Типология интервью | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 28. Филология и лингвистика

Опубликовано в

LXXVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2024)

Дата публикации: 24.03.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Алтынбаева, А. О. Типология интервью / А. О. Алтынбаева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 93-96. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/512/18414/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматриваются виды интервью и их классификационные особенности. Проанализировано жанровое разнообразие интервью согласно положению А . А . Тертычного, М. Н. Ким, М. М. Лукиной, З. С. Смелковой и обобщены типологические признаки по общим параметрам. Особое внимание уделено специфике интервью на платформе YouTube.

Ключевые слова: интервью, типология, YouTube-каналы.

Активное развитие жанра интервью способствовало появлению новых его видов и форматов. На сегодняшний день в журналистской практике существуют разные типологии интервью. Расхождение мнений авторов в классификации связано с бинарностью самого понятия интервью: интервью как метод получения информации и как жанр СМИ. А. А. Тертычный под журналистскими жанрами понимает «устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками» [4]. Такие признаки А. А. Тертычный называет «жанрообразующими факторами» и выделяет в качестве основных факторов предмет отображения, целевую установку (функцию) отображения и метод отображения [4]. Данную характеристику в качестве основы классификации видов интервью также использует М. Н. Ким [1]. В рамках жанра интервью подробнее рассмотрим первые два из перечисленных признаков, наиболее подходящих для настоящего исследования.

Согласно структурированию А. А. Тертычного предметом отображения могут быть событие, процесс, ситуация, личность, в результате которых появляются событийное, оперативное, ситуационное и портретное (личностное) интервью. В соответствии с целевой установкой отображения выпуск может быть сосредоточен на описании предмета, выявлении причинно-следственных связей, оценке предмета отображения, прогнозе развития предмета отображения и формулировании программы действий, итогом которых станет информационное или аналитическое интервью [4]. По утверждению А. А. Тертычного, автор информационного выпуска «ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать. <…> Однако в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и пр., то в результате может появиться аналитический материал» [4].

Таким образом, исходя из положения А. А. Тертычного, можно сделать вывод, что интервью имеет специфические черты всех вышеперечисленных содержательно-формальных признаков. Как замечает М. Н. Ким, «жанровое разнообразие интервью определяется не по какому-нибудь одному признаку, а во всей их совокупности» [1, с. 290]. З. С. Смелкова также отмечает, что типологическая классификация интервью является условной, «сложность определения состоит в том, что при наличии четких родовых признаков диалогического информационного жанра проявление дополнительных признаков его разновидностей представляется достаточно произвольным, «пересекаются» между собою и основания для возможной типологии» [3].

В зависимости от целей интервью М. М. Лукина выделяет следующие виды: информационное, оперативное, блиц-опрос, интервью-расследование, интервью-портрет (персональное интервью), креативное интервью [2].

Информационное интервью считается самым распространенным видом, направленным на получение информации для новостей. Его характерной чертой является динамичный темп. Стержневыми вопросами информационного интервью являются: что? где? когда? почему?

Оперативное интервью вытекает из информационного и используется в тех случаях, когда в силу ограничения временных рамок информацию необходимо передать в максимально сжатом варианте.

Блиц-опрос, как правило, применяется для получения ответа на один и тот же вопрос у нескольких лиц.

Интервью-расследование, как утверждает М. Лукина, проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы [2]. Респондентами в интервью-расследовании может быть несколько лиц.

Интервью-портрет (персональное интервью) сосредоточено на интересе к той или иной личности, и главной отличительной чертой данного вида, по мнению М. Н. Ким, является его биографическая основа. Так, М. Н. Ким рассматривает такие разновидности, как событийное, биографическое, политическое, юбилейное портретное интервью [1, с. 297]. Целью портретного интервью является раскрытие личности интервьюируемого, на котором и сфокусировано само интервью. Респондентом в портретном интервью может быть человек прославившийся, известный большой публике или имеющий небольшую популярность, но выделяющийся своими профессионализмом, яркостью и неординарностью.

М. Лукина также разграничивает виды интервью по форме организации: пресс-конференция, выход к прессе, брифинги, «круглый стол», интервью по телефону, интервью с помощью разных служб Интернета [2].

Считая за основу моделирования интервью цель беседы и личность собеседника, З. С. Смелкова выделяет социально-психологический портрет личности и выявление точки зрения авторитетного лица на злободневную проблему. З. С. Смелкова также упоминает признак количества участников беседы (коллективное интервью, пресс-конференция, блиц-интервью) и авторскую форму организации материала (интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-зарисовка, интервью-мнение) [3].

Представленные выше классификации во многом являются схожими между собой. Обобщить классификационные признаки можно по следующим параметрам:

— по каналам передачи определяются интервью для печати (газет, журналов), радиоинтервью, телевизионное интервью и интервью для интернет-площадки;

— по типу общения выделяются интервью лицом к лицу, через интернет и по телефону.

— по форме организации: пресс-конференция, «круглый стол», брифинги, ток-шоу, беседа;

— по цели проведения интервью: информационное, аналитическое, протокольное, интервью-портрет;

— по форме осуществления коммуникативной задачи: интервью-монолог, информационный опрос, интервью-зарисовка, интервью-анкета.

На современном этапе развития жанра интервью, особенно на платформе YouTube, которая дает бо́льшую свободу в журналистском творчестве, всё больше появляются выпуски, вобравшие в себя специфические особенности нескольких типов интервью. Следовательно, происходит контаминация между общими сущностными признаками. В интервью на видеохостинге YouTube наблюдается скрещивание факультативно-видовых признаков. К примеру, на канале «Надежда Стрелец» гостем может быть деятель искусства, блогер, специалист в какой-либо сфере и т. п., в беседе с которыми затрагиваются общественные проблемы, вопросы профессиональной деятельности, личной жизни и даже душевного состояния героев. Соответственно, подобные интервью могут носить информационный или аналитический характер в сочетании с чертами портретного интервью или интервью-расследования.

Таким образом, интервью, как и все другие жанры СМИ, определяются не по одной характерной черте, а по комплексности всех специфических качеств.

Литература:

  1. Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2011. 400 с.
  2. Лукина М. Технология интервью. М.: Аспект пресс, 2005. 173 с.
  3. Смелкова З. С., Ассуирова Л. В., Савова М. Р., Сальникова О. А. Риторические основы журналистики: Работа над жанрами газеты. М.: Наука. 2003. [Электронный ресурс] // Авторский проект Екатерины Алеевой Evartist.narod.ru. — Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text3/84.htm (дата обращения 22.03.2024).
  4. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. М.: Аспект пресс. 2000. [Электронный ресурс] // Авторский проект Екатерины Алеевой Evartist.narod.ru. — Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text2/01.htm (дата обращения 22.03.2024).

Ключевые слова

типология, интервью, YouTube-каналы