Влияние изменений в международных налоговых соглашениях на российский бизнес | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Акжигитова, А. Р. Влияние изменений в международных налоговых соглашениях на российский бизнес / А. Р. Акжигитова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 26-30. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/514/18443/ (дата обращения: 05.05.2024).



В данной статье рассмотрены основные перспективы развития международных налоговых отношений. Проанализированы изменения в налоговых соглашениях с недружественными странами, а также их последствия. Выявлены новые направления для развития российского бизнеса.

Ключевые слова: соглашение об избежание двойного налогообложения (СОИДН), офшорные зоны, налоговая нагрузка.

This article discusses the main prospects for the development of international tax relations. The changes in tax relations with unfriendly countries, as well as their consequences, are analyzed. New directions for the development of Russian business have been identified.

Keywords: agreement on the avoidance of double taxation (DTT), offshore zones, tax burden.

Международные отношения занимают особое место в системе налогообложения и имеют решающее значение в развитии сотрудничества между государствами и разрешения конфликтных ситуаций. Международные налоговые отношения вызывают целый спектр проблем, включая двойное налогообложение, уклонение от уплаты налогов, трансфертное ценообразование, налоговые соглашения и обмен налоговой информацией.

На сегодняшний день более 80 стран заключили с Россией соглашения об избежании двойного налогообложения (СОИДН). Однако в связи с введением санкций и в соответствие с Указом Президента № 585 с 08.08.2023 г. действие некоторых из них было приостановлено (39 из входящих в перечень недружественных стран). Такое решение говорит о прекращении действия статей соглашений, предусматривающих пониженные ставки по налогу на источник. Более подробные изменения приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ налоговой нагрузки до и после приостановления соглашения СОИДН

Наименование

До постановления соглашения СОИДН

После приостановления СОИДН

Налог на доход с процентов

Налог на доход составлял 0 %, 5 % или 10 %.

Ставка составляет 20 % для налогового резидента недружественной страны.

Дивиденды

Доход облагался по сниженным ставкам. Удержание осуществлялось по ставке 5 %, 10 % или 12 %.

Доход будет облагаться по общим ставкам в размере 15 %, если выплачивает российская компания, а получателем является налоговый резидент недружественной страны.

Проценты по облигациям

Проценты и купоны по облигациям не подлежали налогообложению.

Налог для физических лиц — нерезидентов будет составлять — 30 %, а для юридических лиц — 20 %.

Доход от работы по найму

Ставка налога составляет 13–15 % для работников зарубежом.

Возможно денонсирование, что приведет к уплате налога и зарубежом и в России.

Доход от авторских прав

Ставка налога не превышала 5–10 %.

Налог для физических лиц — нерезидентов будет составлять — 30 %, а для юридических лиц — 20 %.

На основе полученных данных можно сказать, что после отмены части соглашений прогнозируется рост налоговой нагрузки на компании, которые работают на международном рынке со странами из списка. Налоговая нагрузка значительно повлияет на иностранных инвесторов в российскую экономику. На данный момент приостановление соглашения носит односторонний характер и неизвестно как отреагируют другие страны. Поэтому по какой ставке будут удерживать налог на дивиденды, выплачиваемы резидентам РФ остается под вопросом. Однако при полной денонсации соглашения, например, со стороны США есть вероятность, что налог в США будет составлять 30 % и в России 13 %, то есть налог, удержанный в США, не сможет учитываться и в России.

Для повышения инвестиционного климата Россия рассматривает СОИДН с дружественными странами такими как Турция, ОАЭ, Оман и Малайзия. Это обусловлено ростом торгового оборота и продвижением интересов российского бизнеса в данных странах. Например, торговый оборот в Малайзии вырос на 11 % по сравнению с 2022 г. и составил около 3,11 млрд. долларов. В данных странах наблюдается снижение налоговой нагрузки за счет внесения изменений в СОИДН. На данный момент в Малайзии налог на дивиденды составляет 15 % и 10 % для владельцев 25 % доли капитала компании, отсутствие налога на дивиденды госкомпаний. Соглашение с Оманом закрепляет ставку налога на доходы с дивидендов — 15 %, проценты на роялти — 10 % и льготы для госкомпаний.

Также следует отметить пополнение офшорных зон в приказе Минфина России от 05.07.2023 г. № 86н. Новый список офшорных зон приводит к следующим ограничениям:

  1. При владении долей или акциями компании более 5 лет невозможно налогообложение дивидендов по ставке 0 % при осуществлении их продажи;
  2. Приостановление льгот по налогу на прибыль. При безвозмездной передаче активов или имущественных прав в адрес российского участника невозможно применять освобождение от налогообложения;
  3. Изменение правил трансфертного ценообразования. Характеризуется тем, что если годовой оборот с контрагентами составляет больше 120 млн. р., то российская компания обязана доказывать рыночность цен.

Несмотря на значительные изменения в международном налогообложении некоторые положения соглашения остаются неизменными:

  1. Устранение двойного налогообложения

Нормы формально продолжают действовать для российских граждан, уплаченных налог в недружественных странах в прежнем порядке, но для иностранных резидентов, получающих доход из России, не предоставляются гарантий, что иностранное государство примет к учету их суммы уплаченной по НК РФ.

  1. Взаимосогласительная процедура

Положение разрешает консультацию налоговых органов определенных стран если они претендуют на удержание одного и того же налога. Но данный процесс затруднен, так как Великобритания, Швейцария, Канада и США заявляли о приостановлении обмена информацией еще до приостановления СОИДН.

  1. Обмен информацией

Данное положение означает, что несмотря на новый перечень офшорных зон, который вырос с 40 до 91 государств обмен информацией с недружественными странами продолжает осуществляться, но без уточнения таких стран. Однако из прежнего перечня исключены такие государства как США, Украина, Швейцария и Каймановы Острова. В тоже время включены новые государства: Мальдивы, Казахстан и Оман.

В заключении хотелось бы отметить, что международные налоговые отношения оказывают значительное воздействие на российский бизнес, влияя на их стратегические управленческие решения, финансовые показатели и практику управления рисками. Так приостановление СОИДН с недружественными странами приведет к значительным изменениям в вопросе двойного налогообложения и обеспечении налоговой нагрузки, но, с другой стороны, предоставляет новые возможности развития идей российского бизнеса. Также необходимо отметить, что очень важно знать изменения налоговых режимов, чтобы успешно ориентироваться в сфере бизнеса.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.11.2023 № 539-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
  2. Указ Президента РФ от 08.08.2023 № 585 «О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения».
  3. Распоряжение Правительства РФ от 5 марта 2022 г. № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих в отношении РФ, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия».
  4. Приказ Минфина России от 5 июня 2023 г. № 86н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)».

Ключевые слова

налоговая нагрузка, офшорные зоны, соглашение об избежание двойного налогообложения (СОИДН)