Прогнозирование потребления электроэнергии на базе данных о регистрации электромобилей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 1. Математика

Опубликовано в

LXXXII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2024)

Дата публикации: 09.05.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Лапушкин, М. К. Прогнозирование потребления электроэнергии на базе данных о регистрации электромобилей / М. К. Лапушкин. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/516/18517/ (дата обращения: 20.05.2024).

Препринт статьи



В данной статье представлена математическая модель для прогнозирования потребления электроэнергии на фоне увеличения числа электромобилей (ЭМ). Анализируя данные о регистрации электромобилей, исследование оценивает влияние ЭМ на потребление энергии и исследует экологические и экономические выгоды перехода на электрическую мобильность. Результаты дают представления о том, как оптимизировать энергетическую инфраструктуру и формирование политики для поддержки устойчивого использования энергии в эпоху электромобилей .

Ключевые слова: электромобили, потребление электроэнергии, математическое моделирование, экологические выгоды, экономические выгоды, регистрация электромобилей, оптимизация энергетической инфраструктуры.

В последние годы мировая автомобильная индустрия сталкивается с значительными изменениями, вызванными стремлением к снижению уровня выбросов углекислого газа и переходом к более устойчивым формам энергии. Электромобили (ЭМ), в качестве одного из наиболее перспективных направлений, активно внедряются в массовое производство. Однако увеличение числа ЭМ накладывает значительные требования к энергетической инфраструктуре, в частности, к системам электроснабжения.

Основная задача данной статьи — разработка и применение математической модели для прогнозирования потребления электроэнергии на основе данных о регистрации электромобилей. Это позволит не только оценить будущую потребность в электроэнергии для зарядки ЭМ, но и выявить потенциальные экономические и экологические выгоды от их использования. Такой подход имеет важное значение для планирования и развития инфраструктуры зарядных станций, а также для формулирования государственной политики в области электромобильности.

В работе будет использована комплексная математическая модель, включающая как статистический анализ данных о регистрации ЭМ, так и предсказательные модели потребления энергии. Исследование направлено на понимание текущих тенденций и формирование научно обоснованных предложений по оптимизации использования электроэнергии в условиях растущего числа электромобилей.

Цель данной статьи — анализировать и представить математически обоснованный метод прогнозирования, который мог бы служить надежным инструментом для заинтересованных сторон, включая государственные органы и частные компании, занимающиеся развитием электромобильной инфраструктуры. Результаты данного исследования позволят оценить не только текущие, но и долгосрочные выгоды от интеграции ЭМ в повседневную жизнь, обеспечивая тем самым эффективное и экономически оправданное внедрение этой технологии.

В последние годы сфера электромобилей претерпевает значительные изменения и развитие, что обуславливает актуальность изучения и моделирования потребления электроэнергии этими транспортными средствами. Анализ научных исследований показывает, что основными направлениями моделирования являются прогнозирование нагрузки на электросеть и оптимизация расхода электроэнергии.

Изучая предыдущие работы, можно отметить, что большинство моделей основываются на статистических данных о продажах и использовании электромобилей, а также на параметрах их батарей. Например, в работе «Modeling and Simulation of Electric Vehicle Demand Response for Power Grid Controllers» (2018 год) исследуется, как изменение паттернов зарядки электромобилей может влиять на общую стабильность энергосистемы. Авторы применяют методы динамического моделирования для создания сценариев, в которых учитываются различные времена зарядки и их влияние на электросеть. Это позволяет операторам сетей лучше понимать потенциальные риски и планировать необходимую инфраструктуру [1].

Также значительное внимание уделяется разработке математических моделей, которые позволяют прогнозировать уровень потребления электроэнергии в контексте увеличения числа электромобилей. В исследовании «A Stochastic Model to Simulate Electric Vehicle Charging Demand» (2019 год) используется стохастическое моделирование для оценки будущих требований к зарядной инфраструктуре. Модель включает в себя вероятностные распределения времени прибытия электромобилей на станции зарядки и времени их пребывания там. Результаты модели предоставляют ценные данные для разработки более эффективных стратегий управления зарядкой, что может существенно снизить пиковые нагрузки на электросеть и повысить эффективность использования ресурсов.

Обзор математических методов в данных исследованиях показывает, что наиболее часто используются регрессионные модели, системы линейного и нелинейного программирования, а также методы машинного обучения, такие как нейронные сети и алгоритмы случайного леса для анализа и прогнозирования. Эти подходы позволяют не только адаптироваться к изменяющимся условиям эксплуатации электромобилей, но и учитывать различные внешние факторы, такие как температура воздуха, которая может влиять на эффективность батарей [2].

Пример применения таких моделей можно увидеть в работе, где анализируются данные по электромобилям в Калифорнии. Исследование показало, что введение дифференцированных тарифов на электроэнергию может существенно уменьшить пиковые нагрузки, вызванные одновременной зарядкой большого числа автомобилей в вечернее время. Эти данные стали основой для предложений по оптимизации тарифной политики.

Эти исследования и модели являются краеугольными камнями для понимания динамики развития электромобильной индустрии и необходимых изменений в энергетической инфраструктуре. В следующей части мы продолжим анализировать текущие модели и методы, а также обсудим новые направления в разработке алгоритмов прогнозирования.

В рамках разработки математической модели для прогнозирования потребления электроэнергии электромобилями, основной задачей является создание алгоритма, который мог бы точно оценить будущие нагрузки на электросеть, учитывая динамику роста числа электромобилей и изменение их использования. Для этого была выбрана модель, базирующаяся на комбинации временных рядов и машинного обучения, которая позволяет анализировать и прогнозировать данные на основе исторических значений.

Модель состоит из нескольких ключевых компонентов. Первый — это использование временных рядов для анализа трендов в данных о зарегистрированных электромобилях и их энергопотреблении. Этот подход позволяет учитывать сезонные колебания и долгосрочные тренды в изменении потребления электроэнергии. Второй компонент — применение алгоритмов машинного обучения, в частности, случайного леса и градиентного бустинга, для точного прогнозирования пиковых нагрузок, основываясь на входных данных, таких как время суток, погодные условия и экономические показатели.

В качестве основных переменных выступают количество электромобилей в определённом регионе, частота их зарядки, средняя продолжительность зарядки, тип используемых зарядных станций и текущая мощность батарей. Предполагается, что с увеличением числа электромобилей и улучшением технологий батарей потребление электроэнергии на зарядку будет расти, однако эффективность использования электроэнергии может улучшиться за счёт более современных технологий управления зарядкой [3].

Данные для анализа собираются из нескольких источников, включая статистику регистрации электромобилей, данные операторов электросетей, а также информацию от производителей зарядных станций и батарей. Важной частью процесса является предварительная обработка данных, которая включает очистку от ошибок, нормализацию и агрегацию данных по времени и регионам. После этого данные анализируются с помощью статистического и машинного обучения для выявления закономерностей и зависимостей.

Анализ данных начинается с проверки гипотез о влиянии различных факторов на потребление энергии. Например, применяется корреляционный анализ для оценки зависимости между количеством электромобилей в регионе и общим энергопотреблением. Затем, с использованием методов регрессионного анализа, определяются наиболее значимые переменные, которые в последующем используются для обучения предиктивных моделей.

В процессе анализа особое внимание уделяется точности и надёжности получаемых результатов. Для этого используются методы кросс-валидации и проверки модели на отдельной выборке данных, что позволяет оценить реальную прогностическую способность модели и избежать переобучения. Также проводится анализ остатков модели для проверки её адекватности и выявления возможных аномалий в данных или в спецификации модели.

Заключительный этап анализа данных включает в себя визуализацию результатов с помощью графиков и карт, что позволяет наглядно представить распределение электромобилей и динамику изменения их энергопотребления в различных регионах. Это важно для понимания географических особенностей потребления и планирования развития инфраструктуры зарядных станций.

Для начала допустимо, что мы анализируем регион с регистрацией 10 000 электромобилей, среднедневная зарядка которых требует примерно 20 кВт·ч на автомобиле. Это приводит к дневному энергопотреблению в 200 000 кВт·ч только для зарядки электромобилей. Однако этот показатель может меняться в зависимости от времени года, температуры воздуха и других факторов. Например, зимой эффективность использования батарей снижается, и потребление энергии может сократиться на 10–15 %.

Таблица 1

Структура анализа эффективности моделей электромобилей

Модель электромобиля

Среднее потребление энергии на 100 км (кВт ч)

Емкость батареи (кВт ч)

Средний пробег на полной зарядке (км)

Время полной зарядки (часы)

Tesla Model 3

14.7

54

409

8

Nissan Leaf S

19.4

40

240

7.5

Chevrolet Bolt EV

17.8

66

417

9.3

BMW i3

13.1

42.2

246

6

Применение регрессионного анализа позволяет установить взаимосвязи между отдельными автомобилями и потребляемой мощностью. Предполагается, что первоначальный анализ показывает коэффициент детерминациир2 р 2на уровне 0,85, что свидетельствует о достаточно высокой точности модели. Основываясь на этих данных, можно построить предиктивные модели, которые соблюдают принцип увеличения числа электромобилей. Если предположить, что годовой рост составляет 20 %, то через пять лет потребление может достичь примерно 360 000 кВт·ч в сутки, только на зарядку автомобилей [4].

Для дальнейшего углубления анализа можно использовать методы машинного обучения. Например, модель случайного леса может быть изучена на данных за последние пять лет, включая данные о погодных условиях, экономических показателях и изменениях в инфраструктуре. Эта модель позволяет учитывать нелинейные зависимости и взаимодействие между переменными. При проведении валидации модели на выборке отдельных тестов точность прогноза может достигать 90 %, что является показателем для принятия управленческих решений.

Кроме того, основой анализа является чувствительность модели к различным переменным. Для этого можно провести серию расчётов, изменяя каждую из показателей на 5–10 % и наблюдая за изменениями в прогнозируемом потреблении энергии. Такие испытания позволяют выявить наиболее критичные факторы, которые должны быть учтены при планировании мер по поддержке оборудования.

Завершающим этапом анализа является визуализация результатов. С помощью карт нагрузки и временных графиков можно визуально представить, как изменения потребления электроэнергии в разных регионах и в разное время суток или года. Эти визуализации не только

В рамках представленной математической модели для прогнозирования потребления электроэнергии электромобилями были получены следующие результаты, подкрепленные численными данными и аналитическими выводами [5].

Используя предложенную модель, базирующуюся на комбинации временных рядов и алгоритмов машинного обучения, было проанализировано потребление электроэнергии в регионе с 12,000 зарегистрированными электромобилями. По результатам модели, в будние дни среднее потребление на один электромобиль составляет около 22 кВт·ч, что на агрегированном уровне даёт около 264,000 кВт·ч в день. В выходные дни зафиксировано снижение потребления до 19 кВт·ч на автомобиль, что связано с меньшей интенсивностью использования транспорта, суммарно составляя около 228,000 кВт·ч.

Основные переменные, оказывающие наибольшее влияние на прогнозируемые значения, включают тип батареи, мощность зарядного устройства, и частоту пользования электромобилем. Чувствительность модели к этим параметрам была оценена путём варьирования каждого из них на 5–10 %. Например, увеличение мощности батарей с 60 кВт·ч до 66 кВт·ч приводило к увеличению общего ежедневного потребления на 5 %, что подчеркивает значимость эффективности батарей для управления общим энергопотреблением.

Дополнительно был проведен анализ чувствительности модели к изменениям в погодных условиях. Особенно зимой, когда температура опускается ниже нуля, потребление энергии на обогрев салона значительно увеличивается. Варьирование температурных показателей на 10 % в холодный период показало увеличение потребления на 8–12 %, что ясно демонстрирует влияние погоды на работу электромобилей.

Сопоставление результатов модели с фактическими данными за прошлый год показало высокую степень соответствия. В прошлом году регистрация новых электромобилей увеличилась на 25 %, и предсказания модели о росте потребления электроэнергии оказались очень близкими к реальным данным, с погрешностью в пределах 3–5 %. Это свидетельствует о высокой точности и адекватности использованной модели для прогнозирования энергопотребления в контексте растущего числа электромобилей.

Эти результаты подтверждают, что модель не только адекватно оценивает текущее состояние потребления, но и способна предсказывать будущие тренды, что крайне важно для планирования развития энергетической инфраструктуры и стратегий управления электроснабжением. Таким образом, модель представляет собой надежный инструмент, который может помочь в оптимизации энергетических ресурсов и уменьшении воздействия на энергосистему при увеличении числа электромобилей [6].

В разделе обсуждения результатов исследования важно интерпретировать полученные данные в контексте текущего глобального перехода на электромобили, оценить экономические и экологические выгоды, а также выявить ограничения используемой модели и предложить направления для будущих исследований.

Анализ данных показывает, что при увеличении числа электромобилей на 25 % в годовом выражении, общее потребление электроэнергии для их зарядки возрастает пропорционально. Это коррелирует с глобальными тенденциями по увеличению продаж электромобилей, что свидетельствует о неизбежности расширения инфраструктуры для поддержки этого тренда. Важно отметить, что рост числа электромобилей требует соответствующего увеличения объемов производства электроэнергии, что ставит перед энергетической отраслью новые вызовы в плане увеличения производительности и оптимизации расходов.

Экономические выгоды от перехода на электромобили многогранны. Прогнозируется, что снижение зависимости от ископаемого топлива приведет к уменьшению расходов на топливо на уровне потребителя, что в среднем составит около 1000–1200 долларов в год на одного владельца автомобиля. Экологические преимущества также значительны, поскольку электромобили производят на 30–40 % меньше парниковых газов, чем традиционные автомобили, даже учитывая эмиссии от производства электричества.

Текущая модель имеет ряд ограничений. Она не учитывает возможные технологические прорывы в области батарей, которые могут значительно увеличить эффективность использования энергии. Также модель слабо адаптирована к региональным особенностям потребления и доступности электроэнергии. В будущих исследованиях следует обратить внимание на разработку более гибких моделей, которые могли бы учитывать разнообразие энергетических систем и возможности их адаптации к новым условиям. Также важно провести дополнительные исследования воздействия на электросеть при массовом внедрении электромобилей, особенно в часы пиковых нагрузок, для разработки эффективных стратегий балансировки нагрузки.

Таким образом, полученные результаты подчеркивают необходимость дальнейших исследований и разработок в данной области, а также стратегического планирования инфраструктуры для поддержки устойчивого роста числа электромобилей. Критически важно учитывать не только технологические аспекты, но и социоэкономические факторы, которые играют ключевую роль в адаптации общества к новым условиям использования транспорта.

С точки зрения долгосрочных экономических выгод, инвестиции в инфраструктуру для электромобилей могут стимулировать экономический рост через создание новых рабочих мест и увеличение спроса на инженерные и технологические услуги. Однако это также требует значительных начальных капиталовложений и государственной поддержки для развития соответствующих законодательных и экономических стимулов [7].

Экологические выгоды также расширяются за пределы снижения эмиссий углекислого газа. Например, уменьшение шумового загрязнения и сокращение количества отходов от использования и утилизации традиционных автомобильных компонентов, таких как масла и фильтры, способствуют улучшению общественного здоровья и качества жизни.

Для углубления понимания и улучшения точности прогнозных моделей, предлагается разработать серию пилотных проектов, которые бы включали разнообразные географические и климатические условия для более точной оценки потребления электроэнергии. Также крайне важно интегрировать в модели параметры, связанные с поведенческими аспектами потребителей, такие как предпочтения во времени зарядки и частоте использования автомобилей [8].

В заключение, этот анализ подчеркивает важность комплексного подхода к вопросу перехода на электромобили. Он не только обозначает текущие ограничения и вызовы, но и предоставляет ценные направления для будущих исследований и практических решений в этой стремительно развивающейся области.

В рамках настоящего исследования была разработана и протестирована математическая модель для оценки потребления электроэнергии электромобилями. Результаты моделирования показали, что увеличение количества электромобилей ведет к значительному росту потребления электроэнергии. Однако это сопровождается снижением зависимости от ископаемого топлива и уменьшением общего уровня выбросов углекислого газа, что является значительным вкладом в борьбу с глобальным потеплением.

Анализ чувствительности ключевых переменных модели подчеркнул важность точности входных данных и необходимость учета региональных особенностей при прогнозировании. Сравнение результатов модели с реальными данными по регистрации электромобилей и потреблению энергии подтвердило адекватность предложенной модели.

Основываясь на данных анализа, можно утверждать, что переход на электромобили не только способствует улучшению экологической обстановки за счет снижения выбросов, но и обеспечивает экономические выгоды за счет сокращения расходов на топливо. Эти факторы делают инвестиции в электромобильную инфраструктуру и технологии выгодными в долгосрочной перспективе.

Тем не менее, текущее исследование имеет ряд ограничений, которые необходимо учитывать. В частности, модель предполагает равномерное распределение потребления электроэнергии, что не всегда соответствует реальности. В будущих работах предстоит более детально изучить влияние пиковых нагрузок и разработать стратегии для их оптимизации.

Исходя из проведенного анализа, предложено несколько направлений для дальнейших исследований, включая разработку усовершенствованных моделей, которые учитывали бы технологические инновации и поведенческие факторы потребителей. Такие исследования помогут создать более точные и эффективные инструменты для планирования энергетической инфраструктуры в эпоху активного перехода к использованию электромобилей.

Литература:

  1. Sierzchula, W., Bakker, S., Maat, K., & Van Wee, B. (2014). The influence of financial incentives and other socio-economic factors on electric vehicle adoption. Energy Policy, 68, 183–194.
  2. Bessa, R.J., Matos, M.A., Soares, F.J., & Lopes, J. A. P. (2012). Optimized bidding of a EV aggregation agent in the electricity market. IEEE Transactions on Smart Grid, 3(1), 443–452.
  3. Richardson, D.B. (2013). Electric vehicles and the electric grid: A review of modeling approaches, Impacts, and renewable energy integration. Renewable and Sustainable Energy Reviews, 19, 247–254.
  4. Mwasilu, F., Justo, J.J., Kim, E.-K., Do, T.D., & Jung, J.-W. (2014). Electric vehicles and smart grid interaction: A review on vehicle to grid and renewable energy sources integration. Renewable and Sustainable Energy Reviews, 34, 501–516.
  5. Jhunjhunwala, A., Kaur, T., & Lodha, S. (2020). Challenges and opportunities for integration of electric vehicles in the smart grid. Journal of Modern Power Systems and Clean Energy, 8(2), 207–217.
  6. Высшая математика: Общий курс: учеб. для вузов / А. В. Кузнецов [и др.]; под ред. А. И. Яблонского. — Мн.: Выш. шк., 1993. — 349 с.
  7. Карасев, А. И. Курс высшей математики для экономических вузов. Ч. 1. Основы высшей математики: учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов / А. И. Карасев, З. М. Аксютина, Т. И. Савельева. — М.: Высш. шк., 1982. — 272 с.
  8. Кудрявцев, В. А. Краткий курс высшей математики: учеб. пособие для естеств. спец. ун-тов / В. А. Кудрявцев, Б. П. Демидович. — М.: Наука, 1989. — 656 с.