Педагогические условия профилактики и коррекции школьной дезадаптации первоклассников
Автор: Гончарова Ангелина Сергеевна
Научный руководитель: Затеева Татьяна Григорьевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XC международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2024)
Дата публикации: 12.11.2024
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Гончарова, А. С. Педагогические условия профилактики и коррекции школьной дезадаптации первоклассников / А. С. Гончарова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XC Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/524/18714/ (дата обращения: 16.11.2024).
Препринт статьи
В статье разрабатываются и реализуются педагогические условия профилактики и коррекции дезадаптации первоклассников.
Ключевые слова: дезадаптация, виды школьной дезадаптации, педагогические условия.
Актуальность исследования проблемы дезадаптации первоклассников обусловлена рядом факторов, влияющих на процесс интеграции детей в школьное обучение и социальную среду. Начало школьной жизни представляет собой важный момент для формирования личности ребенка, его эмоционального, социального и академического развития. Однако значительное количество первоклассников сталкивается с трудностями адаптации, что может негативно сказаться на их учебной мотивации, самооценке и общих психоэмоциональных состояниях.
В условиях современного образовательного пространства, характеризующегося высоким уровнем требований к учащимся, важным становится не только понимание причин возникновения дезадаптации, но и разработка эффективных педагогических условий для ее профилактики и коррекции, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Педагогические условия профилактики и коррекции дезадаптации первоклассников
№ |
Педагогическое условие |
Содержание педагогического условия |
Цель |
1 |
Включение в образовательный процесс элементов игровой деятельности |
Игры и игровые упражнения на знакомства Игры и игровые упражнения на сплочение детского коллектива Игры и игровые упражнения на контактность между друг другом Игры и игровые упражнения на стабилизацию эмоционального фона |
Создание благоприятной и стимулирующей среды для обучения, которая способствует развитию эмоциональной устойчивости, социальной адаптации и улучшению взаимодействия между детьми и педагогом |
2 |
Взаимодействие с родителями |
Тематические мероприятия с родительской общественностью — Взаимопонимание в семье — Игровая терапия как способ адаптации — Здоровье и эмоциональное благополучие — Поддержка в учебе — Семейные традиции и культура |
Одним из условий профилактики и коррекции дезадаптации в данном исследовании является включение в образовательный процесс элементов игровой деятельности. Это условие реализуется через разработку и реализацию комплекса игр и игровых упражнений по профилактике и коррекции дезадаптации первоклассников, который приведен ниже в таблице 2.
Таблица 2
Комплекс игр и игровых упражнений по профилактике и коррекции дезадаптации первоклассников
Игры и игровые упражнения на знакомство |
|||
Игра, игровое упражнение |
Цель |
Методы и приемы |
Корректируемый вид ШД |
«Атомы и молекулы» «Передай тепло цветка другу» «Встаньте те, кто» |
Развитие социальных и эмоциональных навыков у первоклассников, снижение уровня стресса |
Словесные, практические, прием ролевой игры |
Коммуникативный, эмоционально-оценочный |
Игры и игровые упражнения на сплочение детского коллектива |
|||
Игра, игровое упражнение |
Цель |
Методы и приемы |
Корректируемый вид ШД |
«Командной построение» «Веселые шары» «Сказочная цепочка «Творческий тандем» «Передай улыбку» |
Создание условий для формирования положительных межличностных отношений между детьми, повышении их социальной адаптации и эмоционального комфорта в новом учебном окружении |
Словесные, практические, наглядные, прием соревновательной игры |
Поведенческий, эмоционально-оценочный, коммуникативный |
Игры и игровые упражнения на контактность между друг другом |
|||
Игра, игровое упражнение |
Цель |
Методы и приемы |
Корректируемый вид ШД |
«Круг общения» «Секретные комплименты» «Друзья по интересам» «Забавные факты» «Эстафета доверия» |
Помочь детям установить и развивать социальные связи, улучшить коммуникационные навыки и повысить уровень эмоционального комфорта в учебной среде |
Словесные, практические, прием соревновательной игры |
Коммуникативный, эмоционально-оценочный |
Игры и игровые упражнения на стабилизацию эмоционального фона |
|||
Игра, игровое упражнение |
Цель |
Методы и приемы |
Корректируемый вид ШД |
«Эмоциональные лица» «Цветовая радуга настроения» «Дерево чувств» «Театр эмоций» «Команда единства» |
Создание условий, способствующих улучшению эмоционального состояния детей, их адаптации к образовательной среде и формированию позитивного отношения к процессу обучения |
Словесные, наглядные, практические, прием ролевой игры |
Эмоционально-оценочный, коммуникативный |
Разработанный комплекс игр и упражнений состоит из 4 содержательных блоков:
1) Игры и игровые упражнения на знакомства
2) Игры и игровые упражнения на сплочение детского коллектива
3) Игры и игровые упражнения на контактность между друг другом
4) Игры и игровые упражнения на стабилизацию эмоционального фона
Таким образом, комплекс игр и игровых упражнений является эффективным педагогическим условием для профилактики и коррекции дезадаптации первоклассников, который может быть успешно интегрирован в практику работы педагогов. Успешная адаптация детей не только способствует их социальному и эмоциональному развитию, но и формирует устойчивую базу для успешного дальнейшего обучения в школе.
Второе условие профилактики и коррекции дезадаптации первоклассника в контексте нашей работы является взаимодействие с родителями, которое предполагает свое осуществление через проведения тематических мероприятий, которые представлены в таблице 3.
Таблица 3
Взаимодействие с родителями через тематические мероприятия
№ |
Тема |
Цель |
Форма проведения |
Вид дезадаптации |
Результат |
1 |
«Как говорить с детьми: устанавливаем доверительные отношения» |
Установление взаимопонимания в семье |
Семинар с участием педагога-психолога |
Коммуникативная ШД |
Родители смогут узнать о методах общения, которые помогут укрепить эмоциональную связь с ребенком и снизить уровень тревожности |
2 |
«Дети и игры: как игровые упражнения помогают в адаптации» |
Знакомство с игровой терапией как способом адаптации |
Практическое занятие |
Поведенческая ШД |
Родители вместе с детьми выполняют игровые задания, учатся понимать эмоции друг друга и обсуждают возникающие чувства |
3 |
«Здоровый образ жизни: залог успешной адаптации в школе» |
Формирование представлений о важности здоровья и эмоционального благополучия ребенка |
Открытый урок для родителей |
Соматическая ШД |
Осознание важности физической активности, полноценного питания и режимах дня, которые способствуют эмоциональному состоянию ребенка |
4 |
«Как помочь ребенку справиться с учебной нагрузкой?» |
Научиться поддерживать ребенка в образовательной деятельности |
Воркшоп для родителей |
Когнитивная ШД |
Родители научатся практике поддержки ребенка в освоении школьного материала, управления временем, получат рекомендации по организации домашней работы |
5 |
«Создание семейных традиций: поддержка и стабильность для ребенка» |
Формирование семейных традиций и культуры поведения в семье |
Круглый стол |
Эмоционально-оценочная ШД |
Родители поделятся своими семейными традициями и обсудят, как создание устойчивой и комфортной атмосферы в доме может влиять на адаптацию ребенка к учебному процессу |
Направленность мероприятий с родителями:
1) Взаимопонимание в семье
2) Игровая терапия как способ адаптации
3) Здоровье и эмоциональное благополучие
4) Поддержка в учебе
5) Семейные традиции и культура
Эти мероприятия помогут родителям лучше понимать своих детей и сформировать поддержку, необходимую для успешной адаптации в школьной среде.
Реализация разработанных педагогических условий профилактики и коррекции школьной дезадаптации первоклассников показала свою высокую эффективность и целесообразность в современном образовательном процессе. На основе проведенного исследования и практического внедрения данных условий были достигнуты положительные результаты, способствующие успешной адаптации детей к условиям школьной жизни.
Литература:
- Айзман, Р. И., Жарова Г. Н., Айзман Л. К. и др. Готов ли ребенок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах –Томск: Пеленг, 2008.
- Андреева, Д. А. О понятии адаптации // Человек и общество. — 2015. [Электронный ресурс] URL: http://5psy.ru/obrazovanie/psihologicheskaya-adaptaciya.html
- Баринова, Т. М., Гарипова, И. О., Каранова, В. В., Леонова, Н. П. и др. Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам — Магадан: Охотник, 2011.
- Белов, К. Ю. Статья «Школьная дезадаптация» 2012 https://samopoznanie.ru/articles/shkolnaya_dezadaptaciya/ (дата обращения: 12.01.2023г.
- Дубровина, И. В. Готовность к школе: развивающие программы 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2008.
- Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе. — М.: НПО «Образование», 2012.
- Долгова, В. И., Клочева, Г. М., Бондарчук, В. А. Изучение тревожности у детей младшего школьного возраста. Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2015.
- Екжанова, Е. М. Диагностико-прогностический скрининг в первых классах общеобразовательной школы. Психодиагностика младших школьников. — СПб.: ИСПП МУСР, 2011.
- Нижегородцева, Н. В., Шадриков, В. Д. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе. — Ярославль, 2012.
- Нижегородцева, Н. В., Шадриков, В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М.: ВЛАДОС, 2010.