Инновационные подходы к формированию здорового и безопасного образа жизни дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Проскурина, Ю. А. Инновационные подходы к формированию здорового и безопасного образа жизни дошкольников / Ю. А. Проскурина, Т. А. Кранина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 129-134. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/515/18491/ (дата обращения: 17.05.2024).



В статье автором рассматриваются вопросы, которые посвящены важной в условиях современной жизни проблеме сохранения и укрепления здорового образа жизни воспитанников. Приводится перечень инновационных здоровьесберегающих методов, которые применяются в образовательном процессе детского сада.

Ключевые слова: ЗОЖ, сказкотерапия, квест-игра, здоровье, цветотерапия, ИКТ, координационная (силовая) лестница, сотрудничество.

В соответствии с требованиями ФГОС и ФОП воспитатели детских садов обязаны закладывать основы здоровья ребенка, а именно: обеспечивать охрану психического и физического здоровья, эмоционального благополучия, а также их укрепление. По этой причине особую важность на сегодняшний день приобретает формирование у детей основ безопасного поведения в жизнедеятельности, а именно: не только на улице, но и дома и в социуме. Например, в рамках профилактических мероприятий в детских садах проходят тематические беседы с воспитанниками по правилам дорожного движения, которые могут проводиться как педагогами, так и сотрудниками ГИБДД. Затем дети в игровой форме закрепляют знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках. В сюжетно-ролевых играх они выступают и в роли пешеходов, и пассажиров, и конечно водителей.

Взрослым необходимо помочь детям овладеть привычками здорового образа жизни и осознать такие простые правила, как: забота о своем теле, ежедневный двигательный режим, правильное питание, закаливание. От уверенного и грамотного поведения детей зависит не только их физическое состояние, но и их общая безопасность. Педагоги могут формировать здоровый и безопасный образ жизни дошкольников благодаря использованию инновационных методов обучения. К примеру, в детских садах в рамках дня здоровья проводятся с детьми различные мероприятия: соревнования, показ театральных сценок о важности ЗОЖ. Также стоит отметить, что во многих городах нашей страны функционируют специализированные центры по профилактике детского дорожного травматизма, где обучают как школьников, так и дошкольников основам безопасного образа жизни на дорогах с использованием компьютерных технологий.

Эффективного результата в том, чтобы дошкольник соблюдал здоровый образ жизни и понимал его значимость, можно добиться лишь при условии, если такая работа по пропаганде ЗОЖ будет проходить регулярно, а также в непосредственном сотрудничестве педагогов с родителями. То есть в формировании у дошколят здорового образа жизни участвуют не только сами дети, но и педагоги с родителями. В итоге ребенок сам целиком и полностью будет заинтересованным не только в познании ключевых аспектов ЗОЖ, но и во всех тонкостях его формирования.

В современных условиях развития дошкольного образования в детских садах необходимо использовать новые, инновационные формы и методы обучения дошкольников здоровому образу жизни, которые закреплены в требованиях к содержанию образования данного уровня. Эту работу рекомендуется проводить по таким направлениям:

— развитие культурно-гигиенических навыков путем усвоения основных правил гигиены;

— двигательная активность как образ жизни;

— закаливание — залог крепкого здоровья;

— позитивный эмоциональный фон;

— безопасность жизнедеятельности;

— этикет как условие эффективного общения.

Также используются и нетрадиционные, более инновационные методики и технологии. К примеру, одним из эффективных методов формирования здорового образа жизни является терапия сказками. Она имеет научное название, а именно: сказкотерапия. Работа по этому методу строится так: дошкольникам предлагают сочинить сказку, в которой они в соответствии с законом жизни придумывают не только положительных, но и отрицательных героев. Педагог и непосредственно родители воспитанников готовят силуэты или макеты героев. После дети рассказывают сказку, где ярко демонстрируют поступки героев. Затем идет обсуждение сказки, и дети изо всех сил стараются найти такие пути, которые помогут вернуть здоровье герою сказки и избавить его от плохих привычек. После прослушивания сказки детям предлагается изобразить правила здорового образа жизни в творческих работах, или вместе с педагогами выпускается стенгазета, которая размещается в холле детского сада, где могут ее увидеть все. Авторские детские сказки презентуются родителям.

Квест-игры также используются в детских садах с целью приобщения детей к здоровому образу жизни. Когда дети выполняют задания, у них развиваются психические процессы. Занимаясь организацией квест-игры, нужно придерживаться следующих правил: сценарий игры должен быть продуманным, понятным и интересным. Стоит отметить, что в проведение квест-игры нужно обязательно включать элемент соревновательности и неожиданности.

ИКТ-технологии в планировании воспитательно-образовательного процесса применяются с целью закрепления знаний детей о здоровом образе жизни. В ходе работе по направлениям «Здоровье» и «Безопасность» мы предлагаем дошкольникам ознакомиться с презентациями о здоровье человека, посмотреть соответствующие данной теме мультипликационные фильмы («Мойдодыр»), познавательные видеосюжеты («Как правильно мыть руки», «Безопасность в лесу» и др.).

Весомое значение имеют и интерактивные игры, благодаря которым дети вспоминают правила безопасности, основы здорового образа жизни, отрабатывают умения и навыки, недоступные в повседневной жизни.

В последние годы ИКТ активно входит в нашу жизнь через использование qr-кодов. Так, с недавних пор мы владеем впечатляющим арсеналом интерактивных игр, мини-книжек, плакатов, которые, находясь в доступе детей, помогают закреплять полученные знания.

Еще одним инновационным методом в современной дошкольной практике является цветотерапия. Она направлена на сохранение эмоционального благополучия детей, а ее использование находит свое отражение прежде всего на оформлении интерьера группа. Так, выбирая цвет стен в помещении, целесообразно отдавать предпочтение теплой цветовой гамме. А учитывая тот факт, что дети находятся в замкнутом пространстве весь световой день, зонирование группы при помощи цвета является эффективной практикой. Непосредственно в работе с дошкольниками метод цветовой терапии используется в формате организации цветовой медитации (дети представляют себе, что помещение окрашен в тот или иной цвет), употребления цветной воды (предварительно вода настаивается на цветной подставке), использования цветных полотен (когда дети смотрят «на мир» через полотно цветной полупрозрачной ткани).

Отличной находкой, позволяющей приобщить детей к здоровому образу жизни через движение, является применение такого нестандартного физкультурного оборудования — координационной лестницы.

Упражнения с этим инвентарем позволяют разнообразить занятия по физическому воспитанию, повышают мотивацию дошкольников, развивают ловкость, скорость, чувство ритма, помогают отрабатывать технику основных двигательных действий. Работая с ним, мы успешно отрабатываем 3 основных двигательных навыка в различных вариантах выполнения — ходьба, бег, прыжки. Век всякого сомнения, такой тренажер пробуждает детям любовь к движению — важнейшему компоненту здорового образа жизни.

На личной практике мы убедились в том, что регулярное и правильное выполнений упражнений с силовой лестницей позволяет улучшить осанку детей, развить и усовершенствовать такие физические качества, как выносливость, ловкость, гибкость, скорость, силу и координацию.

Осветим еще одну технологию, которая стала для нас настоящим открытием — «Технология спасения жизни» И. Е. Емельяновой в соавторстве с Котловановой О. В. В рамках реализации данного курса, который рассчитан на 6 месяцев, дети активно знакомятся и практикуются (в этом и заключается главный смысл — необходимо выработать навык поведения в распространенных чрезвычайных ситуациях).

Таким образом, технология спасения жизни помогает сформировать у детей навыки безопасного поведения во время:

— пожара и задымления;

— нахождения в заложниках (похищение ребёнка);

— стрельбы, взрывов, спасательного штурма;

— обнаружения опасного бесхозного предмета;

— опасности от вооруженных людей.

Для каждой ЧС есть своя роль, персонаж, который помогает ребенку формировать навыки в игре. Дети подражают поведению персонажа.

Родители как немаловажные участники образовательного процесса, являясь первыми педагогами своих детей, тоже играют весомую роль в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни. В рамках проводимых в ДОО мероприятий по формированию у подрастающего поколения ЗОЖ родители и педагоги обсуждают важные вопросы, касающиеся здоровья детей, обеспечения их безопасности, формирования у них полезных социальных навыков. Педагоги как профильные специалисты активно просвещают родителей, дают необходимые рекомендации, советы по обучению и воспитанию детей. А родители, рассказывая об особенностях ребенка, в то же время, помогают всем работающим с ним педагогам найти подход к нему.

Таким образом, обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, направленная на достижение определенного результата и непрерывная работа педагогов с детьми и родителями с целью формирования здорового образа жизни посредством использования современных методов будет способствовать совершенствованию формирования здорового образа жизни и развития каждого ребёнка. Ребёнок, соблюдающий правила здорового образа жизни и понимающий собственную ответственность за сохранение здоровья и личную безопасность является результатом кропотливой работы не только педагогов, но и родителей, их плотного сотрудничества.

Литература:

  1. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А. Г. Гогоберидзе. — Спб.: Питер, 2019. — 464 с.
  2. Микляева Н. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного воспитания / Н. В. Микляева. — М.: Юрайт, 2022. — 451 с.
  3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2023.

Ключевые слова

сотрудничество, здоровье, ИКТ, ЗОЖ, сказкотерапия, квест-игра, цветотерапия, координационная (силовая) лестница