Мифы об уровнях высшего образования — Молодой ученый

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

В следующем году исполняется 20 лет с тех пор, как Россия присоединилась к Болонскому процессу. Тем не менее наши соотечественники еще полностью не приняли новую систему образования. Одна из причин – обыкновенное непонимание. И оно подтверждается многочисленными мифами, окружающими уровни образования . В этой статье мы займемся их развенчанием.

Миф №1. Бакалавриат – это ненастоящее (неполное) высшее образование

Это заблуждение укоренилась в умах масс сразу же, как только пятилетний специалитет был вытеснен четырехлетним бакалавриатом. Люди сразу решили, что именно в отнятом году содержится вся суть высшего образования. Усугубляет ситуацию тот факт, что для получения СПО учатся именно четыре года.

Обратимся к части 5 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ. Бакалавриат заявлен как первый уровень высшего образования. Из части 7 статьи 60 мы узнаем, что освоение программы бакалавриата подтверждается дипломом бакалавра. Из пунктов 1 и 13 Приказа Минобрнауки России от 22.07.2021 №645 следует, что диплом бакалавра – это документ о высшем образовании.

Таким образом, не остается сомнений, что бакалавр имеет полноценное высшее образование. С ним он уже является квалифицированным кадром. Другое дело, что при желании уровень можно повысить.

Особо подчеркнем, что современное законодательство не содержит понятия «неполное высшее образование». Поэтому применять его в принципе некорректно.

Миф №2. Бакалавриат хуже специалитета (с точки зрения трудоустройства)

На мой взгляд, это заблуждение тоже уходит корнями к одному оторванному году. Следуя такой логике, можно предположить, что все профессиональные дисциплины изучались именно на пятом курсе специалитета.

В некоторых областях (например, в медицине) на полноценное обучение действительно требуется больше времени. Поэтому там сохранен специалитет.

Сторонники этого мифа уверены, что работодателя в первую очередь интересует, сколько дисциплин в дипломе у претендента на вакансию. Профессиональнее навыки, видимо, отходят на второй план.

Если изучить образовательные программы и учебные планы бакалавриата, недостатка спецпредметов там не будет. А количество выделенных часов никак не связано с качеством обучения. Если у студента нет желания, мотивации или способностей к освоению программы, его не спасут дополнительные годы.

Теперь перейдем из образовательной сферы в рабочую. Если бы руководители нанимали только специалистов, все россияне в возрасте 21-30 лет сейчас были бы безработными. Но это не так: дискриминации у нас подвергаются как раз те, кто учился во времена, когда о бакалавриате даже не слышали.

Миф №3. Настоящее высшее образование – это только магистратура

Продолжение мифа №1. Возможно, в заблуждение вводит упомянутая статья 10 ФЗ №273. Там магистратуру ставят в одну строчку со специалитетом. В итоге те, кто презирает бакалавриат, приходят к мысли, что дотянуть до «полноценного» образования можно, только закончив магистратуру.

Вернемся к той самой статье 10. Магистратура – это уровень высшего профессионального образования, а не его синоним. Это лишь означает более глубокую степень подготовки. Для занятия некоторых должностей действительно требуется диплом магистра, например 1 :

  • руководитель социологических исследований;
  • главный геодезист;
  • начальник отдела организации работ по обследованию объектов использования атомной энергии;
  • начальник планово-экономического отдела;
  • ведущий гидрохимик.

Однако мы видим, что это достаточно высокие должности. А карьерный рост всегда предполагает профессиональное развитие. Поэтому повышенные требования к образованию претендентов здесь неудивительны. В то же время никто не мешает бакалаврам быть обычными экономистами, гидрохимиками или аналитиками.

Миф №4. Магистратура – это второе высшее образование

Этот миф правдив отчасти. Хотя магистратура – это лишь уровень высшего образования, никто не ограничивает в выборе направления обучения. Поэтому тут возможно два варианта.

Первый – продолжение образования по тому же направлению. Например, диплом бакалавриата человек получил по фундаментальной физике (03.03.02), а в магистратуру поступает изучать фундаментальную и прикладную физику (03.04.02). Фактически он остается в той же профессиональной области, и развитие возможно только вглубь.

Второй – смена направления. Например, выпускник бакалавриата по направлению «Менеджмент» (38.03.02) понял, что заниматься этим не хочет. Коллекционировать дипломы одного уровня он не стремится. Тогда он выбирает направление магистратуры «Организация работы с молодежью» (39.03.03). В результате он получает новую профессию, но на качественно более высоком уровне. Развитие происходит вширь и вглубь.

Во втором случае магистратуру действительно можно считать вторым высшим образованием. Однако чаще путь обучающихся строится по первому варианту.

Миф №5. Бесплатно можно учиться только на одном уровне

Этот миф исходит из неспособности воспринимать информацию в полном объеме. Многие россияне запомнили, что законом гарантировано право однократно получить высшее образование бесплатно. Однако они упускают важное дополнение.

Частью 3 статьи 5 ФЗ №273 гарантируется бесплатное обучение на конкурсной основе при условии, что человек осваивает этот уровень образования впервые. То есть не учится впервые в принципе, а в первый раз заходит на данный конкретный уровень.

Развенчивая этот миф, обратим внимание на несколько важных фактов:

  • если учился на бакалавриате бесплатно, в магистратуру тоже можно поступать бесплатно;
  • если бакалавриат был платным, это не препятствует бесплатному обучению в магистратуре;
  • после специалитета (хоть бюджетного, хоть коммерческого) можно поступать в магистратуру бесплатно.

Соответственно, аналогичный принцип распространяется и на аспирантуру. Сейчас это третий уровень высшего образования.

Миф №6. Аспирантура заканчивается присвоением ученой степени

Аспирантура издавна ассоциировалась с подготовкой ученых. Поступали туда с четким намерением защитить кандидатскую диссертацию. Но даже тогда выпускник аспирантуры имел на руках только:

  • документы о сдаче кандидатских минимумов;
  • готовый (а иногда сыроватый) текст диссертации;
  • протокол о прохождении предзащиты на своей кафедре.

Но с 2014 года аспирантура стала третьим уровнем высшего образования, где готовят кадры высшей квалификации (не научной). По завершении программы студенты защищают ВКР, а о работе над диссертацией речи не идет. Выпускники получают диплом о присвоении квалификации «преподаватель-исследователь» в своей области.

Миф №7. Ординатура — это медицинская магистратура / аспирантура

Подготовка медиков происходит по специфической схеме. Большое количество изучаемых предметов не позволило перейти на двухуровневую схему. Магистратуры в медицинских вузах нет вообще (как, соответственно, и бакалавриата). Диплом о высшем образовании выпускники получают после освоения программы специалитета, причем шестилетнего.

С ним уже можно поступать в ординатуру. Как следует из пункта 2 Порядка , утвержденного Приказом Минобрнауки от 19.11.2013 №1258, освоение такой программы дает право занимать определенные должности.

Проще говоря, диплом ординатуры делает из просто врача специалиста в той или иной области (невролога, офтальмолога, гастроэнтеролога и т.п.). Без него можно работать только терапевтом.

Заключение

Как видим, 20 лет – это не срок для полноценного понимания Болонской системы, некогда чуждой для российского образования. Тем не менее она прижилась в нашей стране и постепенно становится привычной. Надеемся, что мы разъяснили все, что вызывало недопонимание. Если у вас есть другие вопросы об уровнях образования в РФ, присылайте их в редакцию «Молодого ученого», и мы обязательно на них ответим.

Обсуждение

Задать вопрос