Музыкально-слушательская культура: понятие, задачи, условия формирования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мигурская, П. Е. Музыкально-слушательская культура: понятие, задачи, условия формирования / П. Е. Мигурская. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/514/18442/ (дата обращения: 04.05.2024).



Данная статья посвящена феномену музыкально-слушательской культуры: рассматриваются его вариативные толкования, задачи и условия эффективного формирования.

Кроме этого, обращается внимание на специфику концепции музыкального воспитания учащихся общеобразовательных школ, созданную Д. Б. Кабалевским, и ориентированную, прежде всего, на воспитание слушателей.

Ключевые слова: музыкально-слушательская культура, учащиеся, Д. Б. Кабалевский, урок музыки.

Музыка играет значимую роль в процессе формированиядуховного склада личности, ее нравственно-эстетической компоненты; она «развивает способность понимать людей, сопереживать и сочувствовать им» [5, с. 5].

Вместе с тем, в области музыкального воспитания учащихся слушательская культура является основополагающей, поскольку способствует становлению музыкальных способностей индивида.

Данный феномен привлек внимание как исследователей минувшего столетия, так и настоящего времени: Б. Л. Яворского, Б. В. Асафьева, Д. Б. Кабалевского, А. А. Пиличяускаса, Т. И. Бессоновой, Н. С. Ломакиной и других.

Однако и по сей день, дефиниция рассматриваемого концептапродолжает оставаться дискуссионной. Вариативность подходов к толкованию термина «слушательская культура» представлена в таблице 1.

Таблица 1

Исследователь

Определение понятия «слушательская культура»

Компоненты понятия «слушательская культура»

Д. Б. Кабалевский

Понимание музыки как отражение действительности в образной форме.

Жанровая основа, интонация, музыкальный образ, стиль, музыкальная драматургия.

А. А. Пиличяускас

Идеально-комплексная модель познания музыки. Её объектом выступают эмоциогенные интонации слушаемого произведения.

Музыкальный образ;

эстетически-нравственный фон;

художественный образ.

Т. И. Бессонова

Индивидуально-личностное свойство, представляющее собой систему с иерархическим соподчинением элементов структуры.

Музыкальный слух; чувство ритма; музыкальная память; творческое воображение; чувство целого; эмоциональность.

Н. С. Ломакина

Интегративное многоуровневое качество личности, которое проявляется в способности к духовному обогащению посредством воспринимаемой и исполняемой музыки в учебной и досуговой деятельности.

Мотивационный, эмоциональный, познавательно-интеллектуальный, оценочный, деятельностный.

Помимо прочего, внимание исследователей концентрируется как на определении тех задач , которые актуализируются в процессе становления музыкально-слушательской культуры у обучающихся, так и на выявлении условий, способствующих ее более эффективному формированию. Авторские решения данных вопросов зафиксированы в таблице 2.

Таблица 2

Исследователь

Задачи формирования слушательской культуры

Условия формирования

слушательской культуры

Д. Б. Кабалевский

Научить учащихся понимать взаимосвязи музыки и жизни, музыки с другими видами искусств.

Музыка становится доступной, если слушатели эмоционально подготовлены к ее восприятию.

А. А. Пиличяускас

Помочь учащимся раскрыть художественную ценность и социальную значимость академической музыки.

Наличие у слушателя соответствующего интонационного словаря, понимаемого как фонд, запас, богатство музыкальных созвучий.

Т. И. Бессонова

Способствовать духовному развитию личности.

Формирование слушательской культуры успешно протекает при приобщении к музыкальному искусству, которое происходит в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Н. С. Ломакина

Становление таких фундаментальных личностных качеств, как эмоционально-ценностное отношение к искусству и явлениям жизни, умение слушать и понимать других, собственное «видение вещей», радость творческого поиска, оценочность и критичность восприятия культурных феноменов, эстетическая и нравственная диспозиции.

Включение в содержание музыкального обучения следующих компонентов: знания о значительном духовно-смысловом потенциале музыкального искусства как формы художественного познания жизни и окружающего мира; освоение способов постижения смысла музыкальных произведений; широкое привлечение в качестве художественного материала разнообразных музыкальных примеров ; осуществление комплекса обогащающих друг друга методов; коммуникативных, креативных и эвристических форм; специальных средств обучения.

Следует обратить внимание на особый вклад в дело становления музыкальногообразования известного музыканта, педагога, композитора, общественного деятеля Д. Б. Кабалевского.

Созданная им концепция музыкального воспитания адресована, прежде всего, общеобразовательной структуре и направлена на включенность «всех детей как слушателей в музыкальную культуру вообще» [2, с. 3] и воздействие таким образом на «весь духовный миручащихся » [2, с. 17].

Помимо этого, отныне меняется и содержание самих уроков музыки: они направлены не просто на музыкальное развитие, но «на более глубокое развитие музыкальной культуры» [2, с. 3], эволюцию личности посредством музыки. Утверждается и иная форма организации урока: беседа о музыке теперь не есть его компонента, но «норма ведения». Значимым становится «осмысленное, выразительное исполнение музыки, а истолкование музыки должно быть приближающим ее к слушателю» [2, с. 27].

Итак, феномен музыкально-слушательской культуры обращает на себя внимание еще исследователей прошлого века, однако и по настоящее время определение его понятия, задач, условий формирования остается дискуссионным вопросом.

Литература:

  1. Бессонова, Т. И. Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента: На примере классической музыки: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. И. Бессонова. — Липецк, 2002. — 23 с.
  2. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М.: Советский композитор, 1977. — 252 с.
  3. Ломакина, Н. С. Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Н. С. Ломакина. — Москва, 2006. — 22 с.
  4. Пиличяускас, А. А. Познание музыки как воспитательная проблема: науч.-метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету «Музыка» / А. А. Пиличяускас; Рец.:Э. Б. Абдуллин, Н. В. Осьмина.–М.: МИРОС, 1992.–40с.
  5. Сергеева, И. П. Корректировка процесса формирования музыкальной культуры будущего учителя начальных классов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / И. П. Сергеева. — Ставрополь, 2004. — 24 с.

Ключевые слова

учащиеся, урок музыки, музыкально-слушательская культура, Д. Б. Кабалевский