Профессиональное самоопределение студентов в проектной деятельности с функциональным позиционированием | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шанаева, А. Т. Профессиональное самоопределение студентов в проектной деятельности с функциональным позиционированием / А. Т. Шанаева, З. Э. Кантемирова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 99-104. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/514/18456/ (дата обращения: 10.05.2024).



В данной статье рассмотрено влияние функционального позиционирования в проектной деятельности на профессиональное самоопределение студентов СПО. Описана методическая база ведущей деятельности подростков.

Ключевые тезисы : проектная деятельность, профессиональное самоопределение, проекты, СПО.

В соответствии с позицией культурно-исторической психологии, подходом Л. С. Выготского к взрослению и возрастному развитию подростка, его последователи выделяют особое значение понятия «ведущего типа деятельности». В подростковый период развитие психики по Д. Б. Эльконину обусловлено сменой учебного типа деятельности на интимно-личностное общение. Ведущим типом является деятельность, способствующая формированию общественно-значимых психических новообразований.

В современном мире кризис обуславливается не только возрастными особенностями данного периода, но и по причинам изменений нашего общества и его социальных институтов. Процесс самоопределения и личного коллективного действия необходимы формировать для положительного преодоления кризиса.

Для старшего подростка характерна автономизация от взрослых. Именно в этот период, как пишет Ю. В. Громыко, «...подросток пытается обнаружить точку пересечения себя и общества, привести в соприкосновение целостность только еще формирующейся личности с сообществом, в котором он живет, всерьез соотнести и сопоставить себя с ним, взаимодействуя не только с друзьями и членами семьи, но и с миром, в целом.».. [1].

Говоря о ведущем типе деятельности подростка, при осуществлении которой реализуется профессиональное самоопределение, следует определить возникающие при этом задачи:

  1. Процесс переосмысление своего «Я», в соотношении с идеалами и ориентирами развития. Возникает конфликт между реальным и ожидаемым образом
  2. Построение профессиональных планов и осуществление выборов на ближайшее будущее, и в перспективе
  3. Выбор варианта к ЕГЭ: натаскивание или формирование метода познания
  4. Поиск и определения круга общения
  5. Осознание и взятие на себя ответственности за свою жизнь перед собой и близкими людьми, друзьями.

Свободное самостоятельное действие по решению проектной задачи, включающей в себя социально значимую компоненту, итогом чего является образовательный или продуктовый результат — есть субъектное действие. В учебном процессе часто школьники и студенты СПО, не являясь субъектами деятельности не понимают логику действий образовательного процесса, т. е. не являются субъектами собственных знаний, потому как образовательный процесс — продукт проектирования учителя. Отсюда вытекают глобальные проблемы процесса обучения, такие как неумение использовать общие «инструменты» работы, усвоенные в отдельно предметной области, в межпредметных областях. Процесс обучения «от способа решения к задаче» является не рабочим в подростковом возрасте.

Иную ситуацию можно создать в квазипроектной деятельности, в которой подростки также работают в системе чужих(педагогических) целей, но тем не менее с характерной самостоятельностью выбора средств реализации, свободой целеполагания, наличием конечного результата и, что важно, осуществление деятельности «от задачи к новому, не заданному, а часто и неизвестному способу». Таким образом, по нашему мнению, проектная деятельность может претендовать на роль ведущей деятельности разрешая разрыв между знанием и умением, существующим не только компонентно, но и по учебно-предметным областям.

Интересным также является, перераспределение ролей и функций в проектной команде, которое необходимо для опыта смены деятельности подростка, поскольку умение работать в команде не формируется стихийно. Такая групповая работа предполагает групповое сотрудничество с наличием правил, значимых в социуме.

Важнейшим критерием развития способности работать в группе является готовность перенять «чужую» функцию, задачу, роль значимую в рамках данного проекта, свидетельствующее о включенности в работу, об удержании замысла. А правильная организация деятельности выступает важнейшим условием развития отношений сотрудничества и формирования осознанности ответственного действия. Анализ ситуации выдвижение замысла проекта, перераспределение ролей и задач, смена условий коммуникации- все эти проживаемые этапы и процессы выстраивают уровень коммуникации.

Для исследования влияния функционального распределения работы на профессиональное самоопределение в проектной деятельности было выбрано среднее профессиональное учреждение- КПА РАНХиГС г. Москва. Для исследования влияния функционального распределения задач и позиционирования в ходе проектной деятельности на субъектность выбора подростка, была составлена дорожная карта:

Дорожная карта проекта

Рис 1. Дорожная карта проекта

Студенты в ходе проектных занятий и хакатона «Вторая жизнь смартфонов» провели анализ ситуации, сформулировали проблему электронного мусора и выдвинув проектные замыслы, перешли к реализации проектов. Выдвинутые замыслы по решению проблемной ситуации:

Группа 1. Арт-объект для привлечения внимания к проблеме электронного мусора.

Группа 2. Разработка мероприятий для сборки электронного мусора.

Группа 3. Создание серии эко-буклетов на тему осознанного потребления.

Группа 4. Создание 3D модели пункта приема электронного мусора в Blender.

На рис. 2. представлена схема «Шаг развитие» по которой осуществлялась проектная деятельности.

Схема деятельности «Шаг развитие»

Рис. 2. Схема деятельности «Шаг развитие»

Диагностика на выявление уровня субъектности О. И. Глазуновой показала:

— Процессу профессионального самоопределения в проектной деятельности способствует осознанно занимаемая позиция.

— У большинства первокурсников СПО наблюдалось социально- статусное самоопределение (95 %) в проектной деятельности, у 3,5 %- учебно-профессиональное самоопределение, 1,5 % -гражданское.

— Изменение функциональной позиции студентов для достижения целей проекта положительно влияет на профессиональное самоопределение.

Диагностика участников исследования показала, что, включившись в работу над собственно выдвинутым проектным замыслов у некоторых студентов увеличился показатель субъектности профессионального выбора, появилось понимание дальнейшего развития в профессиональной области. У большинства были выявлены следующие показатели субъектности:

  1. Студент осознанно действует в интересах своего будущего в своей ежедневной учебе и деятельности.
  2. У студента есть интерес, который он развивает.
  3. Отношение к проекту, как способу преобразования реальности.
  4. Студент осознает, в какой позиции может внести свой вклад в работу команды.
  5. Студент осознает преимущества командной работ.
  6. У студента есть образец для подражания, на кого он хотел бы быть похожим в своей будущей профессии.
  7. Студент осваивает опыт образца для подражания, на кого он хотел бы быть похож в своей будущей профессии.
  8. Студент в своей будущей профессиональной деятельности нацелен на работу с актуальными вызовами, стоящими перед обществом.

Заключение

В проектной деятельности возможно создание условий для повышения уровня субъектности и первичного процесса профессионального самоопределения, поскольку проблемы носят реальный социально значимый контекст. Необходимым условием является принятие нормы проектной деятельности по схеме «Шаг развития».

Литература:

  1. Кружки 2.0. Научно-технические кружки в экосистеме практик будущего. Инструкция по сборке / Авторы-составители А. Федосеев, А. Андрюшков, Ю. Молодых, М. Рачинская, А. Коноваленко. — М.: Ассоциация кружков Москвы, 2018. — 84 с https://kruzhok.org/storage/app/media/nauchno-tekhnologicheskiekruzhki-v-ekosisteme-praktik-budushchego.pdf
  2. Глазунова О. И., Громыко Ю. В. О двух подходах к диагностике взаимодействий в совместной работе: от оценки взаимодействий в мониторинговых исследованиях PISA к деятельностному анализу сотрудничества в проектных командах // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 5. C. 58–70. doi: 10.17759/pse.2019240506
  3. Базовая модель компетенций наставника проектного обучения (электронный ресурс: Базовая модель компетенций наставника проектного обучения (sk.ru))
  4. Давыдов В. В. Лекции по общей психологии // Сайт Владимира
  5. Федосеев А. И. О понятии проектного обучения. Проектное обучение: практики внедрения в университетах / А. И. Федосеев, А. А.Андрюшков.
  6. Громыко Ю. В., Рубцов В. В., Марголис А. А. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 57–67.
  7. Ценностно-моральные и когнитивные факторы становления субъекта профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте: монография / Н. С. Пряжников, С. В. Молчанов, О. Б. Чеснокова [и др.];. — 268, [3] с.: ил., табл.; 22 см.; ISBN 978–5-19–011686–1: 300 экз.