The impact of a strict monetary policy on the potential investment activities of businesses in the Far East is considered in the context of various industries. The justification for the Central Bank of the Russian Federation’s decision to maintain high standards in terms of its effects on entrepreneurs is analyzed. By comparing the profitability of individual industries and interest rates, it is possible to identify the capacity of businesses to engage in investment activities.
Keywords: investment potential, investments, industry potential, key rate, profitability, creditworthiness, Far East of Russia.
Достижение стабильного социально-экономического развития неразрывно связано с реализацией активной инвестиционной деятельности, созданием комфортных условий для экономической деятельности как в стране в целом, так и в отдельных регионах, и в отраслях. Благодаря капитальным вложениям обеспечиваются наращивание материально-техническое базы, освоение новых видов деятельности, развитие и модернизация базовых отраслей экономики региона, создание дополнительных рабочих мест. За счет проявления мультипликативного эффекта рост инвестиций обеспечивает будущий экономический рост, что определяет фундаментальную роль инвестиций в национальной экономике.
В условиях реализации активной государственной политики по улучшению инвестиционного климата и увеличению инвестиционных потоков в регионы важно развивать инвестиционный потенциал регионов, в особенности регионов Дальнего Востока как приоритета на весь XXI век [1], [2].
Инвестиционный потенциал как совокупность различных потенциалов, в том числе природно-ресурсного (наличие ресурсной базы (полезных ископаемых, древесины и др.)), институционного, инфраструктурного, отраслевого, трудового, потребительского, инновационного и других потенциалов, зависит от множества факторов (численность населения, трудовых ресурсов, состояние основных фондов, наличие соответствующей инфраструктуры и т. д.).
В условиях жесткой денежно-кредитной политики страны важно рассматривать отраслевой потенциал регионов в контексте возможности предприятий отраслей осуществлять инвестиционные вложения, в том числе за счет кредитных ресурсов.
На очередном заседании Банка России в марте 2025 г. принято решение о сохранении ключевой ставки на уровне 21,0 % годовых. Данный размер ставки является самым высоким за последние 12 лет (рис. 1).
Рис. 1. Ключевая ставка Банка России за 2013–2025 гг. [4]
Из графика видно, что «всплески» размера ключевой ставки Банка России наблюдались в 2014 году, 2022 году, 2024 году. В 2014 и 2022 годах резкое увеличение ключевой ставки обоснованно сложившимися изменениями в геополитической ситуации страны (усиление санкционного давления после присоединения Крымского полуострова к Российской Федерации в 2014 году, начала специальной военной операции на территории Украины в 2022 году). Данные краткосрочные меры сдержали инфляционный рост, связанный с ростом денежной массы ввиду массового снятия населением денежных средств с банковских счетов, за счет значительного увеличения краткосрочных процентов по вкладам.
Повышение ключевой ставки в 2024 году стало следствием ускорения инфляционных процессов. Данное сохранение высокого уровня ключевой ставки также является самым продолжительным: размер ставки в размере 21,0 % установлен в октябре 2024 г. и сохраняется до сегодняшнего дня. Также Банк России не исключает дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики (прогнозные значения на 2025 год определены на уровне 19,0–22,0 %).
По данным Банка России, сохранение значения ключевой ставки на высоком уровне обусловлено значительным опережением спроса над возможностью расширения предложения товаров и услуг. Отчасти можно согласиться с решением Банка России, основанным на необходимость воздействия на инфляцию спроса, так как денежные доходы населения растут как в номинальном выражении, так и в реальном (в 2024 году рост среднемесячной номинальной заработной платы по Российской Федерации составил 117,5 %, реальной заработной плат — 109,1 % к уровню 2023 года).
Однако стоит отметить, что инфляция сейчас — это скорее не инфляция спроса, а инфляция предложения (инфляция издержек). Основными причинами повышения цен на все виды товаров, работ, услуг являются рост коммунальных и транспортных тарифов, производственных расходов, что также может обуславливаться ростом процентных ставок по кредитам.
На сегодняшний день в экономике ситуация складывается таким образом, что изменение ключевой ставки в ту или иную сторону не приведет к изменению сложившихся инфляционных процессов.
В условиях огромных вливаний денежной массы в экономику страны за счет увеличения государственных расходов (военных расходов, социальных расходов (пособия, выплаты, иные меры поддержки) и других) сохранение высокого уровня или рост ключевой ставки не сыграет роли, так как рост денежной массы в экономике за счет высоких государственных расходов, не зависящих от процентной ставки банков ввиду использования резервных средств в том числе из Фонда национального благосостояния, а также рост издержек производителей, обусловленный в том числе высокими процентными ставками, будет ускорять инфляцию.
Однако и снижение ключевой ставки во многом не даст экономического роста и «торможения» роста цен, так как в условиях низкой безработицы, высокой потребности в кадрах («кадрового голода»), то есть низком уровне трудовых ресурсов, рост выпуска только за счет увеличения затрат на капитал имеет предел согласно производственной функции. Таким образом предложение не сможет обеспечить весь объем спроса, что также приведет к росту цен.
Изменение ключевой ставки оказывает воздействие как на возможность инвестировании предприятий, в связи с использованием в инвестиционной деятельности не только собственных средств, но и заемных ресурсов, так и на жизнеспособность предприятий и отраслей, где кредитный ресурс играет значимую роль.
Исходя из данных Росстата преобладающую долю в источниках инвестиционных вложений организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, занимают собственные средства. Доля кредитов банков в общем объеме источников инвестиций в среднем по России за 7 лет составляет 10,4 %, по Дальнему Востоку значение данного показателя выше — около 12,8 % (таблица 1). Более зависимыми от банковский кредитов в инвестиционной деятельности крупных и средних предприятий среди регионов ДФО являются Амурская область, Забайкальский край, Хабаровский край.
Таблица 1
Доля банковских кредитов в инвестициях в разрезе крупных и средних предприятий [5]
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
среднее значение | |
|
Российская Федерация |
11,2 |
11,2 |
9,8 |
9,9 |
11,0 |
10,2 |
9,8 |
10,4 |
|
ДФО |
4,4 |
5,9 |
9, |
17,7 |
20,0 |
13,7 |
18,2 |
12,8 |
|
Республика Бурятия |
2,3 |
3,3 |
10,8 |
6,0 |
10,0 |
5,9 |
22,0 |
8,6 |
|
Забайкальский край |
4,2 |
4,7 |
17,8 |
23,2 |
34,4 |
32,1 |
41,2 |
22,5 |
|
Республика Саха (Якутия) |
1,6 |
3,9 |
1,4 |
9,5 |
3,5 |
1,8 |
8,9 |
4,3 |
|
Камчатский край |
7,1 |
3,1 |
2,7 |
6,8 |
2,6 |
4,0 |
8,2 |
4,9 |
|
Приморский край |
5,8 |
7,1 |
6,4 |
11,0 |
19,1 |
8,8 |
12,6 |
10,1 |
|
Хабаровский край |
4,9 |
9,6 |
21,3 |
7,5 |
7,9 |
25,8 |
27,2 |
14,9 |
|
Амурская область |
2,0 |
5,0 |
17,8 |
47,4 |
55,1 |
28,4 |
4,1 |
22,8 |
|
Магаданская область |
1,1 |
1,0 |
0,4 |
8,3 |
15,4 |
19,3 |
20,4 |
9,4 |
|
Сахалинская область |
11,3 |
10,7 |
5,3 |
2,6 |
4,3 |
5,0 |
7,9 |
6,7 |
Источник: составлено автором на основании данных ЕМИСС.
Данные статистики не учитывают показатели малого предпринимательства, в том числе индивидуального предпринимательства. Можно предположить, что доля кредитных ресурсов в инвестиционной деятельности малых предприятий выше, чем крупных и средних, исходя из того, что многие аналитики и научные деятели в сфере экономики отмечают одну из проблем реализации инвестиционной деятельности малых и средних предприятий, заключающуюся в недостатке собственных финансовых средств и высоком уровне закредитованности субъектов [3].
Одновременно с этим доля инвестиций малых предприятий в общем объеме инвестиций территорий значительно ниже доли инвестиций крупных и средних предприятий, что говорит о том, что уменьшение инвестиционных вложений ввиду повышения процентных ставок банков не окажет сильного влияния на общую динамику инвестиций в регионах. Однако это снизит желание предпринимателей инвестировать и создавать свой бизнес в текущих условиях, что негативно скажется на реализации политики по развитию малого и среднего предпринимательства, а также политики ускоренного экономического развития дальневосточных регионов.
В рамках анализа зависимости крупных и средних предприятий отраслей от кредитных ресурсов рассмотрим соотношение кредиторской задолженности к стоимости оборотных активов организаций (таблица 2).
Таблица 2
Отношение кредиторской задолженности к оборотным активам предприятий Дальнего Востока [6], [8]
|
2022 |
2023 |
2024 | |
|
Всего |
43,9 |
39,5 |
42,5 |
|
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
31,5 |
28,5 |
30,9 |
|
Добыча полезных ископаемых |
22,1 |
19,2 |
25,2 |
|
Обрабатывающие производства |
66,6 |
70,2 |
71,5 |
|
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
67,8 |
62,0 |
70,0 |
|
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
57,1 |
65,9 |
64,9 |
|
Строительство |
95,4 |
96,3 |
94,7 |
|
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
44,7 |
39,7 |
37,1 |
|
Транспортировка и хранение |
41,5 |
47,1 |
44,6 |
|
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
59,5 |
40,5 |
40,9 |
|
Деятельность в области информации и связи |
80,7 |
47,7 |
43,6 |
|
Деятельность финансовая и страховая |
102,8 |
24,7 |
20,9 |
|
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
63,1 |
90,3 |
59,0 |
|
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
28,5 |
34,8 |
39,3 |
Источник: составлено автором на основании данных ЕМИСС.
Для Дальневосточного федерального округа такое соотношение в 2024 году составило 42,5 %, что меньше значения по Российской Федерации — 55,0 %, что может быть связано с тем, что основную долю экономики ДФО занимают добывающие производства, которые имеют большой запас собственных средств и высокую прибыльность производства. Стоит отметить, что данное значение выросло в 2024 году по сравнению с 2023 годом на 3,0 п.п. (в 2023 году — 39,5 %), что, возможно, обусловлено ростом процентных ставок по кредитам как краткосрочным, так и долгосрочным.
В отраслевом разрезе наиболее зависимыми от кредитных ресурсов являются обрабатывающие производства, в т. ч. производство напитков, деревообрабатывающая промышленность, производство строительных материалов, энергетический комплекс, строительный комплекс.
Жизнеспособность кредитозависимых предприятий отдельных отраслей зависит от уровня рентабельности, который также указывает на то, какая предельная кредитная ставка является допустимой в отрасли для инвестирования в случае полного или частичного использования заемного капитала.
В целом по Дальневосточному федеральному округу уровень рентабельности в 2023 году составил 27,8 % (таблица 3), что является наибольшим среди федеральных округов Российской Федерации. Данный уровень обеспечен за счет высоких показателей рентабельности добывающих отраслей, в т. ч. рыболовство (34,2 %), добыча полезных ископаемых (76,8 %, добыча металлических руд — 61,1 %), а также транспортного комплекса (26,0 %), ведь экономики дальневосточного региона основываются на транспортно-сырьевой модели.
По этой же причине среди регионов Дальневосточного федерального округа с по уровню рентабельности лидируют Сахалинская область (добыча нефти, газа, вылов рыбы), Чукотский автономный округ (добыча золота, серебра, газа, угля), Магаданская область (добыча золота, серебра, вылов рыбы).
Таблица 3
Общая рентабельность по экономикам регионов ДФО [7]
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 | |
|
Российская Федерация |
6,7 |
10,7 |
10,8 |
9,4 |
14,7 |
14,2 |
12,7 |
|
ДФО |
14,1 |
14,7 |
13,7 |
18,1 |
20,5 |
22,3 |
27,8 |
|
Республика Бурятия |
10,8 |
16,6 |
15,4 |
17,3 |
20,0 |
33,5 |
19,5 |
|
Забайкальский край |
7,7 |
9,8 |
17,1 |
33,5 |
42,5 |
23,2 |
29,3 |
|
Республика Саха (Якутия) |
38,7 |
46,6 |
35,9 |
35,8 |
44,5 |
41,1 |
32,9 |
|
Камчатский край |
19,8 |
21,2 |
18,6 |
21,4 |
27,3 |
9,3 |
18,2 |
|
Приморский край |
8,6 |
7,5 |
6,2 |
9,0 |
8,7 |
17,3 |
12,0 |
|
Хабаровский край |
6,7 |
6,2 |
4,9 |
10,7 |
14,2 |
8,8 |
11,1 |
|
Амурская область |
8,1 |
7,1 |
9,4 |
15,1 |
10,2 |
6,2 |
31,8 |
|
Магаданская область |
15,7 |
15,2 |
26,6 |
46 |
38,7 |
19,8 |
37,1 |
|
Сахалинская область |
7,0 |
10,5 |
11,5 |
6,5 |
13,2 |
65,2 |
99,2 |
|
Еврейская автономная область |
6,9 |
5,6 |
10,4 |
22,9 |
45,6 |
11,3 |
20,7 |
|
Чукотский автономный округ |
16,0 |
16,5 |
20,5 |
45,3 |
44,4 |
10,4 |
37,5 |
Источник: составлено автором на основании данных ЕМИСС.
Наименьший показатель общей рентабельности по экономике показывает Хабаровский край, так как экономика края является диверсифицированной с упором на обрабатывающую промышленность (более 76 % отгруженной продукции промышленного производства занимает обрабатывающая промышленность), которая показывает достаточно низкий уровень рентабельности 6 .
Наиболее рентабельными отраслями являются добывающие сектора промышленного производства, в том числе рыболовство и рыбоводство (Сахалинская область, Магаданская область, Хабаровский край, Приморский край), добыча угля (Магаданская область, Республика Саха, Республика Бурятия), добыча металлических руд (Забайкальский край, Хабаровский край, Камчатский край, Республика Саха), рыбопереработка, цветная металлургия (Хабаровский край, Республика Саха), транспортный комплекс, что является специализацией экономик дальневосточный регионов.
В то время, как сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность (пищевое производство, деревообрабатывающая, нефтеперерабатывающая промышленность, производство строительных материалов, черная металлургия, машиностроение), энергетический комплекс, строительный комплекс, торговля, социальные сферы являются низкорентабельными отраслями экономик Дальневосточного федерального округа.
В связи с этим инвестиционный вложения в дальневосточные регионы направлены в основном на добывающие отрасли и транспортный комплекс, в том числе модернизация Восточного полигона (Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей), строительство частных железных дорог (Тихоокеанская железная дорога), строительство горно-обогатительных комбинатов (Малмыжский ГОК, Оймяконский ГОК, Кумрочский ГОК и другие). А инвестиции с другие отрасли занимают значительно меньшую долю, что ведет к дальнейшему углублению экономик в транзитно-сырьевые модели, так, например, экономика Хабаровского края постепенно переходит из диверсифицированной модели в транзитно-сырьевую (доля добывающей промышленности в валовом региональном продукте в крае в 2023 году впервые превысила обрабатывающую промышленность при высокой доле транспорта в экономике).
Соотнеся уровень рентабельности, зависимость от кредитных ресурсов и уровень ключевой ставки можно сделать вывод о том, что менее подверженными воздействию сохранения жесткой денежно-кредитной политики являются добыча угля, добыча металлически руд, рыболовство, рыбопереработка, химическая промышленность, транспортировка и хранение, финансовая и страховая деятельность, деятельность по операциям с недвижимым имуществом. По остальным отраслям отмечаются риски дальнейшего устойчивого развития и активной инвестиционной деятельности.
Также стоит отметить, что ввиду низкой рентабельности некоторых экономических отраслей сохранение высокого уровня ключевой ставки может привести к уменьшению или отказу от инвестиционных вложений предприятий (организаций) данных отраслей в связи с тем, что в данных условиях предпринимателей наиболее выгодно направлять свободные денежные средства во вклады, так как доход от вкладов выше, чем от осуществления деятельности.
Сложившаяся ситуация противоречит федеральной политики активной индустриализации и достижения технологического лидерства [2]. В таких условиях возрастает роль государственной поддержки приоритетных отраслей. При этом возникает замкнутый цикл в экономике в связи с тем, что рост ключевой ставки будет вести к дальнейшему увеличению бюджетных расходов, увеличивая денежную массу в экономике, и, следовательно, росту цен и дальнейшему возможному повышению ключевой ставки.
Одной из мер в данном случае может выступить оптимизация существующих мер поддержки инвестиционной деятельности отраслей дальневосточного округа на федеральном уровне. Например, для преференциальных режимов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток можно предусмотреть изменение условиях предоставления преференций для добывающих отраслей. В предлагаемом варианте преференция не будет направляться добывающему предприятию для размещения на территории определенного региона Дальнего Востока, как это на сегодняшний реализуется, ведь это не имеет смысла, так как предприятий по добыче полезных ископаемых размещается в районах, где находятся залежи этих полезных ископаемых, то есть предприятие в любом случае будет там без рисков и потерь. Преференция может предоставляться добывающим предприятиям на развитие высокотехнологичных производств в этой сфере, создания малых предприятий для производства оборудования и т. д., что повысит эффекты об деятельности предприятий, находящихся в ТОР и СПВ, а также обеспечит технологическое развитие макрорегиона и достижение технологической независимости промышленности.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 26.06.2020 № 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45628 (дата обращения: 25.03.2025).
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542 (дата обращения: 25.03.2025).
- Спасская Н. В., Кузнецова К. В. Анализ инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства // Human Progress. 2024. Том 10 (4). С. 9. URL: http://progress-human.com/images/2024/Tom10_4/ Spasskaya.pdf
- Официальный сайт Банка России. Ключевая ставка Банка России. URL: https://cbr.ru/hd_base/KeyRate (дата обращения: 25.03.2025)
- Официальный интернет-ресурс «Единой межведомственной информационно-статистической системы». Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования (по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства). URL: https://www.fedstat.ru/indicator/58991 (дата обращения: 28.03.2025)
- Официальный интернет-ресурс «Единой межведомственной информационно-статистической системы». Кредиторская задолженность организаций с 2017 г. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/57756 (дата обращения: 28.03.2025)
- Официальный интернет-ресурс «Единой межведомственной информационно-статистической системы». Рентабельность (убыточность) проданных товаров, продукции, работ, услуг с 2017 г. URL: https://fedstat.ru/indicator/58261 (дата обращения: 28.03.2025)
- Официальный интернет-ресурс «Единой межведомственной информационно-статистической системы». Стоимость оборотных активов крупных и средних организаций на конец отчетного периода c 2020 г. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/59586 (дата обращения: 28.03.2025)

