В работе исследуются особенности инфляционного таргетирования и регулирования процентных ставок как основных инструментов, стимулирующих инвестиционную деятельность в инновационных высокотехнологичных отраслях реального сектора экономики.
Ключевые слова: денежно-кредитное регулирование; таргетирование инфляции; ключевая процентная ставка; инновационное развитие; валютный курс; индекс потребительских цен
The paper examines the specifics of the inflation targeting and interest rate regulation as the main tools to promote the investment activities in innovative high-tech sectors of the real economy.
Key words: monetary regulation; inflation targeting; key interest rate; innovative development; exchange rate; consumer price index
При нестабильной ситуации в мировой экономике возникает проблема стабилизации экономической политики, и возникает необходимость найти оптимальное сочетание государственных и рыночных механизмов регулирования экономики. Если обратить внимание на российский и международный опыт, то очевидна невозможность обеспечения развития экономики инновационным процессом, а также невозможность осуществления процесса привлечения необходимых инвестиций за счет монетарных рыночных инструментов. Большая часть экономистов подтверждают, что с целью развития стабильной инноваторской модификации формирования российской экономики следует реализовать активную государственную политику, главной целью которой будет разработка условий для создания благоприятного инвестиционного климата в различных отраслях и сферах экономики, направленных на несырьевой экспорт и внутреннее потребление.
Важнейшей задачей денежно-кредитной политики Банка России выступает установление стоимостной устойчивости и объявление целевого уровня инфляции, однако, основным денежно-кредитным инструментом выступают процентные ставки, воздействующие на экономические процессы.
Центральный Банк с 2015 года в результате экономических событий принял решение о переходе к плавающему курсу рубля и к мерам таргетирования инфляции, предполагающей в первую очередь отмену бивалютного коридора и отказ от осуществления регулярных валютных интервенций. Утверждение этого постановления является доказательством того, что модель роста экономики исчерпала себя прежде всего потому, что она была основана на получении доходов за счет торговли сырьевыми ресурсами, отмечена также тенденцию постепенного перехода к новой модели экономического роста, основанной на новом технологическом укладе.
В современных условиях характерной чертой макроэкономического регулирования становится наиболее интенсивное применение новейших информационных технологий. Для усовершенствования правильности принимаемых управленческих решений следует повышать уровень управления информационным обеспечением на финансовом рынке. Применение такого рода информационно-аналитической системы дает возможность совершенствовать собираемую информацию об операциях, совершаемых на финансовых рынках, увеличивать ход обрабатывания составленных данных, уменьшать управленческие затраты и улучшать качество принимаемых решений. Все данные мероприятия проявляют позитивное воздействия на проведение более прозрачных операций на рынке и содействуют росту инвестиционной активности.
Воздействие негативных внешних факторов требует принятия быстрых, правильных и нестандартных решений в области макроэкономического регулирования для совершенствования инвестиционной деятельности, ускоренного развития внутреннего финансового рынка, процессов импортозамещения. Необходимо отметить то, что проводимая ранее политика ЦБ РФ по таргетированию валютного курса почти никак не оказывала воздействие на инфляционные процессы. Одним из главных факторов раскручивания стагфляционных действий считается нецелесообразный подъем тарифов естественных монополий, в первую очередь это относится к стоимости услуг, предоставляемых РЖД и оплате услуг ЖКХ.
Как показывает международная практика, таргетирование инфляции по сравнению с регулированием валютного курса считается наиболее эффективным инструментом поддержания макроэкономической стабильности и способствует увеличению инвестиционной активности в длительном периоде. В соответствии со сведениями Международного Валютного Фонда на современном этапе более 30 стран придерживаются режима таргетирования инфляции, при этом более 20 из них являются развивающимися государствами.
Реализация в России подобной системы инфляционного таргетирования и регулирования процентных ставок повысила бы рост инвестиционной и инновационной активности ввиду открытого доступа к кредитным ресурсам вследствие понижения процентных ставок.
При исследовании возможностей таргетирования стагнации экономики в РФ обнаруживаются трудности, мешающие его внедрению и препятствующие инвестиционной активности, такие как:
– неразвитость трансмиссионного механизма, используемого ЦБ РФ с целью регулирования работы коммерческих банков согласно стимулированию процесса кредитования реального сектора экономики;
– зависимость доходной части отечественного бюджета от экспорта сырьевых ресурсов;
– колебание цен на мировом рынке на нефтегазовое сырье, оказывающее негативное влияние на формирование валютного курса;
– снижение размера ликвидности в банковском секторе, препятствующее развитию инвестиционной активности и экономическому росту в реальном секторе экономики.
Установленная Центральным Банком высокая ключевая ставка задерживает кредитование экономики и мешает уменьшению инфляционных процессов. Основываясь на мировом опыте, Россия может руководствоваться своей модификацией денежно-кредитной политики, а именно проведением эффективной процентной политики, направленной как на таргетирование инфляции, так и на увеличение темпов экономического роста.
Российская банковская система имеет одну из отличительных черт — достаточно высокую банковскую маржу, которая представляет собой большой разрыв между ставками по депозитам и ставками по займам. Сформировавшаяся обстановка ограничивает предприятиям реального сектора экономики доступ к кредитным ресурсам. Центральный Банк старается снизить маржинальность банков, увеличивая норму обязательного резерва по необеспеченным кредитам и постепенно понижая ключевую ставку. Согласно анализам специалистов рейтингового агентства Moody’s по результатам 2015 года уровень маржи у ста ведущих российских банков сократился с 5,2 вплоть до 4,8 %, что привело к снижению рентабельности банков. По этой причине в настоящее время на банковском рынке осуществляются процессы слияний и поглощений, снижается число областных банков, укрепляется состояние банков с государственным участием.
Для стимулирования внутреннего спроса на современном рынке, должно происходить формирование экономики с развитием специализированных целевых инвестиционных фондов с государственным участием, направленных на долгосрочные вложения в высокотехнологичные проекты. Центральному Банку необходимо продолжать политику дальнейшего постепенного снижения ключевой ставки для повышения денежного предложения, стимулирующего инвестиционную активность в экономике, учитывая при этом, что инфляция носит в основном немонетарный характер, являясь инфляцией издержек.
Литература:
- Косов М. Е., Ахмадеев Р. Г. Финансово-банковское регулирование макроэкономических процес-сов // Финансы и кредит. 2015. № 20. С. 22–28. 2. Морозко Н. И. Государственное регулирование монетарных процессов в современных условиях // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 1. С. 22–26.
- Инвестиции и топливно-энергетический комплекс России./ Наумкина Т. В., Наумкин А. П.// Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». 2013. № 12 (32). С. 18.
- Соколов Б. И., Воронова Н. С. Современные источники и инструменты финансово-инвестиционных ресурсов // Реформы и право. 2015. № 1. С. 29
- Данилов-Данильян А. В., Ушанов П. В. Резервы макроэкономического регулирования в условиях нового технологического уклада // Деньги и кредит. 2015. № 4. С. 28–32. Одной из основных причин раскручивания инфляционных процессов является неоправданный рост тарифов естественных монополий 45 № 4/2016