Наставничество как образовательный тренд современности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Важенина, Н. Н. Наставничество как образовательный тренд современности / Н. Н. Важенина, Т. А. Кирикович, Л. В. Панкрац. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/515/18482/ (дата обращения: 05.05.2024).

Препринт статьи



Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, которая представляет собой помощь опытных педагогических работников начинающим специалистам. Авторы статьи рассматривают различные практики наставничества, такие как работа с несколькими наставниками, взаимное посещение занятий и использование метода кластера. Они подробно описывают, какие преимущества они могут принести молодым специалистам, такие как быстрое освоение профессии, развитие навыков и компетенций. Основываясь на проведенных исследованиях, статья подчеркивает, что использование наставнической деятельности является эффективным способом развития педагогических работников дошкольных образовательных организаций и способствует повышению качества образования в данной сфере.

Ключевые слова: наставничество, молодой специалист, профессиональное развитие, модели наставничества, наставничество в ДОУ.

Наставничество, или менторство, становится все более популярным методом образования, используемым в различных сферах жизни. Он представляет собой процесс, в ходе которого опытный и уважаемый человек (наставник) передает свои знания, опыт и поддержку молодому человеку (молодому специалисту — наставляемому). Наставничество как образовательный тренд помогает развивать способности и умения молодых людей, а также помогает им установить личные и профессиональные цели.

В настоящее время в России особое внимание уделяется развитию дошкольного образования. Именно в дошкольных образовательных учреждениях заложены основы будущей личности ребенка, формируются его интересы, навыки и умения. Поэтому, качество работы педагогических работников в данной сфере имеет огромное значение. Однако многие молодые специалисты, только начавшие свою профессиональную деятельность, сталкиваются с недостатком опыта и знаний.

Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности. Наставник — это опытный педагогический работник, который помогает начинающему специалисту адаптироваться к новой должности, делится своим опытом и знаниями, обучает методикам и приемам работы, а также помогает построить систему профессиональных ценностей и приоритетов [1, с. 217]. Такая практика является весьма эффективной и дает возможность новичкам быстрее освоиться в профессии.

Одной из ключевых задач наставнической деятельности является передача опыта. Наставник может проводить различные мастер-классы, занятия и тренинги, на которых педагогические работники могут узнать о новых методиках и подходах, попрактиковаться в их применении и обсудить свои впечатления. Также важно, чтобы наставник не только дал информацию, но и показал, как ее использовать на практике, проведя совместные занятия. Такой подход позволит новичкам полностью освоиться в новой среде и стать опытными специалистами [2, с. 114].

В нашем детском саду существует следующий комплекс практик для быстрого и комфортного вхождения в профессию педагога и адаптацию в новом коллективе.

1.«Плавающий» наставник. Молодые специалисты могут работать не с одним постоянным, прикрепленными за ними наставником, а с разными наставниками, каждый из которых может оказать помощь в решении конкретной профессионально-образовательной задачи или реализовать профессиональный интерес к конкретной области [3, с. 119].

Здесь стоит отметить этапы наставничества.

Первый — адаптационный, когда наставник знакомится с молодым специалистом, определяет для себя возможные «пробелы» в его подготовке, умениях и навыков, развитии профессиональных компетенций и составляет конкретную индивидуальную программу наставничества.

Второй этап — основной. В совместной деятельности наставником и наставляемым реализуется программа адаптации начинающего педагога, корректируются умения и навыки. Наставник помогает наставляемому составить собственную программу профессионального роста.

На третьем, контрольно-оценочном этапе, происходит оценивание уровня профессиональной компетентности начинающего педагога и определяется его готовность к выполнению свои обязанностей.

Итак, «плавающий» наставник является новым и эффективным подходом к профессиональному развитию молодых специалистов. Он предоставляет возможность работать с разными наставниками, каждый из которых специализируется в конкретной области знаний и навыков.

Одним из ключевых преимуществ такого подхода является возможность получать помощь в решении конкретной профессионально-образовательной задачи. Молодой специалист может обратиться к наставнику, который обладает необходимым опытом и знаниями для решения данной задачи. Такой подход позволяет эффективно использовать ресурсы различных специалистов и максимально удовлетворять потребности молодых специалистов.

Кроме того, «плавающий» наставник может помочь молодому специалисту реализовать его профессиональный интерес к конкретной области. Например, если специалист хочет развиваться в определенном направлении, наставники, специализирующиеся в этой области, смогут предоставить ему не только теоретические знания, но и практический опыт.

Важно отметить, что «плавающие» наставники имеют не только профессиональные навыки, но и компетенции в просвещении, воспитании и образовании. Они способны не только передать свой опыт и знания, но и помочь молодому специалисту развить необходимые навыки для профессионального роста.

Такой подход помогает молодым специалистам получить все необходимые знания и навыки, чтобы успешно развиваться в своей профессиональной сфере. Он способствует разностороннему развитию и позволяет эффективно использовать ресурсы различных наставников.

2.Взаимопосещение занятий. Молодой специалист зачастую сталкивается с трудностями, которые опытным педагогам могут показаться обыденными делами. К примеру, неумение верно поставить цель и задачи занятия, определить и грамотно рассчитать время занятия, отсутствие взаимопонимания с коллегами. Это — не полный перечень проблем, с которыми может столкнуться молодой педагог. Но этих и других проблем можно с легкостью избежать, когда наставники помогают изучить необходимые нормативные документы, предоставляют необходимые пособия и дают рекомендации. В этих условиях на помощь приходит взаимопосещение занятий педагогами детского сада. Молодые специалисты, посещая занятия наставников, могут «изнутри» понять методологию организации занятий. В свою очередь, наставники, посещая занятия молодых специалистов, могут определить их слабые стороны, помочь с формулировкой необходимых для работы цели и задач занятия, составить методические рекомендации для избежания профессиональных ошибок, замечая их по ходу наблюдения.

3.Метод кластера. Кластер — графический прием систематизации материала, или «гроздь», «пучок», «созвездие» [4, с. 119]. Наши наставники используют данный метод в наставничестве. Мысли молодого специалиста при работе с такой технологией больше не «громоздятся», а «гроздятся», то есть располагаются в определенном порядке. Метод действительно универсален и позволяет работать с большим объемом информации, выделить главное, систематизировать и представить. Метод кластера применяется также и для выявления областей недостаточного знания, в свою очередь, помогая наставникам помочь молодым специалистам избежать возможных ошибок в дальнейшей работе.

Таким образом, использование метода «кластер» в наставнической деятельности в работе с педагогами детского сада способствует созданию благоприятной среды для профессионального роста и развития педагогов, а также обеспечивает обмен опытом и знаниями между ними, что в конечном итоге повышает качество образовательного процесса в детском саду.

Однако, чтобы наставническая деятельность была успешной, необходимо, чтобы наставник сам был квалифицированным и опытным педагогическим работником. Для этого важно проводить системные курсы и тренинги для наставников, где они смогут узнать о новых тенденциях в образовании, обучиться новым методикам и получить обратную связь от своих коллег [5, с. 114].

Таким образом, использование наставнической деятельности, а именно поиск и использование в работе с молодыми специалистами современных технологий, является одним из эффективных способов профессионального становления педагогических работников дошкольных образовательных организаций на старте карьеры. Правильно организованная наставническая практика позволит новичкам быстрее освоиться в профессии, получить необходимый опыт и знания, а также развить свои профессиональные навыки и компетенции. В итоге, качество образования в дошкольных образовательных организациях будет значительно повышено, что является важным шагом на пути к развитию нашей страны.

Обобщая вышесказанное, наставничество как образовательный тренд современности предоставляет молодым специалистам возможность получить индивидуальное образование и развить свои навыки и потенциал. Он создает прочные связи между поколениями и помогает сохранить знания и опыт. Наставничество является эффективным инструментом, способствующим личностному и профессиональному росту молодых людей. В современном обществе он играет все более важную роль и будет продолжать развиваться и адаптироваться к изменениям и вызовам, которые ставит перед ним 21 век.

Литература:

  1. Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Ю. В. Атемаскина. — СПб.: Детство Пресс, 2012.
  2. Барыбина И. А. Организация наставничества в школе / И. А. Барыбина // Школа — 2012. — № 7. — С. 16–24.
  3. Вакуленко Л. С., Ахтырская Ю. В., Кернер О. А. Журнал «Дошкольная педагогика». Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОО. [Текст] / Л. С. Вакуленко, Ю. В. Ахтырская, О. А. Кернер. — Санкт — Петербург, 2018г.
  4. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. — М.: Рыбаков Фонд, 2016. — 153 с.
  5. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. — 51 с.