Использование деловых игр в практике наставничества в системе работы педагогического коллектива ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Использование деловых игр в практике наставничества в системе работы педагогического коллектива ДОУ / И. С. Пакулева, Т. Г. Бадмаева, Ю. Б. Бабкова [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/515/18476/ (дата обращения: 06.05.2024).

Препринт статьи



Конкурентоспособность личности на рынке труда во многом зависит от ее компетентностей как результата образования: готовности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

В современных условиях модернизации российского образования профессиональное развитие педагога ДОУ рассматривается как научная проблема, разрешение которой связывают с модернизацией структуры и содержания педагогического образования и развитием новых педагогических компетенций участников образовательного процесса.

Ключевые компетентности педагога выражаются в овладении определённым набором способов деятельности. Следовательно, развитие профессиональной компетентности педагогов системы дошкольного образования предполагает изменение мотивации усвоения и применения знаний, обеспечение их трансформирования из средства получения новых сведений в средство самореализации и самоутверждения.

Эффективность педагогической деятельности, её результативность во многом обусловлена умением решать дидактические задачи, или владение методами обучения и самообучения. Отвечающие новым подходам организации обучения выступают активные методы. Именно активные методы создают предпосылки к самореализации, самоуправлению, самодисциплине, формируют не только творческие способности, но и творческий тип личности начинающего педагога. Активными будут те методы, при которых «обеспечивается вынужденная, оцениваемая и управляемая активность обучаемых, сравниваемая с активностью преподавателя» (Мухина С. А., Соловьева А. А.).

Методы активного обучения представлены в таблице.

Неимитационные методы

Имитационные методы

Игровые методы

Неигровые методы

Активные (проблемные) лекции

Дискуссии:

круглый стол;

пресс-конференция.

Мозговая атака

Программированное обучение

· Игровое проектирование

· Деловая игра

· Психодрама

· Тренинг

· Анализ конкретной ситуации

· Действие по алгоритму

· Решение ситуативных и профессиональных задач

· Работа с жалобами

Рассмотрим в качестве примера активного метода обучения профессиональным навыкам в условиях развития системы наставничества в ДОУ такой активный метод обучения, как деловая игра. Этот метод представляет собой разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является не ее результат, а сам процесс. Игра — это уникальный механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта педагогического коллектива ДОУ.

Игра как метод включает в себя следующие компоненты:

— игровые роли и их принятие;

— игровые действия, выстроенные по определенным правилам;

— моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального напряжения (технология игры).

Ведущим компонентом деловой игры выступает роль и ее восприятие.

Деловая игра предполагает принятие роли на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Исполнитель роли отражает соответствующие черты и нормы поведения, а также характерные для роли действия.

Игровые (ролевые) действия определяются целевым аспектом игры и задаются сценарием, нормативными документами, режиссерами.

Моделирование в игре предназначено для создания макетов, заменяющих реальные ситуации. Модель игры реализуется с помощью правил, отражающих отношения всех компонентов игры.

Деловые игры могут служить средством обнаружения, определения уровня и оценки (в том числе измерения) владения профессиональными знаниями, умениями и навыками:

— Игра — это поведенческая коммуникация, где проявляются знания характерных поведенческих норм, взаимодействия отдельных должностных лиц, связанных производственными отношениями.

— Игра — это коллективное групповое взаимодействие. При ролевой игре обязательно подразумевается наличие оппонента или компаньона.

— Деловая игра предусматривает решение взаимосвязанных между собой задач.

— Игра рассчитана на имитацию реальной ситуации, которой свойственно динамичность и изменчивость. Это позволяет выявить поведенческие черты педагогического работника ДОУ.

— Игра многофункциональна. Кроме диагностической функции она выполняет функцию обучения, тренинга и воспитания участников, решение исследовательских задач.

В играх психодиагностика имеет поведенческий характер. Оценка эффективности игры зависит не столько от результата, сколько от процесса ее протекания.

Деловые игры имеют ряд моментов в своей организации и построении. Классификация А. М. Смолкина в большей степени способствует выработке методического аспекта их проведения и осуществляет классификацию деловых игр по пяти признакам:

I. По характеру моделируемыхситуаций.

  1. Игра с соперником (борьба сторон, конкуренция)-моделируются процессы в условиях взаимовлияющего поведения или взаимодействия друг на друга различных систем.
  2. Игра с природой — моделируется процесс в условиях вероятного поведения среды и управляемого объекта.
  3. Игра-тренажер отличается тем, что процесс отражается в динамике естественного развития ситуации. Отрабатываются навыки принятия актуальных решений, механизмы оперативного взаимодействия отдельных звеньев системы.

II. По характеру игрового процесса.

  1. Игра-противоборство — наличие противоборства между играющими группами, прямого или косвенного влияния на действия противоположной группы. Контакт между группами не обязателен.
  2. Игра взаимодействия и контакта — с наличием связи между группами как обязательного элемента игры.
  3. Игра-соревнование — группы играют независимо друг от друга, начинают игру с одной и той же исходной ситуации, могут достигать различных результатов.

III. По способам передачи и обработки информации.

  1. Игры с применением традиционных средств связи и носителей информации (текстов, схем, макетов и проч.).
  2. Игры с применением ЭВМ (машинные игры) и без их применения (ручные игры).
  3. Игры с применением автоматизированных обучающих устройств (запрограммированные игры).

VI. По тематической направленности и характеру решаемых проблем.

  1. Игры тематические, ориентированные на принятие решений по узким проблемам, укладывающимся в рамки одной педагогической проблемы
  2. Игры функциональные, имитирующие реализацию отдельных функций или процедур
  3. Игры комплексные, моделирующие управление отдельным объектом или процессом в целом.

Литература:

  1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.
  2. Вачугов Д. Д., Кислякова Н. А. Практикум по менеджменту. Деловые игры. — М.: Высшая школа, 1998.
  3. Резник С. Д., Игошина И. А., Кухарев К. М. Управление персоналом (Практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учеб. Пособие. — М.: ИНФРА — М, 2002.
  4. Смолкин А. М. Методы активного обучения: Высшая школа. — М., 1991.