Архитектурные принципы формирования детских онкологических клинико-реабилитационных центров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.01.2016

Статья просмотрена: 1181 раз

Библиографическое описание:

Гайдук, А. Р. Архитектурные принципы формирования детских онкологических клинико-реабилитационных центров / А. Р. Гайдук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 922-925. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24994/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

В современном мире индивидуальные особенности среды в архитектурном проектировании становятся приоритетными. Актуальной задачей является создание клинико-реабилитационных центров (КРЦ), способных оказывать высококачественную помощь онкологически больным (ОБ) детям в стадии ремиссии.

Исследованием установлено появление качественно новых структурных единиц в лечебных заведениях, деятельность которых направлена на частичную реабилитацию онкологических больных детей. Так же отмечено отсутствие комплексного подхода в реабилитации онкологических больных детей.

Проанализированные источники по формированию среды для ОБ детей рассматривают предметно-пространственную среду как комплекс, под которым понимается вся совокупность структурных элементов и пространственного наполнения среды КРЦ.

В состав КРЦ входят следующие отделения: клиническое, административное, приемно-консультативное, отделение психологической помощи, педагогическое и стационар.

На формирование реабилитационной среды влияет ряд исследованных нами факторов: антропометрия ОБ ребенка, эргономические показатели, психоэмоциональное состояние, тип проведенного лечения и стадия заболевания.

Принципы комплексной реабилитации, включающей в себя медицинскую, физическую, социальную и психологическую сферы восстановления детей с онкологическими заболеваниями в длительной ремиссии, до настоящего времени практически не разрабатывались.

На основе проведенного исследования было сформировано четыре основных архитектурных принципа формирования КРЦ: 1) принцип единства процессов аккомодации, 2) принцип доступности пространства для онкологических больного ребенка, 3) принцип вариабельности, 4) принцип организации коррекционно-реабилитационного пространства.

Принцип единства процессов аккомодации выражен в приспособлении восстанавливающегося организма к внешним условиям иного пространства нежели в процессе прохождения лечения.

Принцип доступности пространства для онкологически больного ребенка. Обусловлен спецификой антропометрических особенностей больного ребенка, степени его психоэмоционального состояния и особенностей реабилитационного процесса.

На рисунке 1 рассмотрена одноместная палата для ребенка, проходящего реабилитацию. При этом обслуживание ребенка должно осуществляться с помощью взрослого или медицинского персонала. Построенные овалы характеризуют собой площадь, занимаемую ребёнком в статичном положении в данный момент. Линиями указаны схемы движения ОБ ребенка. Красным отмечены места и зоны палаты, активно используемые больным и требующие увеличения.

C:\Users\Admin\Desktop\для статьи\принцип доступности пространства 2.jpg

Рис. 1. Пример формирования специальной одноместной палаты для лежачего ОБ ребенка

 

Принцип вариабельности предполагает возникновение множества сценариев в архитектурно-планировочном решении. Принцип подразумевает под собой два уровня: планировочный и технологический. Оба влекут за собой изменение форм и объемов помещений. С внедрением нового технологического оборудования и изменением сценария реабилитационного процесса среда должна быть вариабельной, что достигается за счет трансформируемости и подвижности элементов пространства (рис 2). Эти уровни диктуют объемно-планировочное решение оптимальное для реабилитационной среды.

C:\Users\Admin\Desktop\для статьи\перегородки.jpg

Рис. 2. Пример использования трансформируемых перегородок

 

Принцип вариабельности рассмотрен на примере формирования группы палатного отделения (рис.5). Изменение размеров помещения достигается перемещением трансформируемых перегородок. Данная трансформация позволяет из площадей трех местной палаты выделить одноместные палаты, для детей, которым необходимы особые условия наблюдения и реабилитации.

 

C:\Users\Admin\Desktop\для статьи\принцип вариабельности 2.jpg

Рис. 3. Объемно-планировочные схемы одно и трехместных палат после применения трансформируемых перегородок

 

Принцип организации коррекционно-реабилитационного пространства базируется на социально-средовом расширении компенсаторных возможностей ОБ ребенка. Любой элемент среды может позитивно или негативно воздействовать на ребенка, а может оказаться нейтральным. Коррекционность среды, при возможности активного и самостоятельного использования осуществляется:

          формированием зоны ближайшего развития (запас потенциальных возможностей, которые ребенок на данный момент не в состоянии реализовать самостоятельно или активно использует их при непосредственной помощи взрослого (рис. 4). На рисунке 4 отмечен пример взаимодействия взрослого и ребенка в момент возможного падения ребенка.);

C:\Users\Admin\Desktop\для статьи\модели 2.jpg

Рис. 4. Пример пространственной модели взаимодействия взрослого и ОБ ребенка

 

          стимулированием возможностей ОБ ребенка за счет создания соответствия предметного мира, который можно воссоздать в специальной сенсорной комнате.

Каждая полноценная, комплексно оснащенная сенсорная комната сложное технологическое наполнение.Состав сенсорной комнаты может быть разным в зависимости от назначения реабилитации комнаты релаксации, или сенсорной стимуляции, для индивидуальных или групповых занятий). Элементами сенсорной комнаты являются: воздушные пузырьковые панели и трубки, мягкие платформы и акриловые зеркальные панели, безопасное фиброоптическое волокно, подвесной потолок «Звездное небо», проекторы, мерцающий бассейн с прозрачными шариками, музыкальная водяная кровать, вибрационный пол платформа, специализированная мебель (пуфики, кресла, сидения, поддерживающие подушки и валики), генератор запахов и наборы ароматических масел.

Данные принципы и исследования отражают специфику проектирования реабилитационной среды для детей, перенесших онкологические заболевание.

В результате исследования разработаны рекомендации по формированию объемно-планировочного решения КРЦ. Эти решения включают:

  1.               увеличение площади помещений палатного отделения;
  2.               расширение проходов, проемов и коммуникаций, учитывающее движения ребенка, либо одновременный проход ОБ ребенка и взрослого;
  3.               устройство приспособлений, оборудования с учетом безопасности ОБ ребенка в стадии ремиссии;
  4.               устройство систем навигации, которые позволят ОБ ребенку ориентироваться в реабилитационной среде;
  5.               создание пространственных, цветовых, звуковых и тактильных ориентиров;
  6.               оптимальность цветового и светового режимов в реабилитационной среде;
  7.               создание щадящего звукового режима.

 

Литература:

 

  1.      Алексушин Г. В. Летопись областной клинической больницы. Самара: Самарский дом печати, 2000.
  2.      Финкельштейн Л. О.Больница // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890–1907.
  3.      Lean Hospitals: Improving Quality, Patient Safety, and Employee Satisfaction by Mark Graban CRC Press, 2008 (280 pages) ISBN 978–1-4200–8380–4 (англ.)
  4.      Lean Six Sigma for Hospitals: Simple Steps to Fast, Affordable, Flawless Healthcare by Jay Arthur 2011 (368 pages) ISBN 978–0-07–175325–8 (англ.)
  5.      Больница Rey Juan Carlos Hospital [Электронный ресурс] //http://vestnik.icdc.ru/index.php/world/359-bolnitsa-rey-juan-carlos-hospital-gorod-mostoles-ispaniya/
  6.      Медицина будущего глазами архитекторов [Электронный ресурс] // http://vestnik.icdc.ru/index.php/world/375–1/
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, реабилитационная среда, принцип вариабельности, больной ребенок, коррекционно-реабилитационное пространство, объемно-планировочное решение, палатное отделение, психоэмоциональное состояние, реабилитационный процесс, сенсорная комната.


Похожие статьи

Организационные основы системы музыкального воспитания в условиях общеобразовательной школы

Философско-психологические и педагогические основы развития исследовательской деятельности старших дошкольников

Педагогические и психологические основы воспитания в детских приютах

Теоретико-методологические основы антикризисного управления развитием предприятий сферы услуг

Культурологический подход и принципы формирования содержания программ дополнительного образования детей

Текстовый и культурологический подходы к формированию названия и содержания программы дополнительного образования детей

Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе

Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений младших школьников

Методологические основы понятия творческой активности школьников

Теоретико-методологические подходы в развитии непрерывного образования в современных условиях

Похожие статьи

Организационные основы системы музыкального воспитания в условиях общеобразовательной школы

Философско-психологические и педагогические основы развития исследовательской деятельности старших дошкольников

Педагогические и психологические основы воспитания в детских приютах

Теоретико-методологические основы антикризисного управления развитием предприятий сферы услуг

Культурологический подход и принципы формирования содержания программ дополнительного образования детей

Текстовый и культурологический подходы к формированию названия и содержания программы дополнительного образования детей

Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе

Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений младших школьников

Методологические основы понятия творческой активности школьников

Теоретико-методологические подходы в развитии непрерывного образования в современных условиях

Задать вопрос