К вопросу изучения эмоционального и социального интеллекта у младших школьников с нарушениями письменной речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мосина, Э. Г. К вопросу изучения эмоционального и социального интеллекта у младших школьников с нарушениями письменной речи / Э. Г. Мосина, О. Г. Япарова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/514/18454/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье автор рассматривает проблему развития эмоционального и социального интеллекта у младших школьников с нарушениями письменной речи.

Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, эмоциональный и социальный интеллект, нарушения письменной речи.

В настоящее время важнейшей задачей нашего государства является обеспечение благоприятных условий для формирования активной, творческой, разносторонней личности ребенка, а совершенствование интеллектуального потенциала молодого поколения особенно важно в условиях современного развития общества. В связи с вышесказанным, является актуальной проблема интеллектуального развития младших школьников, и особая роль отводится развитию эмоционального и социального интеллекта на данном возрастном этапе, поскольку именно в этот период идет активное развитие всех сторон личности ребенка.

Особую важность в эффективности обучения имеет развитие у младших школьников эмоционального и социального интеллекта. Хорошо развитый эмоциональный интеллект помогает школьникам лучше учиться и выстраивать надежные отношения со сверстниками и учителями, владеет саморегуляцией, легко перемещает свое внимание. Развитие социального интеллекта необходимо младшему школьнику для эффективного межличностного взаимодействия с окружающими и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект развивает познавательные процессы, которые связаны с отображением человека как партнера по общению и деятельности.

Анализ литературы показывает, что изучением проблемы развития эмоционального и социального интеллекта занимались многие зарубежные Р. Торндайк, Дж. Гилфорд, Р. Липер, Р. Лазрус, Л. Шпитц, К. Шерер,Г. Айзенк, У. Гурей, Ф. Данеш, А. Ортони, А. Коллинз, Р. Стенберг, Х. Гарднер, Р. Бар-Он, Дж. Майер, П. Сэловей и Д. Гоулман.

В отечественной литературе проблему эмоционального и социального интеллекта рассматривали следующие ученые: С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, O. K. Тихомирова, Г. Г. Гарсковой, Е. П. Ильина, М. А. Манойловой, Д. В. Люсина, Д. В Ушакова, Е. Л. Яковлевой, О. О. Марютиной, Ю. Н. Емельянова, А. С. Степановой, А. Л. Южаниновой, А. И. Савенкова, А. С. Петровской, И. Н. Андреевой. Данные ученые подчеркивают, что «развивать эмоциональный и социальный интеллект нужно уже в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте у детей активно развиваются все стороны личности, происходит совершентствоание их самосознания, возможности к рефлексии и умению учитывать чувства и потребности других людей» [1, с. 118].

Над механизмами развития письменной речи в норме и патологии занимались такие авторы, как: А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, М. Е. Хватцев, Т. Г. Визель, Е. Д. Хомская, Л. Г. Парамонова, Т. Г. Егоров, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, И. Н. Садовникова, Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина, Р. И. Лалаева и другие.

Р. И. Лалаева [3], говоря об этиологии нарушения письменной речи, указывает «на роль эндогенных факторов».

И. Н. Садовникова [4] в своей работе «Дисграфия, дислексия: технология преодоления» указывает на значимость социальных причин: отсутствие положительной мотивации обучения, педагогическая запущенность, недостаточное внимание со стороны взрослых к развитию речи ребенка.

А. Н. Корнев в своем исследовании говорил «о важности экзогенных причин, указывая на взаимодействие целого комплекса этиологических факторов». Так сравнительно поздно воздействующие патогенные факторы, могут вызывать, по мнению автора, патологические изменения только при наличии внутренних условий и социальных предпосылок [2].

Исследования А. В. Щукина показывают, что «особенности детей с нарушениями письменной речи, проявляются в незрелости поведенческой саморегуляции, тенденции к непослушанию, неадекватной самооценке, в снижении функции обобщения на вербальном и невербальном уровне, в недостаточной сформированности зрительно-пространственных отношений» [5].

А. В. Ястребова указывает, что «дети с нарушениями письменной речи проявляют неуверенность в себе, низкую речевую активность и это влияет на их самооценку, взаимоотношения с социумом» [6, с. 82].

Следовательно, возникает необходимость исследования взаимосвязи нарушения эмоционального и социального интеллекта и нарушений письменной речи у младших школьников.

Литература:

  1. Данилова М. А. Эмоциональная сфера и социальный интеллект детей / М. А. Данилова. — М., 2014. — 288 с.
  2. Корнев, А. Н. Нарушение чтения и письма у детей [Текст] / А. Н. Корнев. — СПб.: Речь, 2003–330с.
  3. Лалаева, Р. И., Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. — СПб.: Союз, 2001. — 224с.
  4. Садовникова, И. Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления / И. Н. Садовникова. — М.: ПАРАДИГМА, 2011. — 279с.
  5. Щукин А. В. Интеллектуально-личностные особенности детей с дисграфией в младшем школьном возрасте: автореферат дис.... кандидата психологических наук: 19.00.13 / С.-Петерб. гос. ун-т. — Санкт-Петербург, 2006. — 26 с.
  6. Ястребова А. В. Учителю о детях с недостатками речи / А. В. Ястребова. — М., 2016. — 176 с.

Ключевые слова

дети младшего школьного возраста, нарушения письменной речи, эмоциональный и социальный интеллект