Как я с первого раза сдал IELTS на 8.0 — Молодой ученый

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Бэкграунд

Конечно, английский я знаю объективно неплохо. Языковой барьер сломал еще ребенком. В детстве жил некоторое время с родителями в азиатской стране. Соседями по площадке была семья из Канады с ребенком. Больше детей в округе не было, так что мы с ним каждый день тусили то у нас, то у них, и играли в машинки, солдатиков и т.д. Он, само собой, русского не знал совсем, а я как раз начал учить английский в школе. Поэтому как-то объяснялись на инглише. Думаю, именно тогда языковой барьер и ушел полностью — с тех пор никогда не боялся говорить на английском.

Потом как-то язык постоянно присутствовал так или иначе. В юности слушал классический рок и разбирал тексты любимых песен. Увлекался IT, разбирался с линуксом и читал бесконечные мануалы. Фильмы с титрами смотрел. Студентом записался на годичные курсы английского, ни разу не пожалел — именно там разобрался с артиклями, временами и прочим. Повезло с преподавателем, помню какие-то вещи чуть ли не дословно с тех занятий.

Несколько лет назад сдавал TOEFL для учебы в США. Проходной балл по тесту был не слишком высокий, поэтому готовился не слишком плотно, сдал без проблем. Полгода учился в Калифорнии, потом несколько месяцев был internship.

В общем, бэкграунд был хороший, и я понимал, что вполне можно сходу замахнуться на 8.0. Цель была именно такая, хотя хватило бы и 7.5. Я думаю, именно такая постановка цели — не минимальной, а максимальной — помогла. Если стараться всеми силами зацепить минимально необходимый результат, то велик шанс где-то чуть-чуть не дотянуть. А если сразу целить выше — то, даже если где-то не дотянешься, будет запас.

Времени на подготовку дал себе полтора месяца. Четкий дедлайн важен, т.к. отлично мотивирует и позволяет правильно спланировать время и распределить силы. Готовился достаточно плотно. Сначала думал пойти сдавать сразу, без подготовки вообще. Но нет. В первом пробном Listening из книжки, к примеру, я сделал 10 ошибок. А на первой тренировке Speaking, когда получил карточку с Task 2, за минуту банально не смог придумать, о чем рассказывать. Поэтому подготовка очень важна, даже с уровня Advanced. Ниже — подробнее о том, как я готовился по каждому из блоков IELTS.

Также рекомендуем: Как изучать иностранные языки

Listening

К первым двум секциям — Listening и Reading — я готовился полностью самостоятельно, без помощи преподавателей. Идеальный ресурс — книги Cambridge University Press. Пробные тесты по структуре, специфике, по всем особенностям совершенно идентичны реальным. Когда я сдавал реальный тест, даже голос, который читал инструкции к тесту, оказался хорошо знакомым — то есть озвучивают одни и те же люди. Форматирование страниц тоже полностью совпадает. Соответственно, если дома сделать пару десятков пробных тестов, на экзамене будет чувство, что занимаешься чем-то хорошо знакомым. Это важно.

Каждую неделю я успевал делать по 2-3 теста. Печатал нужные странички из книги (как будто это экзаменационный буклет). На каждый тест печатал настоящий бланк Answer Sheet (их легко скачать в формате pdf). Звук старался слушать не в наушниках, а через динамики. В общем, максимально повторял атмосферу экзамена.

В процессе научился эффективно размечать задания карандашом. Это, как оказалось, большой плюс бумажного IELTS перед компьютерным TOEFL. За 30 секунд, которые даются перед каждый блоком вопросов, можно сделать удивительно много. Во-первых, подчеркнуть ключевые слова, по которым можно ориентироваться. Во-вторых, определить тип ответа (число, фамилия/имя, вопрос на спеллинг, существительное, глагол и т.д.). Часто получается предугадывать даже конкретные ответы или, по крайней мере, синонимы. Если правильно сделать разметку, слушать значительно легче — речь, которую вы слушаете, приобретает понятную структуру. Вычленять ответы становится гораздо удобнее.

Но самое-самое важное в Listening — это концентрация. Нужно 40 минут думать исключительно о том, что вы слушаете и не давать мозгу отвлекаться на другие мысли. Отвлечетесь на пару секунд — и все, потратите еще минуту, чтобы понять, где сейчас находитесь, а какие вопросы уже пропустили.

Также рекомендуем: Как усадить себя за научную статью? Секреты продуктивности

Конечно, важно развивать навык аудирования. То есть — как можно слушать. В эти полтора месяца я постарался окружить себя английским везде, где возможно. На пробежках вместо музыки я слушал исключительно подкасты на английском. Несколько рекомендаций:

  • ESLPod . Самый знаменитый и крутой подкаст для изучающих английский от Джефа МакКуиллана. Начинал с него, но было слишком легко, мало нового для меня. Для уровней Intermediate — Upper Intermediate отличный вариант.
  • English Cafe . Тоже проект Джефа МакКуиллана, только не о самом языке, а об американской культуре. Любопытно, хотя немного не хватает динамики, на мой вкус.
  • Bob & Rob Show . Еще один отличный вариант для ESL-студентов. Боб — американец, Роб — бритиш. Слушал с удовольствием. Изюминка подкаста — рубрика “Both Sides of the Pond”, где они обсуждают разницу между британским и американским английским.
  • IELTS Energy . Динамичный и полезный подкаст, ведут две американки. Местами многовато рекламы их вебинаров и всяких платных сервисов, но отличного контента очень много. Мне было интересно, как они задавали друг другу вопросы из карточек Speaking, отвечали и комментировали сами себя по критериям IELTS.

На каком-то этапе подкасты именно про изучение английского и IELTS надоели, и я стал слушать обычные подкасты на английском, искать интересные именно по контенту. Если уровень языка позволяет — это killing two birds with one stone, конечно. И слушать интересно, и listening автоматически прокачивается. Из последних находок — подкаст "Dear Sugars", про всякие сложные ситуации в отношениях между людьми. Прекрасный язык, отличная дикция обоих ведущих, слушаю и после экзамена. Дома часто включали BBC World. Полезно для того, чтобы привыкнуть к британскому произношению. Ну и опять же — контент очень интересный. У BBC много всяких станций, рекомендую из них именно World.

Reading

Конечно, и тут главный помощник — кембриджские книжки. Просто брать пробные тесты и делать по очереди. С Reading у меня как-то сразу все получалось без проблем, поэтому тренировался по остаточному принципу. Но все равно тестов 6-7 пройти успел.

Я читаю на английском достаточно быстро, поэтому никакие специальные техники, которые советуют для экзамена (scanning, skimming и т.д.), не применял. Легко успевал прочитать текст полностью и понять все, о чем там говорится. Потом уже, отвечая на вопросы, возвращался к конкретным местам и находил ответы.

Самое сложное, наверное, это вопросы True/False/Not Given. Но у тех, кто знаком с формальной логикой, тут проблем не возникнет, все понятно. Главное правило такое — если факт прямо не упоминается в тексте, то это Not Given. Будьте осторожны с фактами, о которых вы знаете сами. Есть соблазн поставить True чему-нибудь вроде «Курение вредит здоровью». Но, если в тексте говорится только об ограничении курения в общественных местах, это будет Not Given.

Как и в Listening, надо делать все спокойно и внимательно. В пробных тестах я часто делал дурацкие ошибки — например, вместо “corporate newsletters” мог написать “corporate newspapers”. Хоть смысл и тот же, но это ошибка. К счастью, в Reading вопрос спеллинга не стоит — достаточно просто правильно переписать слова из текста в ответ. Но именно из-за того, что это так легко, можно сделать случайную ошибку.

И, снова как в Listening, важно создать англоязычное окружение. Интерфейс всех программ на ноутбуке и приложений в телефоне у меня и так всегда на английском, так мне удобнее. Старался читать, например, новости о футболе на английском. И интересно, и полезно. Понятно, это может быть не только футбол, но и все что угодно. Любите готовить — ищите рецепты на английском. Заболело колено — почитайте рекомендации на англоязычном сайте. Художественные книги мне лично читать на английском тяжеловато, но вот жена, к примеру, читает с удовольствием. Так что тоже хороший вариант.

Writing

А вот тут уже без опытного преподавателя не обойтись. Важно, чтобы это был именно специалист по IELTS. Мне очень помог Чарли — https://ieltscharlie.com/ . Стоят его услуги достаточно дорого, $29 за каждое эссе (хотя есть пакеты, так получится чуть дешевле). Но уровень детализации обратной связи — потрясающий. На каждое свое эссе я в течение трех дней получал фидбэк на 6 (!) страниц:

  • Комментарии по тексту эссе (удачный и неудачный выбор слов, referencing, cohesion; плюс грамматика, конечно);
  • Подробные комментарии к каждому абзацу — по паре абзацев на каждый абзац эссе;
  • Баллы по каждому критерию: Task Response, Coherence and Cohesion, Lexical Resource, Grammatical Range and Accuracy;
  • Подробные рекомендации по каждому критерию в привязке именно к моему эссе — что можно было бы сделать, чтобы повысить балл;
  • Модельное эссе на данную тему.

Я старался каждую неделю писать по 2-3 письма и эссе с соблюдением тайминга (60 минут на все, четко и без исключений) на бланках IELTS (тоже легко найти в pdf). Самые лучшие свои эссе отправлял Чарли. Каждый раз ждал балла 7.5 или 8.0 — ведь это были самые лучшие эссе! Чарли, как правило, ставил 6.5. Я ужасно расстраивался и садился разбирать его рекомендации. Так, постепенно, все стало понятно, и эссе стали писаться уже легко и непринужденно.

С Task 1 (письмо) больших проблем не было. Благодаря стажировке в США опыт переписки большой. Было сложновато только с формальными письмами. В Америке мало кто использует формулировки вроде “Dear Sir or Madam” или “Faithfully yours”. Поэтому с формальными фразами пришлось потренироваться отдельно, что-то выучить. К счастью, на экзамене повезло — попалось неформальное письмо другу.

Для тренировки писем могу посоветовать найти пенпала. Я, честно говоря, думал, что сайты поиска penpals остались в начале двухтысячных, но нет — оказалось, что сайты очень даже живые, людей там много и они активные. В частности, понравился сайт https://www.interpals.net/ . Формальные письма тоже можно потренировать — просто искать поводы и писать их. Напишите в техподдержку какого-нибудь сайта, например, задайте вопрос, пожалуйтесь на баг или поблагодарите за отличный продукт. Если ездили куда-то в путешествие (даже год назад), напишите письмо в отель с подробной благодарностью. И хорошее дело, и практика!

Как в Task 1, так и в Task 2, очень важно сначала планировать, а потом писать. На Task 2 из 40 минут стоит потратить на планирование как минимум 5 минут. Я постепенно дошел вообще до формата 10-25-5. То есть целых 10 минут я готовил план эссе, 25 минут писал и 5 минут проверял. Я делал максимально подробный план обоих body paragraphs: topic sentence, аргументы, примеры. Отдельно выписывал списочек синонимов ключевых слов, которые можно использовать по тексту, потом удобно просто брать и подставлять тот или иной синоним. С таким детальным планом уже не надо задумываться о смысловой части эссе, поэтому можно спокойно выбирать подходящие грамматические конструкции (их должно быть много разных). Введение и заключение практически не планировал — т.к. там больше механическая работа по перефразированию задания.

Отдельный челлендж — писать от руки. С карандашом и ластиком у меня вообще отношения не сложились, поэтому мне оказалось удобнее писать ручкой. В части Writing на IELTS это разрешается. У меня всегда был четкий подробный план, поэтому я писал практически по готовому — и обходился без больших правок. Если все-таки что-то приходилось зачеркнуть — нет проблем, за это баллы не снижают. Главное, зачеркивать плотно, прямо закрашивать ручкой слова, чтобы экзаменатор точно понял. Хотя в 2018-м в Москве и Питере появились компьютерные тесты. Стоят подороже, но Writing на клавиатуре этого стоит, я думаю.

Speaking

Как и в части Writing, здесь совершенно невозможно обойтись без обратной связи от опытного преподавателя. Мне кажется, что, если есть возможность, лучше заниматься не по скайпу, а оффлайн — приближать тренировочные условия к “боевым”. Если в вашем городе есть курсы подготовки к IELTS, найдите преподавателя и договоритесь об индивидуальных занятиях. Носитель здесь совсем не обязателен, мне кажется, — даже экзаменаторы не всегда носители. Опытный русскоязычный преподаватель, который знает специфику IELTS, отлично поможет подготовиться. Мне повезло, я нашел отличного преподавателя, один-два раза в неделю тренировали с ней Speaking по карточкам IELTS.

Один раз, буквально за несколько дней до теста, позанимался с британским преподавателем на italki , больше для уверенности в себе. Очень помогло. Роб убедил меня в том, что я говорю отлично и обязательно получу нужный балл. Ищите на italki профиль Rob IELTS . Отличный парень, искренне его рекомендую.

Дополнительно можно тренироваться и самому. Я пробовал использовать диктофон — вполне рабочий вариант. Потом можно себя послушать и сделать выводы. Можно практиковаться с женой/мужем или другом — от него требуется только зачитывать вопросы из карточки и иногда засекать две минуты. Еще здорово помогало разговаривать дома на английском. Мы, например, договорились, что каждый день за ужином у нас в семье общение происходит только на английском, было весело и полезно.

И еще некоторые важные моменты про Speaking.

Отвечать на все вопросы надо развернуто и подробно. Ответы должны иметь структуру: какая-то вводная фраза (вроде “Yes, I absolutely agree with that!”), суть ответа с примерами, закругление (краткий вывод).

Очень помогает использование storytelling, то есть можно вспоминать и рассказывать какие-то случаи из жизни, подходящие по теме. Иногда без этого очень сложно. Например, как-то на подготовке мне попался Task 2 с вопросом «Опишите какое-нибудь домашнее животное». Если взяться говорить в целом о собаках или кошках, скорее всего не хватит словарного запаса: слова вроде «рост в холке», «шерсть», «подшерсток», да и названия пород, — это все редкие слова. Поэтому я рассказал о том, как у меня была собака в детстве, как мы с ней гуляли, играли, что я чувствовал и т.д.

Идиомы — тонкий вопрос. Говорят, что для высокого балла идиомы в речи нужны. Но, если вставить заученную идиомы искусственно, в неправильном контексте, это не только не повысит балл, но может и снизить. Вообще, в критериях оценки сказано не “idioms”, а “idiomatic language”. То есть, иными словами, язык должен быть богатым и естественным.

И самое главное, что говорил мне Роб: “Examiner is your friend”. Экзаменатор хочет поставить вам максимально возможный балл, он на вашей стороне. Просто он ограничен критериями и правилами оценивания. У экзаменатора нет задачи завалить вас, наоборот, он будет только рад поставить балл повыше. Дайте ему эту возможность! Улыбайтесь, будьте дружелюбны и говорите естественно, не стесняйтесь проявлять эмоции, помогать себе руками.

День экзамена

Главное в день экзамена — это, конечно, справиться с нервами. Выучить уже ничего не получится, повторять фразовые глаголы с утра точно бессмысленно.

Обязательно надо хорошо выспаться, 9-10 часов будет оптимально. Заранее продумайте логистику — на чем доехать, где запарковаться или как дойти от остановки, с какой стороны вход и т.д. Какая-то неожиданная мелочь может все испортить.

Самое неприятный этап — это время ДО начала теста. Нас по одному регистрировали, снимали отпечаток указательного пальца и заводили в аудиторию для тестирования. Я зашел за 40 минут до начала — и все. Нельзя не только выйти в туалет — даже со стула встать нельзя. Сидишь, смотришь на часы на стене и накручиваешь себя. Это ужасно. Помогло то, что я немного умею медитировать — сел прямо, закрыл глаза и погрузился в себя. Минут 20 так провел, успокоился и настроился. Можно размяться, потянуться прямо на стуле — хотя бы руки, шею. Или понаблюдать за другими — кто во что одет, кто на сколько лет выглядит. Главное — как-то отвлекаться и не стопориться в напряжении.

На каждом столе у нас лежали два карандаша, ластик и бутылка воды. Поэтому, вообще говоря, можно с собой ничего не брать. Но я взял все с собой и не пожалел. У меня было два новых (хороших, дорогих) карандаша, ластик, точилка и любимая ручка (для эссе). Писать хорошим острым карандашом привычной модели гораздо приятнее, чем тупым и непредсказуемым. Мелочей не бывает, инструменты важны.

В туалет оптимально выйти во время части Reading. Во время Listening выйти никак нельзя, т.к. останавливать запись никто не будет. Отрывать от себя драгоценные минуты во время Writing тоже неправильно. А Reading можно сделать чуть быстрее, чем за 60 минут. Только важно помнить, что в последние 10 минут до сдачи ответов выходить нельзя. Я об этом не знал, к сожалению.

Вывод

В целом, с хорошего уровня за месяц-полтора подготовиться к IELTS и хорошо его сдать совершенно реально. Нужно просто потратить на это время и деньги. Важно внимательно разобраться в специфике теста, в каких-то мелочах, которые могут сыграть критическую роль. И, конечно, многое зависит от преподавателей, без них сдать Writing и Speaking на высокий балл трудно.

Также рекомендуем: Как молодому кандидату наук переехать в Канаду

Желаю удачи, пусть все получится!

Обсуждение

Задать вопрос