Магистерская диссертация: полезные советы — Молодой ученый

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 марта, печатный экземпляр отправим 11 марта.

Опубликовать статью в журнале

Магистратура – время короткое, всего два года. И весь второй год посвящен написанию главного, выпускного труда – магистерской диссертации. Конечно, студент не сидит каждый день перед компьютером, печатая текст. Написание диссертации – процесс сложный, многоаспектный, и больше всего времени уходит как раз на подготовку, а не на то, чтобы поставить слова в правильном порядке. В этой статье мы даем советы относительно всех этапов работы. Чтобы написание диссертации не было в тягость, а, напротив, приносило удовольствие, попробуйте воспользоваться хотя бы некоторыми из них.

Выбор научного руководителя

Выбор научного руководителя может зависеть как от ваших личных предпочтений, так и от темы вашей работы (если она заранее определена, хотя бы ее направление). Лучше всего, если личные и научные предпочтения совпадут в одном человеке.

Магистерская диссертация обычно не пишется с нуля. Чаще всего она есть одна из ваших курсовых (или ваша бакалаврская диссертация), которую предстоит «расширить и углубить». Поэтому проще работать не только с текстом курсовой, но и с тем преподавателем, который этот текст читал. В таком случае вопрос выбора научного руководителя фактически не стоит.

Если же вы по каким-то причинам начинаете писать магистерскую с нуля и находитесь в поиске научного руководителя, то имейте в виду два момента:

  1. Сфера его и ваших научных интересов должны быть близки. В противном случае вам придется выбирать тему из не интересных вам.
  2. Преподаватели по-разному относятся к обязанности быть научным руководителем. Бывают и такие (слегка преувеличим для наглядности), которые читают работы студентов буквально накануне защиты. Постарайтесь разузнать, кто из преподавателей именно ведет своих магистрантов, мотивирует и консультирует их. И выбирайте именно такого руководителя. Поверьте, вам будет значительно проще.

Выбор темы

Важнейший момент. Выбором темы определяется вся дальнейшая работа. Тему, конечно, всегда можно поменять, однако в таком случае придется начинать все с начала. Вот некоторые советы по выбору темы:

  • Лучше всего, если тема вам уже знакома. Согласитесь, что на знакомую тему писать гораздо проще – львиная доля работы уже проделана. Остается только оформить эту работу на бумаге (вернее, сначала на компьютере). Именно поэтому большинство магистерских – это «улучшенные» курсовые работы или бакалаврские диссертации.
  • Выбирайте интересную лично вам тему. По одной простой причине: если тема вас не интересует, то мотивировать себя просто сесть за компьютер будет нелегко. Основная часть энергии уходит не на саму работу, а на то, чтобы заставить себя работать. Поэтому лучше уж сложная, но интересная тема, чем простая, но неинтересная.

Подбор литературы

Естественно, литература не подбирается вся и сразу, часть ее появляется по ходу написания диссертации. И тем не менее некоторый предварительный подбор необходим.

Посоветуйтесь с преподавателем – основные книги он вам назовет даже без подготовки.

В Сети есть сайты-библиотеки диссертаций (кандидатских и докторских). Самих диссертаций в бесплатном доступе нет, однако на таких сайтах публикуются авторефераты, введения и библиографические списки исследований. Если вы встретите там диссертацию на тему, сходную с вашей, то найти литературу из ее библиографического списка не составит труда.

Впрочем, нужно ли вообще давать какие-то советы по подбору литературы в век интернета? Ведь сейчас любой первокурсник за пару часов может составить список не хуже профессора (на самом деле это большое преувеличение)!

Однако некоторые советы уместны:

  1. Научитесь не «тонуть» в литературе. Ее так много, что заниматься библиографией можно хоть целый семестр. А в итоге так ничего и не написать своего.
  2. Нельзя выбирать книги из имеющихся списков наугад. Любая научная тема уже имеет определенную научную разработанность. Как правило, по каждой теме существуют фундаментальные труды, обходить которые стороной никак нельзя. Поэтому:
  3. Научитесь классифицировать литературу. А для этого нужно: больше читать, советоваться с преподавателем, изучать контекст, в котором существует ваша тема.

И еще небольшое замечание про источники. Не во всех науках этот вопрос стоит остро, но в гуманитарных он точно есть. Научитесь различать источники и исследования (то есть то, что именуется «литературой»)!

Изучение литературы по теме

Оно начинается параллельно с подбором литературы. В изучении любого научного вопроса следует руководствоваться принципом «от общего к частному». То есть начинать с наиболее кратких и всеобъемлющих вещей: учебников, словарных статей. И только потом переходить к работам, в которых детально анализируются те или иные аспекты интересующей вас темы, – монографиям, специальным статьям.

При изучении литературы не забывайте реферировать ее, фиксировать (делать выписки, закладки, отмечать графически) те места, которые вы, вероятно, будете цитировать. Свой «банк цитат» значительно сократит впоследствии время работы.

Составление плана

Сложно давать рекомендации, которые подходили бы для любой темы и дисциплины. Тем не менее в самом общем виде эти рекомендации мы бы сформулировали так:

  • Начнем с того, что план вообще должен быть! Казалось бы, это нечто очевидное, однако бывают случаи, когда диссертацию начинают писать вообще без плана. Это не такая уж редкость. У шахматистов есть идиома: «Лучше плохой план, чем никакого». Потому что когда плана нет – игра разваливается. В науке – то же самое. Без плана вы сможете написать разве что объяснительную на тему «Почему я не написал магистерскую работу». Впрочем, вам это не поможет.
  • Лучше всего, если до написания плана у вас уже есть рабочая гипотеза. Это некий стержень, вокруг которого можно построить всю работу. Кстати, не факт, что эта гипотеза в ходе работы подтвердится, однако составить план, ориентируясь на нее, все же проще.
  • План должен быть логичным и последовательным. В противном случае о научности в вашей работе можете даже не мечтать.
  • План лучше обсудить с преподавателем (а может, и не раз). Некоторые преподаватели имеют неприятное свойство заставлять переписывать работы. Происходит это, как правило, тогда, когда студент пишет «от ветра головы своея». Чтобы этого не случилось, лучше ход работы заранее согласовать. Вы тогда будете знать, что писать, а преподаватель – что проверять.

Написание введения

Введение – это, вероятно, самая «туманная» часть работы. Ведь студенту предстоит сделать то, чему, как правило, не учат: обосновать актуальность темы, обозначить объект, предмет, цели и задачи работы и так далее. Не претендуя на полноту освещения этих понятий, остановимся на них кратко.

Актуальность показывает важность изучения темы в наше время. Причем важным может быть не только объект, который вы исследуете, но и способ, которым это делается. С актуальностью связана – но не исчерпывается ей – новизна исследования. Уже само это слово говорит о том, что вы должны привнести нечто новое. Новым может быть материал, который до вас еще не изучался или изучался мало, или же методы, которые вы используете.

Описание теоретической разработанности темы напрямую зависит от того, насколько вы ее изучили и какие книги прочли. Здесь вы излагаете все, что в науке было сделано «до вас» (применительно к вашей теме).

Объект исследования – это в целом то, что вы изучаете. А вот предмет – это какая-то часть, какой-то аспект объекта, на который направлено ваше внимание. Кстати, такое разделение характерно только для российской науки. Да и лингвистически оно выглядит довольно странным, ведь слово «предмет» – это калька, буквальный перевод с латыни слова «объект». Но исторически такое разделение устоялось, и с ним приходится считаться.

Цель исследования – то, ради чего, собственно, все и затевается. Вы хотите решить некую научную проблему, ответить на вопрос – это и есть ваша цель. То есть цель – это тот результат, на который вы ориентированы. Для достижения цели необходимо решить задачи (их, как правило, от 3 до 5), то есть совершить конкретные шаги к этой цели. Например, поставить и описать эксперимент, провести опрос, выделить референтную группу, проанализировать и сравнить произведения искусства и так далее. Задачи, естественно, различаются в разных науках и в разных темах.

Гипотеза – это некое предположение, которое нужно вам, чтобы свое исследование осуществить. Если цель – это конечный результат, задачи – шаги к нему, то гипотеза – ваш проводник на этом пути. Именно гипотеза «организует» научный поиск: вы предполагаете, что научную проблему можно решить вот таким образом – и отсюда уже стартует ваше исследование.

Методология у каждой науки своя (хотя существуют и междисциплинарные методы исследования). В целом это те принятые в научном сообществе способы, с помощью которых ученые осуществляют свою деятельность. В отношении методологии лучше всего проконсультируйтесь с вашим преподавателем.

Научно-практическая значимость – это то, каким образом вашу работу можно использовать «на практике» – в производстве, науке, образовании и так далее.

Написание основной части

Основная часть – собственно, ваша диссертация – самая большая и сложная. Она, как правило, состоит из 2-3 глав, которые, в свою очередь, подразделяются на параграфы (по смыслу и структуре). 2 главы – это теоретическая и практическая части. 3 главы (и больше) бывают нужны тогда, когда материал практической части не умещается в одну главу.

Теоретическая часть

В первой, теоретической, главе вам необходимо показать степень разработанности проблемы: сделать обзор литературы, методов изучения проблемы, показать те результаты, к которым приходили ученые, исследовавшие ее (если во введении об этом было только упомянуто, но не расписано). А также наметить те аспекты проблемы, которые менее изучены и на которые будет направлено ваше основное внимание. Совет здесь достаточно очевиден: учитывайте, пожалуйста: то, что написано во введении, должно согласовываться с основной частью работы. То есть если во введении вы поставили одну цель и наметили соответствующие задачи, а в основной части движетесь к другой цели и решаете другие задачи, то едва ли ваша диссертация будет успешной.

Если уже после написания введения вы вдруг поняли, что исследование нужно проводить по-другому, то лучше потом переписать введение, чем пытаться подогнать основную часть под уже прописанные цель и задачи.

Практическая часть

Эта часть почти всегда – самая важная. Ведь именно по ней можно судить о предварительной готовности человека к будущей профессии. Несмотря на великое разнообразие практики (на разных специальностях), дадим такие общие советы:

  • Заранее подготовьте план тех мероприятий и экспериментов, которые вы хотите провести, и согласуйте его с преподавателем. Если не согласовать, то может возникнуть неловкая ситуация, когда вам придется переделывать практическую часть. А это гораздо сложнее, чем переписать теорию.
  • Если вам нужно проводить свои мероприятия вне ВУЗа – на техническом предприятии или в каком-либо учреждении – заранее договоритесь об этом. Не откладывайте в долгий ящик: далеко не факт, что вы придете туда, и вам сразу же предоставят возможность сделать то, что вы хотите.
  • Будет несколько нелогичным, но в определенных случаев уместным даже такой совет: делайте практическую часть раньше теоретической. Конечно, если теория в вашем случае не играет решающей роли и ее можно просто «подвести».
  • После того, как вы проведете нужные вам эксперименты и мероприятия, не поленитесь все это правильно оформить. В конечном итоге оценивать будут ваш текст, а не сами эксперименты. Поэтому оформляйте все в соответствии с требованиями (которые легко узнать из УММ или непосредственно у преподавателя).

Написание заключения

Если вы хорошо написали введение и основную часть, то справиться с заключением для вас не составит труда. Просто резюмируйте то, что вы уже сделали, вернитесь к поставленным во введении задачам и расскажите, как у вас получилось их решить. Не забывайте и о собственных выводах: магистерская диссертация – это не реферат, здесь вы выступаете в роли пусть пока небольшого, но ученого, со своим видением научной проблемы.

Если же заключение у вас не получается, попробуйте вернуться к основной части и проанализировать, нет ли там ошибок, не нарушена ли логика.

Оформление списка литературы и приложений

В разных ВУЗах могут быть разные требования к оформлению работ, в том числе списка литературы и приложений. Поэтому лучше всего узнать, какие требования есть конкретно в вашем учебном заведении. Однако есть и некоторые общие правила оформления списка, о которых «Молодой ученый» уже писал. Вы можете посмотреть их здесь – Как оформить список литературы – и здесь – Варианты оформления списка литературы: стили и принципы.

Проверка диссертации и подготовка к ее защите

Лучше контактировать с вашим научным руководителем на каждом этапе работы. Так он сможет вас направлять и исправлять постепенно и понемногу – это лучше, чем сдать целиком всю работу и получить сотню пожеланий и исправлений. «Сдавайте» ему каждую отдельную часть (главу, введение), а потом, в соответствии с его замечаниями, исправляйте. Конечно, если у вашего руководителя есть возможность проверять каждую отдельную часть.

Прежде чем сдавать всю работу преподавателю, перечитайте ее, исправьте ошибки и недочеты. Также не забывайте об аккуратности оформления: внешний вид даже в науке играет немалую роль.

Вполне возможно, что диссертацию придется дорабатывать, и не раз. Не расстраивайтесь, это нормально. В конечном итоге это пойдет вам только на пользу.

На защите диссертации – если, конечно, вы сами ее писали – у вас не должно возникнуть проблем. Но чтобы все прошло без сучка, без задоринки, подготовьте доклад об основных положениях магистерской диссертации (краткий конспект работы, который будет произнесен устно перед комиссией), сделайте презентацию. Кстати, об этом «Молодой ученый» тоже писал – Как студенту сделать отличную презентацию.

Удачи!

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос