Проектная деятельность как условие формирования интеллектуальных умений обучающихся начальных классов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

LXXXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2024)

Дата публикации: 24.04.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Лупандина, Е. А. Проектная деятельность как условие формирования интеллектуальных умений обучающихся начальных классов / Е. А. Лупандина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 118-122. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/515/18474/ (дата обращения: 17.05.2024).



Данная статья направлена на изучение особенностей развития интеллектуальных способностей младших школьников посредством применения проектно-исследовательской деятельности. Цель современной школы — формирование метапредметно развитой личности, готовой к преодолению жизненных трудностей и проявлению личностных качеств, таких как творческий потенциал, креативность, самостоятельное решение возникших трудностей и ситуаций. Рассматривая составляющие личность компоненты, можно сказать, что она состоит из совокупности способностей и умений, одним из которых являются интеллектуальные умения.

Ключевые слова : проект, интеллект, младшие школьники.

В общем значении интеллектуальные умения обучающихся заключаются в способности применения полученного ранее опыта и совокупности знаний. При этом важно понимать, что знания и умения — две отличные друг от друга категории, но функционально связанные в рамках целенаправленного действия. Проявляется это в определении качества умения характером знаний о действии.

Структурно интеллектуальные умения обучающихся можно разделить на две категории:

  1. Опыт познавательной деятельности: анализировать, выстраивать умозаключения, классифицировать, выделение главной мысли, обобщать, абстрагировать, определять закономерность, формулировать вывод, сравнивать.
  2. Опыт творческой деятельности: определять структуру, выдвигать гипотезы, поиск решения проблем, обосновывать и аргументировать, выстраивать функциональные связи, обосновывать мнение, оценивать событие, ставить проблемы [5].

Перед началом углубленной работы большое значение имеет формирование ряда умений и навыков, которые составляют базовую часть интеллектуальных умений. Так, к таковым умениям можно отнести:

— Способность выявлять проблему.

— Умение формулировать гипотезу исследования.

— Способность задавать правильные вопросы.

— Умение систематизировать.

— Практические умения экспериментировать, наблюдать, обобщать.

— Умение делать выводы.

— Способность структурировать материал.

— Умение обосновывать и защищать итоги исследования [4].

Насколько мы знаем, каждый из классов начальной школы в силу возрастных и психологических особенностей, а также программного образования, обладает теми или иными критериями, которые формируют педагогические условия организации исследовательской деятельности. Для каждого класса существует собственная специфика, однако для каждой возрастной категории основными двигателями обучения детей является заинтересованность, любопытство, обусловленные биологическими факторами. Стремление к опытному познанию формируется с рождения, и к школьному возрасту не угасает, а приобретает новую форму — исследовательской деятельности. Этот фактор обуславливает важность применения проектной деятельности как эффективного метода развития интеллектуальных умений.

Исходя из особенностей младшего школьного возраста, можно сказать, что проектная деятельность — это метод обучения, построенный на принципе естественного стремления ребенка изучать. Главной целью здесь будет выступать формирование исследовательских навыков ребенка, а также способностей самостоятельно добывать знания, давать оценку собственным действиям, рассматривать исследование как творческий процесс.

Определяющей целью проектной деятельности является понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Рассмотрим несколько особенностей применения проектной деятельности, обуславливающих благотворное воздействие данного метода на развитие интеллектуальных способностей:

  1. Проектная деятельность подразумевает собой выполнение какой-либо деятельности, направленной на конкретную масштабную цель или задачу.
  2. Выполнение проектной деятельности всегда регламентируется временем.
  3. Проектная деятельность построена на нескольких основных принципах: самостоятельности и творчества.
  4. Работа над проектом предполагает возможность закрепления ранее изученного материала и использования его на практическом уровне [1].

Исследовательская деятельность младших школьников представляет собой многогранное педагогическое явление, позволяющее решить множество образовательных и воспитательных задач. Ведущая характеристика исследовательской деятельности в начальных классах — творческая активность и самостоятельность, что благотворно воздействует на развитие интеллектуальных умений обучающихся.

— Начинает стремиться к познанию (развитие познавательной активности).

— Учится ставить вопросы (формулировать учебные задачи).

— Учится выдвигать гипотезы, предлагать разные решения.

— Учится проверять свои гипотезы экспериментально или логически.

— Учится делать выводы.

— Достигает глубокого понимания сути предмета (в отличие от механического запоминания).

— Добывает глубокое, прочное знание предмета.

— Развивает творческое мышление [2].

Важными обязанностями учителя в работе по формированию интеллектуальных умений младших школьников являются систематизация, стимулирование, направление и коррекция деятельности учащихся. В силу ряда специфики младшего возраста большую роль здесь играет мотивация учащихся, активизация деятельности и нацеленность на успех [3]. Исходя из этого, можно выделить основную задачу учителя — помочь ребенку выявить и развить имеющиеся у него индивидуальные качества, способности и умения.

Успешность проектно-исследовательской деятельности зависят от ряда факторов педагогического и психологического характера. Главным образом, успех исследования как метода обучения зависит от подготовленности младших школьников к данному виду деятельности, уровня развития исследовательского поведения. Большую роль играет учет индивидуальных и возрастных особенностей младших школьников, которые в силу возраста не обладают рядом регулятивных возможностей, а также проходят адаптацию после перехода от дошкольной ступени обучения, где преимущественным видом деятельности была игра, к школьному, где игру сменило непрерывное обучения. Важным аспектом является правильно выстроенные отношения между учителем и учеником в ходе исследования, которые являются залогом повышения заинтересованности учащегося в работе.

Литература:

  1. Достовалова, Н. В. Организация исследовательской деятельности младших школьников // Открытый урок «1 сентября». — 2017. — URL: https://urok.1sept.ru/articles/623792
  2. Землянская, Е. Н. Учебные исследования младших школьников // Начальная школа. — № 9. — 2005. — С.13–15.
  3. Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. — 2013. — № 6. — С. 59–65.
  4. Лагутина, О. А. Развитие учебно-интеллектуальных умений у младших школьников в процессе обучения: специальность 13.00.01: автореф. дисс. на соискание степени доктора педагогических наук. — Омск, 2005. — 27 с.
  5. Лучникова, А. А. Об особенностях интеллектуального развития младших школьников // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. — М.: Изд-во ФГОУ ВПО «Московский государственный технический университет гражданской авиации»,2016. — № 2. — С.218–224.