Проектирование уроков английского языка с использованием зарубежных СМИ для развития межкультурной компетенции | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иванова, Е. М. Проектирование уроков английского языка с использованием зарубежных СМИ для развития межкультурной компетенции / Е. М. Иванова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 73-79. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/514/18452/ (дата обращения: 03.05.2024).



Данная статья освещает вопрос проектирования уроков английского языка с использованием зарубежных средств массовой информации с целью развития межкультурной компетенции учащихся.

Ключевые слова: уроки английского языка, зарубежные средства массовой информации, межкультурная компетенция, интеграция ресурсов, проектирование уроков.

В современной образовательной среде в обучении английскому языку огромную роль играет развитие навыков межкультурной коммуникации. Здесь появляется понятие межкультурной компетенции, которую определяют как способность эффективного взаимодействия и общения с представителями других культур на основе понимания и уважения к их ценностям, традициям, обычаям и образу жизни [1]. В контексте обучения английскому языку, межкультурная компетенция включает в себя не только знание языка, но и умение адаптироваться к культурным особенностям и контекстам общения с носителями языка, что помогает обучающимся успешно взаимодействовать в многонациональной и межкультурной среде, развивать личностные качества и формировать глобальную культуру взаимопонимания и уважения.

Проектирование уроков английского языка с целью развития межкультурной компетенции имеют свои требования, которые обусловлены необходимостью подготовки обучающихся к эффективному взаимодействию в глобальном обществе. Одним из ключевых аспектов является интеграция культурных аспектов, таких как традиции, обычаи, история и ценности. Выбор учебных материалов должен быть основан на учёте культурной разнообразности и отражении различных точек зрения и традиций. Данным требованиям соответствуют средства массовой информации, такие как TED Talks, BBC Learning English и Learn English British Council, которые помогают обучающимся погрузиться в культурную среду. Также важно применение интерактивных заданий для активного взаимодействия с материалами и развития навыков коммуникации. Уроки, направленные на развитие культурной осведомлённости, должны способствовать адаптации к культурным различиям и уважению к иным традициям и мнениям. Навыки межкультурной коммуникации, такие как уточнение и активное слушание, являются важными аспектами обучения. Оценка и обратная связь помогают корректировать и развивать межкультурные навыки. Эти аспекты способствуют эффективному развитию межкультурной осведомлённости на уроках английского языка.

В контексте обучения английскому языку и развитии межкультурной компетенции англоязычные средства массовой информации играют ключевую роль. В данной статье рассмотрены три ведущих зарубежных СМИ, применяемых в обучении — TED Talks, BBC Learning English и Learn English British Council, и их образовательный потенциал.

Онлайн-платформа TED Talks представляет короткие выступления, где специалисты и мыслители со всего мира делятся своими идеями и опытом. Ресурс полезен тем, что здесь содержатся материалы на различные темы, такие как наука, технологии, искусство, образование и культура [2]. TED Talks предлагает широкий выбор видеоматериалов с субтитрами на разных языках, что способствует развитию навыков восприятия и понимания английского языка на аутентичном уровне.

Специализированный раздел Британской службы новостей BBC Learning English предоставляет образовательные аутентичные материалы для изучения английского языка. Здесь находятся аудио и видеоматериалы, статьи, упражнения и игры на различные темы. Миссией ресурса является помощь в улучшении базовых языковых навыков, а также погружение в культурную среду англоязычных стран.

Онлайн-платформа Learn English British Council, созданная Британским советом, предлагает разнообразные обучающие материалы для изучения английского языка, среди которых можно найти аудио и видеозаписи, статьи, упражнения, игры, тесты и уроки на различные темы и уровни сложности [3]. Этот ресурс способствует развитию навыков общения, восприятия и понимания английского языка, а также знакомит с культурой и обычаями англоговорящих стран.

Данные англоязычные СМИ предоставляют ценные образовательные ресурсы, которые помогают учащимся развивать языковые навыки, погружаться в культурную среду и повышать межкультурную осведомлённость. Интеграция этих ресурсов в учебный процесс способствует обогащению процесса обучения языку и делает его более интересным, а также развивает глобальный взгляд и межкультурное понимание обучающихся.

Выбор подходящих материалов из зарубежных средств массовой информации с целью развития межкультурной компетенции представляет собой ключевой аспект в процессе обучения английскому языку, поскольку правильный подход при выборе материалов помогает создать эффективную образовательную среду, что способствует более глубокому пониманию культуры и языка, а также развивает навыки межкультурного взаимодействия у учащихся. Таким образом, существуют определённые критерии, такие как:

  1. Определение целей и задач урока, то есть, чёткое понимание того, какие аспекты межкультурной компетенции требуется развивать: понимание иностранной культуры, развитие толерантности к различиям, улучшение навыков межкультурного общения и т. д.
  2. Соответствие либо адаптация материалов уровню языковой подготовки обучающихся, то есть, необходимо учитывать языковой уровень и возможность воспринимать информацию учащимися.
  3. Материалы должны быть актуальными и интересными для обучающихся. Они могут быть связаны с выбором тем, которые близки и привлекательны для аудитории, а также использованием разнообразных форматов: видеоролики, аудиозаписи, статьи и т. д.
  4. Материалы должны отражать не только языковую сторону культуры, но и содержать межкультурный контекст. Данный аспект позволит обучающимся получить более полное представление о жизни, традициях и ценностях других стран.
  5. Возможность интерактивной работы, которую предоставляют материалы из зарубежных СМИ, например, обсуждения, обмен мнениями, выполнение заданий и упражнений, что способствует активной работе учащихся и более глубокому усвоению информации.

Важным этапом при проектировании урока с использованием англоязычных СМИ является структурирование урока, с чётко определёнными целями, задачами, методами и формами работы.

Урок, включающий задания с применением зарубежных СМИ, имеет своей целью развитие межкультурной компетенции учащихся. Это означает, что урок направлен на понимание и уважение культурных различий, развитие навыков межкультурного общения и адаптацию к новым культурным средам.

При достижении данной цели ставится ряд задач, основной из которых является выбор подходящих материалов англоязычных СМИ, которые соответствуют требованиям и отражают разнообразие культурных аспектов и социокультурных ситуаций. Это могут быть видеоролики, аудиозаписи, статьи или интерактивные задания, способствующие пониманию и освоению целевых аспектов.

Огромную роль на уроке имеет использование разнообразных методов и форм работы с материалами. Наиболее эффективными являются интерактивные задания, так как, обсуждение в группах, анализ кейсов, ролевые игры, дискуссии или создание проектов. Такое разнообразие методов помогает учащимся ощутить культурные различия на практике и развить навыки межкультурного взаимодействия.

Организация и поощрение обратной связи на уроке, также имеет большую важность. Впечатления и выводы, которыми делятся обучающиеся позволяют учителю оценить эффективность урока и внести коррективы в дальнейшее обучение.

Центральной задачей при проектировании данного урока, является разработка учебных материалов на основе зарубежных средств массовой информации.

Первый этап разработки таких материалов — анализ аудитории. Здесь необходимо учитывать возраст и уровень подготовки учащихся, их интересы и потребности в изучении языка и межкультурной компетенции.

Далее следует этап выбора зарубежных СМИ для использования на уроке. Здесь важно определить тему, которая будет соответствовать учебной программе и эффективно развивать межкультурную компетенцию. Например, темы о культурных особенностях стран англоязычного мира, традициях и праздниках, музыке и искусстве разных культур.

Следующий этап — разработка учебных заданий на основе выбранных материалов. Здесь все зависит от конкретных задач урока, это могут быть разнообразные задания на развитие основных языковых навыков, анализ и обсуждение материалов, ролевые игры, презентации и другие формы активной работы. Важно также включать в учебный процесс интерактивные упражнения, которые могут быть представлены в виде кроссвордов, квизов, игр, заданий на составление диалогов и т. д. Поскольку задания, направленные на активное участие в уроке, способствуют лучшему усвоению материала.

Не менее важен и культурный контекст, поэтому на уроке нужно учитывать традиции, обычаи, праздники, искусство и другие аспекты культуры стран, изучаемых на уроке. Это поможет учащимся лучше понять и оценить различия и сходства между культурами.

Далее следует этап разработки оценочных критериев для учебных заданий, которые помогут учащимся понять ожидаемый уровень выполнения заданий и получить обратную связь по своим достижениям.

Таким образом, эффективное структурирование и разработка учебных материалов на основе зарубежных СМИ помогает создать интересные, актуальные и практически ориентированные уроки английского языка, которые способствуют развитию межкультурной осведомлённости обучающихся. Каждый этап — от выбора материалов до разработки заданий и оценочных критериев — играет ключевую роль в обеспечении качественного образования и развития межкультурной грамотности учащихся.

Пример урока с использованием материалов Learn English British Council и интерактивных заданий для развития межкультурной компетенции.

Урок «Weird Things British People Do», построенный на использовании видеоматериала и заданий с сайта LearnE nglish British Council направленный на развитие межкультурной компетенции и представляет собой возможность для учащихся 10 класса погрузиться в атмосферу культурных различий и уникальных привычек быта британцев. Данный урок не только способствует расширению словарного запаса и практике языковых навыков, но и развивает умение анализировать и понимать культурные особенности других стран.

Первый этап урока — введение, где объявляется тема и совместно с учениками ставится цель урока. Учащиеся знакомятся с понятием «Weird Things British People Do» и выявляют, с какими именно аспектами культуры они познакомятся. Для лучшего понимания культурного контекста и знакомства с новой лексикой выполняется задание Vocabulary Matching, где ученики сопоставляют дефиниции с определениями. Затем следует просмотр короткого видеоролика с сайта Learn English British Council, где представлены необычные привычки британцев. Во время просмотра ученики активно обсуждают содержание видео и делают выводы о культурных особенностях, представленных в видеоматериале.

Следующим шагом для закрепления просмотренного материала является игра Kahoot, созданная на основе просмотренного видео. Данное задание позволяет учащимся повторить и лучше запомнить привычки и особенности британцев, а также сделать урок более вовлекающим.

Далее происходит разделение класса на группы для группового обсуждения необычных привычек. Здесь ученики получают список привычек британцев, которые были озвучены в видео. Задача учеников проанализировать и высказать своё мнение, странные это привычки или нет. Это способствует развитию коммуникативных навыков и умению работать в коллективе.

Важным заданием при развитии культурной осведомлённости является культурное сравнение. Обучающиеся определяют и описывают одну необычную или уникальную привычку из своей культуры, а затем сравнивают её с привычками, которые были упомянуты в видео. Данное задание призвано выявить сходства и различия между собственной культурой и культурой других стран. Ученики извлекают уроки о важности понимания и уважения культурных особенностей различных обществ для успешной коммуникации и развития межкультурной компетенции.

В заключение урока проводится обобщение полученных знаний и рефлексия. Здесь обучающиеся делятся своими мыслями о прошедшем уроке, выражают свои впечатления и делают выводы. Этот урок стимулирует учащихся к осознанному и уважительному отношению к различиям в культуре и обогащает их культурный опыт, что важно для формирования вторичной языковой личности.

Анализ результатов и эффективности применения зарубежных СМИ при обучении английскому языку на основе проведённого урока «Weird Things British People Do» позволяет выявить несколько позитивных аспектов и преимуществ использования таких материалов в образовательном процессе.

Во-первых, использование видеоматериала с сайта Learn English British Council обогатило учебный процесс и сделал урок более интересным и доступным для учащихся. Видео помогло визуализировать культурные особенности британцев и позволило учащимся лучше понять контекст, в котором происходят обсуждаемые явления.

Во-вторых, использование групповой работы и интерактивных заданий на основе материалов с Learn English British Council и Kahoot способствовало развитию коммуникативных навыков учащихся. Групповые обсуждения, анализ привычек и выполнение заданий на английском языке стимулировали учащихся к активной коммуникации, сотрудничеству и обмену мнениями.

Кроме того, урок позволил выявить различия в культурных привычках и традициях, что способствует развитию межкультурной грамотности обучающихся. Они смогли сравнить культурные особенности британцев с теми, которые привычны им, и сделать выводы о важности понимания и уважения культурных различий.

Таким образом, проведённый анализ демонстрирует, что использование зарубежных СМИ на уроках английского языка является эффективным инструментом для развития межкультурной компетенции учащихся. Это способствует их глубокому пониманию других культур, развитию языковых навыков и умению вести коммуникацию в многонациональной среде.

Литература:

  1. Сорокин Д. О. Структура межкультурной компетенции обучающихся // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 3. С. 664–676.
  2. Девдариани Н. В., Рубцова Е. В. Обзор онлайн-ресурсов ted talks и youtube с позиции их методического потенциала в обучении иностранному языку // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. № 4. С. 50–52.
  3. Балан Т. Исследуем сайт British Council // skyteach.ru: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://skyteach.ru/lifestyle/issleduem-sajt-british-council-vmeste/ (дата обращения: 25.03.2024).

Ключевые слова

межкультурная компетенция, уроки английского языка, зарубежные средства массовой информации, интеграция ресурсов, проектирование уроков