Здоровьесберегающая технология как условие формирования культуры здорового образа жизни обучающихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

LXXXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2024)

Дата публикации: 24.04.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Плахтий, Ю. А. Здоровьесберегающая технология как условие формирования культуры здорового образа жизни обучающихся / Ю. А. Плахтий. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 126-129. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/515/18478/ (дата обращения: 17.05.2024).



Данная статья направлена на изучение здоровьесберегающей технологии как условия формирования навыков здорового образа жизни младших школьников. Современная практика показывает отрицательную динамику повышения уровня заболеваемости среди обучающихся начальных классов, в связи с чем на формировании культуры здорового образа жизни обучающихся сегодня обращено внимание многих исследователей и педагогов.

Ключевые слова : проект, интеллект, младшие школьники.

Педагогические технологии в свете образовательного стандарта приобрели очень важную роль в методологических исследованиях. Это произошло за счет внедрения инновационных методов и средств обучения в образовательный процесс. В широком понятии, педагогические технологии — это целостность методов, приемов и средств, последовательное применение которых направленная на достижение поставленной педагогической цели и задачи. В образовательной системе существует большое количество педагогических технологий, но мы остановимся на здоровьесберегающей технологии.

На сегодняшний день здоровьесберегающие технологии представляют собой компонент и цель образовательной системы в целом. Исходя из этого, необходимо понимать, что к технологиям сбережения здоровья относятся все структурные составляющие образовательного процесса. Здоровьесберегающие технологии, представляющие собой компонентную составляющую всего образования, подразумевают реализацию целого спектра воздействий на обучающихся психолого-педагогической и медицинской направленности.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер по охране и укреплению здоровья детей, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В педагогической науке можно встретить довольно много трактовок понятия «здоровьесберегающая технология» [5]. Существует распространенное мнение, что здоровьесберегающие технологии представляет собой своеобразную альтернативу педагогическим технологиям, хотя это не совсем так. В целом, понятие «здоровьесберегающая» — это компонентное составляющее фактически любой педагогической составляющей, представляющая собой гарантию сохранения здоровья обучающегося, как физического, так и психологического.

Исходя из этого, в научной литературе существует много определений данного термина. Исследователи рассматривают здоровьесберегающаю технологию как совокупность следующих компонентов:

— условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

— рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

— соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

— необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим [6].

При этом здоровьесберегающая технология рассматривается как система, деятельность которой направлена на формирование условий для создания наиболее эффективного процесса сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (школьников, педагогов и др.) [2]. Как правило, сюда входят:

  1. Проведение регулярного контроля медицинским и педагогическим составами состояния здоровья обучающихся.
  2. Реализация индивидуализированного подхода, основанного на учете возрастных и психологических особенностей обучающихся.
  3. Формирование благоприятной психологической обстановки в образовательном процессе.
  4. Применение широкого спектра методологического инструментария здоровьесберегающих технологий [7].

На сегодняшний день здоровьесберегающие технологии представляют собой компонент и цель образовательной системы в целом. Исходя из этого, необходимо понимать, что к технологиям сбережения здоровья относятся все структурные составляющие образовательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии, представляющие собой компонентную составляющую всего образования, подразумевают реализацию целого спектра воздействий психолого-педагогической и медицинской направленности на обучающихся. Исходя из этого, специалистами принято выделять следующие типы технологий [8]:

  1. Здоровьесберегающие: регулярный контроль профилактических прививок согласно календарному плану личной медицинской карты обучающихся, соблюдение основных принципов поддержания общего уровня здоровья — обеспечение своевременного проведения терапии витаминами, контроль двигательной активности.
  2. Оздоровительные: контроль физического развития, проведение ряда мероприятий оздоровительного характера в рамках возможностей школы — физиотерапия, аромотерапия, фитотерапия, арттерапия.
  3. Технологии обучения здоровью: введение в предметные циклы тем, направленных на освещение области формирования когнитивного уровня о здоровье.
  4. Воспитание культуры здоровья: факультативные занятия по развитию личности школьников, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т. д.

Таким образом, мы можем сказать, что здоровьесберегающая технология представляет собой структурный компонент любой педагогической культуры, формирующий условия для сохранения здоровья обучающихся. При этом многообразие направлений и факторов действия такого рода технологий подразумевает совокупную деятельность каждого из субъектов образовательного процесса: медицинского персонала, педагогического состава, родителей. Применение в работе здоровьесберегающих технологий позволяет повысить эффективность образовательного процесса, сформировать у педагогов, детей и родителей ценностные ориентиры, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Литература:

  1. Айзман, Р. И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. — М.: Юрайт, 2017 . 36 c.
  2. Ваторопина, С. В. Проблема здоровьесбережения в условиях современной школы // Молодой ученый. — 2018. — № 42 (228). — С. 52–56. — URL: https://moluch.ru/archive/228/53142/ (дата обращения: 02.02.2022).
  3. Васильева, Н. В. Организация учебного процесса в школе без ущерба для здоровья //Забота образовательных учреждений о здоровье детей: Материалы Международного научного симпозиума. — СПб; 2006. — С. 9–11.
  4. Виниченко, М. А. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе // Модернизация российского образования: тренды и перспективы: моногр. Ч.1 / М. А. Виниченко, В. А. Волгунов, Л. Н. Глебова и др.; отв. ред. А. А. Киселев. — Краснодар, 2011. — С. 95 -118.
  5. Воробьева, Г. Е. Организация учебного процесса и физической активности школьников с применением здорвьесберегающих технологий // Проблемы социально-психологической адаптации детей и молодежи в условиях модернизации российского образования: материалы всерос. науч.-практ. конф., Белгород, 19–20 окт. 2011 г. / НИУ БелГУ; отв. ред. Л. Н. Волошина, Л. В. Годовникова, В. В. Гребнева. — Белгород, 2011. — С. 347–349.
  6. Цабыбин, С. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. — М.: Учитель , 2019 . 75 c.
  7. Шклярова, О. А. Здоровьесберегающее направление в современной школе. — М.: Перспектива, 2019. — 280 c.