Факторы формирования объемно-планировочных решений реабилитационных центров для онкологически больных детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гайдук, А. Р. Факторы формирования объемно-планировочных решений реабилитационных центров для онкологически больных детей / А. Р. Гайдук. — Текст : непосредственный // Технические науки в России и за рубежом : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/164/9463/ (дата обращения: 19.12.2024).

 

Анализ опыта проектирования и строительства специализированных зданий реабилитационных центров разноплановой направленности позволил выявить закономерное и последовательное развитие объемно-планировочного решения таких зданий.

Здания реабилитационных центров для детей находятся в постоянной зависимости от изменяющихся с течением времени требований общества и государства к лечению, реабилитации, обучению и воспитанию. Изучение факторов, влияющих на изменение данных требований, позволило разделить их на внешние и внутренние.

Внешние факторы (социокультурные, общественно-правовые, социально-экономические) представляют средовую оболочку, в условиях которой формируются требования в направлении актуализации лечебно-реабилитационных и учебно-воспитательных процессов больных детей.

Социокультурные факторы определяют развитие учреждений реабилитационных центров, через процессы интеграции онкологически больных детей в общество.

Общественно-правовые факторы заключены во влиянии внутригосударственных и общемировых правовых процессов на формирование совершенствования реабилитационной и учебно-воспитательной среды для детей.

Социально-экономические факторы определяют социальную значимость и технико-экономическую эффективность современного строительства учреждений реабилитационных центров для онкологически больных детей.

Внутренние факторы (медико-социальные, эргономические, антропометрические, средовые, типологические) определяют изменение требований к структуре зданий, а также к качественному насыщению архитектурных пространств.

Медико-социальный фактор комплекс социально-средовых и медицинских параметров, определяющих направление архитектурного проектирования клинико-реабилитационного центра с учетом создания адаптированной среды для больного ребенка.

Изучение медицинского фактора позволяет определить основные характеристики онкологически больных детей, влияющих на формирование архитектурных пространств зданий и внешней среды.

Рис. 1. Влияние факторов формирования и архитектурных принципов на теоретическую модель реабилитационных центров для онкологически больных детей

 

Проведенное социологическое исследование среди семей, имеющих онкологически больных детей выявило отклонения в психоэмоциональном развитии ребенка. В основу исследования положен анкетный опрос. Для оценки результата анкетного опроса применялся статистико-математический метод подсчета с использованием компьютерно–программного обеспечения. В ходе анкетного опроса было выявлено, что из 110 опрошенных семей 96 семьям требуется помощь разного вида.

Изучение педагогического фактора позволило выявить два типа пространств архитектурной среды (организованное и неорганизованное), формирование которых связано с пространственно-временными представлениями онкологически больного ребенка.

Эргономический фактор представлен исследованием модели движения больного ребенка и сопровождающего параметров детей ростовой групп 104–110см, которые определяют изменение параметров функциональных зон жизнедеятельности ребенка.

Создание реабилитационной среды для онколгически больного ребенка объединяет как медико-социальные показания состояния ребенка, так и эргономичность окружающего его пространства. Эргономика, являясь наукой, рассматривается и как междисциплинарное направление. Она объединяет достижения социально-экономических, технических и естественных наук.

Эргономичность окружающей среды определяется рядом факторов: социально психологическими, антропометрическими, психологическими, психофизиологическими, физиологическими, гигиеническими.

Воздействие окружающей среды на каждого отдельного человека сугубо индивидуально. Решающим фактором оптимизации жилой среды для больного ребенка является антропометрия окружающего его пространства. Установлено, что соответствие функциональных размеров и формы объемно-пространственной среды эргономическим антропометрическим признакам человека с ограниченными возможностями ведет к его скорейшей адаптации и, как следствие, быстрой социализации. Поэтому именно антропометрические особенности онкологически больного ребенка являются основой создания эргономичной среды.

Антропометрический фактор. Анализ нормативных требований к реабилитационному центру для детей России, США и Европы позволил выявить расхождения в антропометрических данных у онкологически больных детей.

Значительные изменения динамических параметров тела у таких детей сводятся к изменению границ рассматриваемых положений (качание, наклонение), диапазону действий. В ходе исследования была использована методическая база антропометрического подхода к проектированию и применен соматографический метод исследования с использованием манекенов ребенка и взрослого.

Временной фактор взросления ребенка определяет формирование пространственной среды вокруг него. Различают три вида пространств: первичное, вторичное, публичное. Виды пространств характеризуются следующими моментами: отдаленность, идентификация, степень контроля этого пространства. Первичное пространство используется наиболее часто и максимально удалено от внешней среды. (в контексте наших исследований-палата). Оно в первую очередь осваивается ребенком и имеет максимальное значение для психологического комфорта. Вторичное пространство больше приближено к внешней среде. Оно используется другими людьми и характеризуется меньшей степенью контроля со стороны одного человека. Публичное пространство представляет собой общественное пространство, которое контролируется с помощью общественных институтов.

Средовой фактор. Исследование предложено учитывать состояние психоэмоционального комфорта онкологически больного ребенка в реабилитационной среде. Анализ влияние факторов окружающей среды на формирование отделений реабилитационных центров позволил выявить и регламентировать следующие параметры, влияющие на состояние комфорта такого ребенка: микроклимат помещения, цветовые характеристики, освещенность, система навигации, шумовой режим и тактильность среды.

Типологический фактор. Проектирование архитектурной среды возможно только при понимании того, что реабилитационная среда является сложной динамичной системой с множественными прямыми и возвратными связями, которая находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Таким образом, реабилитационную среду с точки зрения архитектурного проектирования можно представить, как систему, основными составляющими которой являются две подсистемы:

          «Архитектура среды» (пространство блоков и отделений реабилитационных центров для онкологически больных детей);

          «Обитатель» (больной ребенок).

Так как архитектура среды обладает подвижностью, а обитатель считается инертной составляющей, возникает проблема моральной неудовлетворенности устаревшими многофункциональными и эстетическими свойствами среды.

Вопрос о типологии пространственной среды реабилитационного центра связан с категорией детей, которые будут наполнять его. Так как это дети-инвалиды после сложного лечения, при передвижении им зачастую нужны кресла-коляски, костыли и иные поддерживающие устройства. Кроме того, нередко с онкологически больным ребенком находится взрослый и помогает ребенку в передвижении. Проектируемая среда для ОБ ребенка в клинико-реабилитационном центре должна быть адаптирована под потребности комфортного пребывания ОБ ребенка в ней.

Согласно территориальному размещению реабилитационные центры могут быть подразделены на городской и внегородской. Городской вид локализации подразумевает размещение учреждений в структуре города. Внегородской вид локализации предполагает размещение реабилитационных центров вблизи города или в структуре поселков и сельских поселений (сел).

Анализ территориальной локализации реабилитационных центров показал, что из–за низкого уровня развития транспортной инфраструктуры сообщение с 70 % из них возможно лишь посредством индивидуального автотранспорта. В городе большая часть реабилитационных центров размещается вблизи оживленных магистралей.

Заключение.

Изучение факторов, влияющих на формирование архитектурно-планировочных решений реабилитационных центров для онкологически больных детей, позволило определить функциональные пространства центра, которые активно используются больным ребенком и требуют наибольшей корректировки объемно-планировочного решения.

 

Литература:

 

  1.      Гусев, А. В. Информационная система в медицине концептуальная модель / А. В. Гусев и др.. — Петрозаводск: Карел, науч.-мед. центр СЗО РАМН, 2002. -7с.: ил.
  2.      Дэй, К. Места, где обитает душа: Архитектура и среда' как лечебное средство / К. Дэй; пер. с англ. В. JI. Глазычева. М.: Ладья,2000. — 280 с.: ил.
  3.      Новая жизнь клинической больницы: проект реконструкции и нового строительства лечебных корпусов № № 1, 2, 5 на территории 1 ГКБ им. Н. И. Пирогова / В. Фурсов, В. Ленок // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2004. — № 6 (46). — С.12–14.
  4.      Пособие по проектированию учреждений здравоохранения: (к СНиП 2.08.02–89): утв. Гипронииздравом 19.12.89. Разд. 2: Стационары / Гос. проект, и науч.-исслед. ин-т по проектированию учреждений здравоохранения «Гипронциздрав». М., 1990. — 29 с.
  5.      Проектирование больниц / под ред. А. Г. Сафонова. М.: Стройиздат, 1977. — 184 с.
Основные термины (генерируются автоматически): больной ребенок, ребенок, окружающая среда, реабилитационная среда, центр, анкетный опрос, больной, внешняя среда, архитектурная среда, архитектурное проектирование.

Похожие статьи

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики

Диагностика адаптации обучающихся из семей мигрантов в условиях поликультурной общеобразовательной среды

Формирование фрустрационной толерантности у студентов с ОВЗ и инвалидностью в условиях вуза средствами коммуникационных технологий

Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды

Специфика организации профориентационной работы с младшими школьниками

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника

Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей в ДОУ

Перспективные возможности игромастерства в развитии сюжетно-ролевой игры дошкольников

Социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений на этапе про-фессионального становления

Значение дворовых игр для формирования физических качеств дошкольников

Похожие статьи

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики

Диагностика адаптации обучающихся из семей мигрантов в условиях поликультурной общеобразовательной среды

Формирование фрустрационной толерантности у студентов с ОВЗ и инвалидностью в условиях вуза средствами коммуникационных технологий

Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды

Специфика организации профориентационной работы с младшими школьниками

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника

Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей в ДОУ

Перспективные возможности игромастерства в развитии сюжетно-ролевой игры дошкольников

Социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений на этапе про-фессионального становления

Значение дворовых игр для формирования физических качеств дошкольников