Педагогические условия профилактики и коррекции школьной дезадаптации первоклассников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

XC международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2024)

Дата публикации: 12.11.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Гончарова, А. С. Педагогические условия профилактики и коррекции школьной дезадаптации первоклассников / А. С. Гончарова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XC Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/524/18714/ (дата обращения: 16.11.2024).

Препринт статьи



В статье разрабатываются и реализуются педагогические условия профилактики и коррекции дезадаптации первоклассников.

Ключевые слова: дезадаптация, виды школьной дезадаптации, педагогические условия.

Актуальность исследования проблемы дезадаптации первоклассников обусловлена рядом факторов, влияющих на процесс интеграции детей в школьное обучение и социальную среду. Начало школьной жизни представляет собой важный момент для формирования личности ребенка, его эмоционального, социального и академического развития. Однако значительное количество первоклассников сталкивается с трудностями адаптации, что может негативно сказаться на их учебной мотивации, самооценке и общих психоэмоциональных состояниях.

В условиях современного образовательного пространства, характеризующегося высоким уровнем требований к учащимся, важным становится не только понимание причин возникновения дезадаптации, но и разработка эффективных педагогических условий для ее профилактики и коррекции, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Педагогические условия профилактики и коррекции дезадаптации первоклассников

Педагогическое условие

Содержание педагогического условия

Цель

1

Включение в образовательный процесс элементов игровой деятельности

Игры и игровые упражнения на знакомства

Игры и игровые упражнения на сплочение детского коллектива

Игры и игровые упражнения на контактность между друг другом

Игры и игровые упражнения на стабилизацию эмоционального фона

Создание благоприятной и стимулирующей среды для обучения, которая способствует развитию эмоциональной устойчивости, социальной адаптации и улучшению взаимодействия между детьми и педагогом

2

Взаимодействие с родителями

Тематические мероприятия с родительской общественностью

— Взаимопонимание в семье

— Игровая терапия как способ адаптации

— Здоровье и эмоциональное благополучие

— Поддержка в учебе

— Семейные традиции и культура

Одним из условий профилактики и коррекции дезадаптации в данном исследовании является включение в образовательный процесс элементов игровой деятельности. Это условие реализуется через разработку и реализацию комплекса игр и игровых упражнений по профилактике и коррекции дезадаптации первоклассников, который приведен ниже в таблице 2.

Таблица 2

Комплекс игр и игровых упражнений по профилактике и коррекции дезадаптации первоклассников

Игры и игровые упражнения на знакомство

Игра, игровое упражнение

Цель

Методы и приемы

Корректируемый вид ШД

«Атомы и молекулы»

«Передай тепло цветка другу»

«Встаньте те, кто»

Развитие социальных и эмоциональных навыков у первоклассников, снижение уровня стресса

Словесные, практические, прием ролевой игры

Коммуникативный, эмоционально-оценочный

Игры и игровые упражнения на сплочение детского коллектива

Игра, игровое упражнение

Цель

Методы и приемы

Корректируемый вид ШД

«Командной построение»

«Веселые шары»

«Сказочная цепочка

«Творческий тандем»

«Передай улыбку»

Создание условий для формирования положительных межличностных отношений между детьми, повышении их социальной адаптации и эмоционального комфорта в новом учебном окружении

Словесные, практические, наглядные, прием соревновательной игры

Поведенческий, эмоционально-оценочный, коммуникативный

Игры и игровые упражнения на контактность между друг другом

Игра, игровое упражнение

Цель

Методы и приемы

Корректируемый вид ШД

«Круг общения»

«Секретные комплименты»

«Друзья по интересам»

«Забавные факты»

«Эстафета доверия»

Помочь детям установить и развивать социальные связи, улучшить коммуникационные навыки и повысить уровень эмоционального комфорта в учебной среде

Словесные, практические,

прием соревновательной игры

Коммуникативный, эмоционально-оценочный

Игры и игровые упражнения на стабилизацию эмоционального фона

Игра, игровое упражнение

Цель

Методы и приемы

Корректируемый вид ШД

«Эмоциональные лица»

«Цветовая радуга настроения»

«Дерево чувств»

«Театр эмоций»

«Команда единства»

Создание условий, способствующих улучшению эмоционального состояния детей, их адаптации к образовательной среде и формированию позитивного отношения к процессу обучения

Словесные, наглядные, практические, прием ролевой игры

Эмоционально-оценочный, коммуникативный

Разработанный комплекс игр и упражнений состоит из 4 содержательных блоков:

1) Игры и игровые упражнения на знакомства

2) Игры и игровые упражнения на сплочение детского коллектива

3) Игры и игровые упражнения на контактность между друг другом

4) Игры и игровые упражнения на стабилизацию эмоционального фона

Таким образом, комплекс игр и игровых упражнений является эффективным педагогическим условием для профилактики и коррекции дезадаптации первоклассников, который может быть успешно интегрирован в практику работы педагогов. Успешная адаптация детей не только способствует их социальному и эмоциональному развитию, но и формирует устойчивую базу для успешного дальнейшего обучения в школе.

Второе условие профилактики и коррекции дезадаптации первоклассника в контексте нашей работы является взаимодействие с родителями, которое предполагает свое осуществление через проведения тематических мероприятий, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3

Взаимодействие с родителями через тематические мероприятия

Тема

Цель

Форма проведения

Вид дезадаптации

Результат

1

«Как говорить с детьми: устанавливаем доверительные отношения»

Установление взаимопонимания в семье

Семинар с участием педагога-психолога

Коммуникативная ШД

Родители смогут узнать о методах общения, которые помогут укрепить эмоциональную связь с ребенком и снизить уровень тревожности

2

«Дети и игры: как игровые упражнения помогают в адаптации»

Знакомство с игровой терапией как способом адаптации

Практическое занятие

Поведенческая ШД

Родители вместе с детьми выполняют игровые задания, учатся понимать эмоции друг друга и обсуждают возникающие чувства

3

«Здоровый образ жизни: залог успешной адаптации в школе»

Формирование представлений о важности здоровья и эмоционального благополучия ребенка

Открытый урок для родителей

Соматическая ШД

Осознание важности физической активности, полноценного питания и режимах дня, которые способствуют эмоциональному состоянию ребенка

4

«Как помочь ребенку справиться с учебной нагрузкой?»

Научиться поддерживать ребенка в образовательной деятельности

Воркшоп для родителей

Когнитивная ШД

Родители научатся практике поддержки ребенка в освоении школьного материала, управления временем, получат рекомендации по организации домашней работы

5

«Создание семейных традиций: поддержка и стабильность для ребенка»

Формирование семейных традиций и культуры поведения в семье

Круглый стол

Эмоционально-оценочная ШД

Родители поделятся своими семейными традициями и обсудят, как создание устойчивой и комфортной атмосферы в доме может влиять на адаптацию ребенка к учебному процессу

Направленность мероприятий с родителями:

1) Взаимопонимание в семье

2) Игровая терапия как способ адаптации

3) Здоровье и эмоциональное благополучие

4) Поддержка в учебе

5) Семейные традиции и культура

Эти мероприятия помогут родителям лучше понимать своих детей и сформировать поддержку, необходимую для успешной адаптации в школьной среде.

Реализация разработанных педагогических условий профилактики и коррекции школьной дезадаптации первоклассников показала свою высокую эффективность и целесообразность в современном образовательном процессе. На основе проведенного исследования и практического внедрения данных условий были достигнуты положительные результаты, способствующие успешной адаптации детей к условиям школьной жизни.

Литература:

  1. Айзман, Р. И., Жарова Г. Н., Айзман Л. К. и др. Готов ли ребенок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах –Томск: Пеленг, 2008.
  2. Андреева, Д. А. О понятии адаптации // Человек и общество. — 2015. [Электронный ресурс] URL: http://5psy.ru/obrazovanie/psihologicheskaya-adaptaciya.html
  3. Баринова, Т. М., Гарипова, И. О., Каранова, В. В., Леонова, Н. П. и др. Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам — Магадан: Охотник, 2011.
  4. Белов, К. Ю. Статья «Школьная дезадаптация» 2012 https://samopoznanie.ru/articles/shkolnaya_dezadaptaciya/ (дата обращения: 12.01.2023г.
  5. Дубровина, И. В. Готовность к школе: развивающие программы 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2008.
  6. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе. — М.: НПО «Образование», 2012.
  7. Долгова, В. И., Клочева, Г. М., Бондарчук, В. А. Изучение тревожности у детей младшего школьного возраста. Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2015.
  8. Екжанова, Е. М. Диагностико-прогностический скрининг в первых классах общеобразовательной школы. Психодиагностика младших школьников. — СПб.: ИСПП МУСР, 2011.
  9. Нижегородцева, Н. В., Шадриков, В. Д. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе. — Ярославль, 2012.
  10. Нижегородцева, Н. В., Шадриков, В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М.: ВЛАДОС, 2010.