и хозяйственным договорам, различного рода грантам и т.п.

О том, в каких международных научных конференциях можно принять участие, посмотрите информацию по ссылке Международные научные конференции — Молодой ученый.

Таким образом, научно-исследовательская работа магистрантов представляет собой синтез учебной исследовательской работы и внеучебной научно-исследовательской работы, а также научно-организационной работы магистрантов, связанной с обогащением опыта и стимулированием развития научной деятельности.

По материалам, накопленным за время обучения и в ходе практики, пишется магистерская диссертация, оригинальное научное исследование, направленное на решение одной или нескольких задач, объединенных общей целью.

Магистерская диссертация.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) исследовательского характера, называемая магистерской диссертацией, является научной работой, по результатам защиты которой присуждается академическая степень магистра. Она отражает уровень научной подготовки магистранта, его способность вести самостоятельное исследование, изучать литературу по актуальным вопросам и грамотно оформлять полученные в рамках исследования результаты. Содержание диссертации магистра может быть трех типов: теоретическое исследование; решение прикладных задач; разработка инновационных методов и подходов к разрешению академических проблем. От ВКР бакалавра магистерская работа существенно отличается глубокой, всесторонней теоретической проработкой решаемой проблемы, а от диплома специалиста – большей академической ориентированностью исследования.

Магистерская диссертация является видом научной текстовой работы, она подчиняется общим законам написания и оформления академических исследований. Работа должна быть структурированной и включать введение, основную часть из нескольких глав с параграфами, заключение и т.д. Структура магистерской диссертации должна соответствовать теме исследования, а само исследование должно быть актуальным. Диссертация магистра должна отвечать требованиям оригинальности и научной новизны, единства цели и содержания, иметь практическую или академическую значимость. Предложенную концепцию решения выявленной проблемы следует аргументировать актуальными данными и документально подтвержденными фактами. Стиль изложения рекомендуется соответствующий нормам научного языка и специфике направления исследования.

В магистерской диссертации, кроме актуальности, теоретического и практического значения, должны быть предложены гипотезы исследования; сформулированы цели и задачи, а также объект и предмет исследования. Далее определяются методы и методики исследования: научные подходы и конкретные инструменты исследователя (эксперимент, наблюдение, анализ и т.д.). Необходимо рассмотрение теоретических основ исследования, обязательно должен быть представлен анализ опыта предшественников. В работе отражается первичная информация (источники, документы), какие-либо практические наблюдения. Гипотеза исследования подтверждается с помощью различного исследовательского инструментария, а также путём обработки научно-практической информации. По каждой главе и диссертации в целом формулируются выводы.

К диссертации прилагается автореферат – краткое изложение поставленных задач, основных моментов содержания, а также результатов исследования.

Конечно, выполнение магистерского исследования осуществляется под руководством научного руководителя. Он консультирует и контролирует магистранта, и в свою очередь несёт за него ответственность. Научный руководитель обычно всячески поддерживает магистранта на защите, а потому хорошие отношения с ним – залог успешного получения академической степени «магистр».

Публикационная активность магистрантов

В связи с изменениями, произошедшими в системе высшего профессионального образования в России, сегодня для магистрантов стал актуальным волновавший ранее только аспирантов вопрос написания и публикации своих научно-исследовательских статей в научных журналах, сборниках научных конференция, коллективных трудах, монографиях по исследовательской теме.

Публикационная активность является важнейшим критерием оценки эффективности деятельности не только отдельных авторов, но и научных организаций и, конечно, вуз поощряет магистрантов дополнительными стипендиями и грантами «за науку».

Журнал «Молодой учёный» предоставляет возможность публикации научных статей, они отражаются в научной электронной библиотеке eLIBRARY, и я благодарна редакции журнала за публикацию моей статьи весной этого года Дополнительное математическое образование как среда тьюторского сопровождения одаренных старшеклассников

Ссылка на статью в eLIBRARY: https://elibrary.ru/item.asp?id=34896581

Как минимум одна научная статья должна быть опубликована в ходе обучения в магистратуре, эти требования регламентированы в соответствующих документах вуза.

С пожеланием успешной научной деятельности Наталья Владимировна Белан, магистрант 2-го курса психолого-педагогического направления Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, г. Владивосток, 2018.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос