Тенденции развития телемедицинских систем: проблемы и перспективы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Малиновский, А. И. Тенденции развития телемедицинских систем: проблемы и перспективы / А. И. Малиновский. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 1-7. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/514/18460/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье автор рассматривает использование IT-технологий в сфере здравоохранения, подробно останавливается на телемедицинских системах, проблемах и перспективах их применения.

Ключевые слова: информационные технологии, телемедицина, телемедицинские системы, телекоммуникация, врач, пациент.

Информационные технологии (далее — ИТ) в области медицины развиваются стремительными темпами. Развитие ИТ в сфере медицинских услуг идет в общем тренде с цифровизацией российской экономики. Медицинские услуги становятся более доступными и удобными для конечного потребителя, повышается их качество, изменяются подходы к диагностике и лечению заболеваний. И здесь, в первую очередь, нужно отметить увеличение скорости доступа к медицинским услугам. Наличие сетевой платформы для мгновенной коммуникации в режиме реального времени позволило перейти от традиционного обмена данными (телефон, телеграф, почтовые отправления, телетайп и факсимильная связь) к цифровому информационному обмену, который стал использоваться во всех отраслях социально-бытового и экономического сектора [1].

Следует сказать, что у населения всегда существовала потребность в быстром доступе к медицинским услугам. Это связано с необходимостью оказания экстренной медицинской помощи, в ряде случаев с увеличением объема проводимых исследований и консультаций для более точной диагностики и эффективного лечения пациентов. Но такая возможность появилась относительно недавно, благодаря развитию в нашей стране широкополосного интернета и инвестициям в телемедицинские технологии, что позволило многократно увеличить объем и доступность медицинских услуг для населения, в т. ч., проживающего в отдаленных и труднодоступных районах страны. Именно поэтому все больше пациентов обращаются к медуслугам в режиме «онлайн» и спрос на медуслуги в такой формате только растет.

В настоящее время обозначилось несколько направлений развития ИТ в области медицины. Рассмотрим основные из них.

  1. Электронные медкарты и облачное хранение медицинских данных. Развитие данного направления позволяет медработникам получить быстрый онлайн-доступ к медкартам пациентов. Развитие систем распознавания голоса позволяет вносить в медкарты информацию посредством программ автоматической обработки речи. Это значительно ускоряет процесс документирования.

Облачное хранение данных позволяет обеспечить легкий доступ к медицинской карте пациента врачам из различных медучреждений, а также дает возможность взаимодействовать им в интерактивном режиме.

  1. Медицинские носимые устройства и мобильные приложения для здоровья. Данное направление ИТ позволяет использовать медицинские носимые устройства и мобильные приложения для контроля отдельных показателей состояния здоровья. Сюда можно отнести мониторинг артериального давления, частоты сердечных сокращений, уровня сахара в крови, различных параметров физической активности и т. д.
  2. Искусственный интеллект (далее — ИИ) — это достаточно обширное направление применения ИТ в области медицины. Искусственный интеллект представляет собой программные алгоритмы для анализа и интерпретации симптоматики у пациентов. При помощи ИИ изучаются рентенограммы, КТ, МРТ с целью обнаружения патологии и выбора оптимальных методов лечения. ИИ помогает анализировать большой массив данных о пациенте, прогнозировать развитие болезни и, в результате, помогает своевременно принять меры профилактики. Также ИИ способствует развитию таких направлений, как медицинская робототехника и телемедицина.
  3. Роботизированная хирургия — использование роботов для проведения хирургических операций. Использование хирургических роботов повышает точность и безопасность хирургических операций. В результате, снижаются риски осложнений, укорачивается период реабилитации.
  4. Технологии телемедицины — использование аппаратных и программных средств для оказания медицинских услуг на расстоянии. Средства телемедицины позволяют проводить дистанционные консультации, осуществлять телемониторинг пациентов, дистанционно обучать медицинский персонал и т. д. О них далее и пойдет речь.

Как было сказано выше, телемедицина — это использование аппаратных и программных средств телекоммуникации для оказания медицинских услуг на расстоянии. Выделяют два основных формата использования телемедицинских средств коммуникации: врач-пациент и врач-врач. Рассмотрим поподробнее данные форматы.

Наиболее распространенным видом медицинских услуг с использованием средств телекоммуникации в формате «врач-пациент» является проведение дистанционных консультаций. Согласно ст.36.2 ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» посредством дистанционных консультаций возможны профилактика, сбор, анализ жалоб пациента и данных анамнеза, оценка эффективности лечебно-диагностических мероприятий, принятие решения о необходимости очного осмотра [5]. Следует подчеркнуть, что постановка диагноза и назначение лечения с использованием средств телекоммуникации запрещены. Это возможно только на очном приеме у врача. Дистанционно врач, предварительно изучив жалобы пациента, может только порекомендовать очное посещение врача конкретного профиля для постановки диагноза или скорректировать уже назначенное лечение.

В настоящее время в России для телемедицинских консультаций используются разные цифровые сервисы: Яндекс-здоровье, DocDoc (проект Сбербанка), Doc+, Medved.Telemed, Qapsula, НаПоправку Плюс, Робомед, Medesk и др. Многие из них функционируют как в виде веб-сайта, так и виде приложения для смартфона. Данные сервисы обладают различным функционалом: чаты, видеосвязь. Они позволяют населению дистанционно получать консультации, вызывать врача на дом, расшифровывать анализы, заказывать лекарства в аптеке. Благодаря данным сервисам можно связаться с врачами самых разных направлений: педиатрами, кардиологами, гинекологами, дерматологами, неврологами, психологами и т. д.

Другим направлением телемедицины в формате врач-пациент является дистанционное наблюдение за состоянием пациента (телемониторинг). Такое наблюдение за состоянием пациента осуществляется с помощью носимых медицинских изделий (Wearable Health Devices (WHD)). «С помощью WHD можно проводить клинический мониторинг вне стационара. Он позволяет врачу постоянно следить за показателями здоровья пациента в повседневной жизни и вовремя предупредить его о возможных проблемах со здоровьем» [3, с.32].

Данные устройства осуществляют контроль за такими жизненно важными показателями состояния здоровья пациента, как частота сердечных сокращений, артериальное давление, уровень глюкозы в крови, насыщение крови кислородом, температура кожного покрова, частота дыхания и пр. К носимым устройствам телемониторинга относятся смарт-часы, фитнес-браслеты, часы-тонометр, «пульсоксиметр-кольцо», футболки с датчиками ЭКГ и частоты дыхания, дефибрилляторы сердечного ритма, фетальный монитор (кардиотокограф) для контроля за частотой сердечных сокращений плода у беременных пациенток, чип на мочке уха для контроля за насыщением крови кислородом, «DEXCOM G7» — прибор и приложение для смартфона для определения уровня глюкозы в крови (используются пациентами с диабетом 1-го и 2-го типа, гестационным диабетом) и другие носимые приборы.

Данные приборы в непрерывном режиме регистрируют показатели состояния здоровья пациента и автоматически передают данные по беспроводным каналам связи на медицинский сервер и рабочее место врача.

Третьим направлением телемедицины в формате врач-пациент является коррекция врачом лечения, назначенного ранее. Как уже было сказано, согласно ФЗ-323, постановка диагноза и назначение лечения возможно только на очном приеме у врача. Решение о коррекции лечения может быть принято врачом на основании данных дополнительных медицинских исследований, а также анализа данных, полученных с помощью носимых пациентом медицинских устройств. Дистанционная коррекция лечения может осуществляться с помощью уже рассмотренных цифровых сервисов, таких как Яндекс-здоровье, DocDoc, Qapsula, Робомед и т. д.

Другим ключевым направлением использования телемедицинских систем является формат «врач-врач». Это использование средств телекоммуникации для связи лечащего врача с врачом-консультантом. Необходимость обращения лечащих врачей к мнению врачей-консультантов возникает, например, при отсутствии врачей узких специальностей в сельской местности, труднодоступных районах страны, а также в случае проблем с постановкой диагноза и назначении лечения пациентам со сложной клинической симптоматикой. Для связи с врачами-консультантами лечащие врачи используют системы видеоконференцсвязи, которая предусматривает наличие цифровой камеры и микрофона. Вся информация о пациенте (рентгенограммы, результаты КТ, МРТ и пр.) передается по защищенным каналам связи. Следует сказать, что врач-консультант выступает только в качестве т. н. «второго мнения». Окончательное решение в вопросе постановки диагноза и назначении лечения остается за лечащим врачом.

Разновидностью использование телемедицинских технологий в формате «врач-врач» является проведение телеконсилиумов. Телеконсилиумы проводятся обычно на базе крупных медицинских научно-исследовательских центров, например таких, как НМИЦ сердечно-сосудистой хирургии имени А. Н. Бакулева Минздрава России. В данной Центре для проведения телеконсилиумов оборудован зал видеоконультаций с современной системой видео- и звукопередачи. Передача информационного потока обеспечена надежными средствами защиты.

Некоторые ученые к телекоммуникационным технологиям в формате «врач-врач» относят также обучение медицинского персонала с использования средств видеоконференцсвязи. При их проведении объектом является разбор конкретного клинического случая определенного пациента, отдельные данные клинического обследования, также они могут проходить в формате демонстрации хода операции [2, с.65].

В процессе использования телемедицинских технологии на территории РФ выявлены определенные сложности, которые связаны с рядом законодательных ограничений. Медицинские услуги государственных и муниципальных медучреждений с использованием телемедицинских технологий недоступны пациентам, не имеющим учетную запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА, портал Госуслуг). При получении медицинской помощи с использованием телемедицинских систем пациенту необходимо дать ряд дополнительных согласий на обработку персональных данных.

Телекоммуникационные системы, используемые медучреждениями для оказания медицинской помощи посредством телемедицинских технологий, должны соответствовать ряду требований, связанных с защитой врачебной тайны, персональных данных пациентов. Не допускается использование медучреждениями для проведения телемедицинских консультации плохо защищенных средств телекоммуникации, например таких, как WhatsApp, Skype и т. п. Использование хорошо защищенных каналов связи предполагает наличие в медицинских учреждениях IT-специалистов, которые занимаются их наладкой и обслуживанием. Содержание таких специалистов не всегда по карману некоторым медицинским организациям.

Оказание медицинских услуг с использованием телемедицинских технологий требует от медицинского персонала приобретение дополнительных навыков и компетенций: умение работать на компьютере, навыки работы в Медицинской информационной системе (МИС), использование периферийный устройств для проведения телемедицинских консультаций и т. п. Во многих случаях это требует профессиональной переподготовки медперсонала.

История показывает, что развитие телемедицинских систем напрямую связано с прогрессом средств телекоммуникации. Во многих странах мира разрабатывается и внедряется большое количество телемедицинских проектов. Россия является страной с огромными территориями, поэтому использование телемедицинских систем зачастую становится единственным вариантом получения медицинской помощи для населения малонаселенных, труднодоступных регионов страны. Развитие региональных телемедицинских проектов является перспективным направлением, актуальным для нашей страны.

Литература:

  1. Сертакова О. В. Развитие телемедицины: новые возможности и тенденции в медицинской индустрии // Первое экономическое издательство // https://1economic.ru/lib/120529
  2. Благодарева М. С., Косова А. А., Брынза Н. С., Решетникова Ю. С. Телемедицинские технологии: учебное пособие /; [под общ. ред. А. А. Косовой]. — Екатеринбург: УГМУ, 2023 — (123 с.).
  3. Старшинин А. В., Аксенова Е. И., Андрусов В. Э., Горбатов С. Ю., Пахуридзе М. Д., Скворцова В. Е. Телемедицина в медицинских организациях: монография — Москва.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2023. — (82 с).
  4. Рынок телемедицины в России: перспективы развития цифровой медицины // Delovoy Profil // https://delprof.ru/press-center/open-analytics/rynok-telemeditsiny-v-rossii-perspektivy-razvitiya-tsifrovoy-meditsiny/
  5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // КонсультантПлюс // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ccf02734a76e335943ae86f86b319d6035cca374/

Ключевые слова

информационные технологии, телекоммуникация, врач, пациент, телемедицина, телемедицинские системы