Согласно статье 17 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012, образовательные заведения могут организовать обучение в 3 формах, в зависимости от возможностей и потребностей обучающихся. К ним относятся:
- очная;
- заочная;
- очно-заочная.
Очники проводят в стенах университета или колледжа целый день. Заочники посещают его только во время установочных и зачетно-экзаменационных сессий. Что представляет собой очно-заочная форма обучения, рассмотрим в этой статье.
В чем смысл
Из названия понятно, что мы имеем дело с сочетанием двух известных нам форматов. Нужно разобраться, как именно они комбинируются.
От очной формы очно-заочная «унаследовала» необходимость регулярного посещения образовательной организации. Но тут есть свои особенности:
- Количество рабочих (то есть учебных) дней сокращено с пяти-шести до трех-четырех.
- Объем учебной нагрузки сокращен до восьми пар в неделю.
- Время обучения сдвинуто на вторую половину дня.
- Основная часть занятий может приходиться на выходные.
От заочной формы здесь мы находим возможность совмещать работу с учебой и отсутствие отсрочки от армии. Однако у заочников все же нагрузка получается менее интенсивной.
Это интересно! Раньше очно-заочная форма называлась вечерней. В обиходе так ее именуют до сих пор.
Сколько нужно учиться
Студенты очно-заочного отделения, как и заочного, учатся на год дольше, чем очники. На законодательном уровне регулируется продолжительность обучения в течение семестра.
Согласно Приказу Минобрнауки № 464 от 14.06.2013 , предельная нагрузка студента – 54 академических часа в неделю (то есть 27 пар). Но в эту цифру входят и аудиторные, и самостоятельные занятия.
В том же Приказе говорится, что обучающиеся на дневном отделении могут проводить в стенах вуза до 36 академических часов в неделю. То есть 18 пар – это предел для очника.
Получается, их нагрузка выглядит примерно так: три дня в неделю по четыре пары и два дня – по три.
Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2015 г. № 06-846 сокращают этот предел для вечернего отделения до 16 академических часов или 8 пар.
Учебное заведение может предложить такие форматы:
- по две пары четыре дня в неделю в вечернее время (например, с 18:00 до 21:00);
- по две пары два дня в неделю в вечернее время и четыре пары в субботу;
- по одной паре четыре раза в неделю в вечернее время и четыре пары в субботу;
- по четыре пары с утра до вечера по выходным.
При распределении учитывают загруженность профессорско-преподавательского состава, наличие свободных аудиторий и потребности контингента обучающихся.
Например, если основную массу составляют работающие люди, им удобнее учиться по выходным. А если большинство студентов выбрало очно-заочную форму только в силу ее доступности, то вполне можно организовать обучение по вечерам.
Но это не значит, что качество образования здесь ниже. Вспоминаем предел в 54 часа – он распространяется на все три варианта обучения. Просто оставшиеся 38 часов нужно нагнать самостоятельно. Кто в этом заинтересован – тот сделает, а кто нет – тот и за круглые сутки в аудитории нужного объема знаний не усвоит.
Какие гарантии можно получить
Согласно статье 173 Трудового кодекса, студентам, выбравшим вечернюю форму обучения, положены те же гарантии, что и заочникам:
- дополнительные отпуска на время сессии с сохранением среднего дохода;
- время на подготовку к госэкзаменам и защите ВКР;
- возможность сократить рабочую неделю на семь часов на 10 месяцев, предшествующих итоговой аттестации;
- сохранение половины дохода на время освобождения от труда в эти 10 месяцев.
Не распространяется на них только компенсация оплаты проезда до вуза однократно за учебный год.
Есть ли минусы
Как уже упоминалось, отсрочка от армии таким студентам не положена. Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона №53-ФЗ от 28.03.1998, такая привилегия положена только очникам. Очень редко вузы выдают вечерникам справку об обучении по очной форме, но на подобное лучше не надеяться.
Не стоит рассчитывать и на стипендию, ведь обучающиеся в таком формате вполне могут работать и обеспечивать себя. Но тем, кто не планирует поступать на бюджет, об этом можно не беспокоиться. Они в финансовом плане только выигрывают, ведь стоимость обучения значительно ниже, чем у очников.
Так, например, в Финансовом университете при Правительстве РФ обучение на финансово-экономическом факультете на дневном отделении стоит 380 тысяч рублей, на вечернем – 160 тысяч.
К основным проблемам очно-заочной формы обучения обычно относят:
- Повышенную нагрузку. Обычно люди либо учатся, либо работают. Тут же придется делать и то, и другое, в результате рабочий день продлится примерно 11 часов.
- Невозможность получить общежитие. Тех, кто проводит не более 16 часов на учебе, обеспечивать жильем вузам невыгодно.
- Необходимость чем-то жертвовать. Если работа заканчивается позже, чем начинаются занятия, или руководитель требует задержаться, начинаются неудобства. Приходится либо прогуливать пары, либо отпрашиваться – и то, и то навлекает негатив.
- Отсутствие времени на себя. Обычно студенческая жизнь – это пора веселья с друзьями и бурной личной жизни. Если же восемь часов работаешь, а потом еще три часа учишься, обо всем этом даже задуматься нет сил.
Но минусы эти – довольно относительные. Если вам не нужно общежитие, удается урегулировать график, а высокие нагрузки вы воспринимаете как шанс проявить себя, учиться в таком режиме вам понравится.
Чек-лист: кому подойдет очно-заочная форма обучения
Ответьте на следующие вопросы:
- По вашей специальности большой конкурс на дневное отделение?
- Вы планируете поступать на платное отделение?
- Вы хотели бы работать параллельно с учебой?
- Вы более склонны к самообразованию , но не хотите переходить на него полностью?
- Вы считаете себя достаточно выносливым физически и психически?
- Отсрочка от армии Вам не нужна?
- У вас адекватный начальник, который позволит вам заканчивать рабочий день пораньше?
- Вы собираетесь учиться в своем городе?
- Образование и карьера для вас приоритетнее, чем развлечения?
Чем больше ответов «ДА», тем больше вам подходит очно-заочная форма обучения.
Также рекомендуем прочитать
Научная новизна: что это такое и где её найти
Мало просто написать научную работу. Нужно еще убедить научное сообщество в том, что она достойна внимания. В противном случае это будет просто рукопись «в стол». Среди критериев качества научных работ присутствует научная новизна. Этот пункт часто вызывает затруднения, причем не только у молодых ученых, но и у вполне опытных. Разберемся, что это такое и как ее правильно сформулировать.
Зачем писать докторскую диссертацию
Чаще всего тех людей, которые решили писать докторскую, вообще не надо мотивировать. Их желание как бы само собой вырастает из всей предыдущей деятельности: обучение в вузе, аспирантуре, защита кандидатской, работа в вузе. Ну, а молодым (и не очень) кандидатам наук, еще пребывающим в раздумьях, мы хотим рассказать о причинах, которые могут побудить их взяться за написание докторской.
От абитуриента до аспиранта
Пожалуй, ни одна ступень образования в России не претерпела таких колоссальных изменений за последние десятилетия, как высшее и послевузовское образование. Современные студенты проходят путь от абитуриента до аспиранта совсем иначе, чем это делали каких-то лет 20 назад. Что их ждет на этом пути, разбирается издательство «Молодой ученый».
Обсуждение