Мониторинг влияния транспортных средств на загрязнение атмосферного воздуха на примере г. Нижнекамска Республики Татарстан
Автор: Гараева Камилла Руслановна
Научный руководитель: Калимуллина Чулпан Флоридовна
Рубрика: 13. Экология
Опубликовано в
LXXVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2024)
Дата публикации: 25.03.2024
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Гараева, К. Р. Мониторинг влияния транспортных средств на загрязнение атмосферного воздуха на примере г. Нижнекамска Республики Татарстан / К. Р. Гараева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 35-39. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/512/18406/ (дата обращения: 02.05.2024).
В исследовании авторами рассматривается вопрос мониторинга загрязнения атмосферного воздуха транспортными средствами и его влияние на окружающую среду.
Ключевые слова: загрязнение, атмосферный воздух, транспортные средства и окружающая среда.
Экологический мониторинг — это система комплексных наблюдений за окружающей средой, ее компонентами и процессами, позволяющая оценить текущее состояние и предсказать изменения в окружающей среде [3].
По оценкам, значительная доля загрязняющих веществ, попадающих в атмосферу, связана с транспортными средствами [2]. В условиях городов, где большинство людей проживает, транспортные средства заполняет городскую среду, создавая зоны повышенной концентрации вредных веществ. Часть этих веществ оседает на поверхности дорог, а часть поднимается в воздух, накапливается в атмосфере и затем оседает с осадками, загрязняя почву и воду. Основной причиной загрязнения воздуха является неполное сгорание топлива, при котором лишь 15 % используется на движение, а оставшиеся 85 % выбрасываются в атмосферу в переработанном виде [1].
В ходе нашего исследования мы использовали методики В. И. Артамонова и А. Л. Яншина для измерения транспортной нагрузки и оценки состояния хвойных деревьев, в частности ели обыкновенной (Pícea ábies) в городе Нижнекамск, с целью определения степени загрязненности атмосферы.
Измерение транспортной нагрузки проводилось путем подсчета автомобилей различных типов и их интенсивности движения в течение 10 минут. Особое внимание уделялось классификации типов автомобилей (грузовые, автобусы и легковые) для более точной оценки, (таблица 1) [1].
Методика индикации чистоты атмосферы при помощи хвои ели обыкновенной (Pícea ábies) включала деление хвои на три категории: неповрежденная хвоя (1 класс), (рис. 2); хвоя с пятнами (2,3 класс), (рис. 1); хвоя с признаками усыхания (4 класс), (рис. 3) [4].
Рис. 1. Хвоинки с пятнами
Рис. 2. Неповрежденные хвоинки
Рис. 3. Хвоинки с усыханием
Участок исследования города Нижнекамск: 1 — Вблизи ТЦ «Сити Молла»; 2 — Парк «имени Габдуллы Тукая»; 3 — Вблизи «Казанского инновационного университета» (КИУ); 4 — Вблизи «Площади Лемаева»; 5 — Вблизи «Красный Ключ», (таблица 2).
Таблица 1
Выявление величины автотранспортной нагрузки
Участок исследования |
Легковой автомобиль |
Грузовой |
Автобус |
Вблизи ТЦ «Сити Молла» |
357 |
8 |
5 |
Парк «имени Габдуллы Тукая» |
246 |
5 |
3 |
Вблизи КИУ |
142 |
2 |
3 |
Вблизи «Площади Лемаева» |
72 |
5 |
6 |
Вблизи «Красный Ключ» |
45 |
0 |
1 |
Таблица 2
Определение состояния хвои ели обыкновенной ( Pícea ábies ) в городе Нижнекамске для оценки загрязненности атмосферы (измеряемые показатели — количество хвоинок)
участок |
Общее число хвои |
Состояние хвои ели |
|||||
Кол-во хвои с пятнами |
% хвои с пятнами |
Кол-во хвои с усыханием |
% хвои с усыханием |
Кол-во целой хвои |
% целой хвои |
||
1 |
300 |
120 |
40 |
41 |
13,7 |
139 |
46,4 |
2 |
300 |
96 |
32 |
37 |
12,4 |
167 |
55,7 |
3 |
300 |
84 |
28 |
26 |
8,6 |
190 |
63,4 |
4 |
300 |
70 |
23,4 |
24 |
8 |
206 |
68,7 |
5 |
300 |
66 |
22 |
21 |
7 |
213 |
71 |
Исследование показало, что участки с повышенной автомобильной активностью обладают более поврежденной хвоей, что указывает на более высокую степень загрязнения воздушной среды по сравнению с другими участками.
В связи с существенным влиянием транспортных средств на качество воздуха, предложены рекомендации для снижения его негативного воздействия, такие как использование экологически чистых видов транспорта, улучшение организации транспортных потоков, использование экологически чистого топлива, установка катализаторов и шумоглушителей, а также стимулирование использования общественного транспорта и велосипеде.
В результате нашего исследования мы пришли к заключению, что степень повреждения и усыхания хвои ели обыкновенной (Pícea ábies) на участках 1, 2 и 3 значительно выше. Это объясняется наличием высокого потока автомобилей, частыми пробками и, следовательно, большим количеством выбросов автотранспорта на данных участках, в отличие от участков 4 и 5, что свидетельствует о более низкой степени загрязнения атмосферного воздуха в указанных зонах.
Учитывая значительное воздействие транспортных средств на качество воздуха, важно уделить особое внимание и предложить меры по решению данной проблемы. Полученные в ходе мониторинга данные должны послужить основой для подведения итогов в рамках наших последующих действий [5].
Рекомендации по снижению выбросов транспортных средств в городах России:
- Внедрение новых видов транспортных средств, способных минимизировать воздействие на окружающую среду, таких как электромобили.
- Рациональное организация и управление транспортными потоками.
- Использование более качественных или экологически чистых видов топлива, например, газ.
- Применение передовых систем каталитической очистки выхлопных газов и систем шумопоглощения, включая аппаратуру для снижения шума.
- Популяризация общественного транспорта и использование велосипедов для уменьшения автомобильного движения.
Литература:
- Грушников В. А. Экологические и экономические проблемы автотранспорта. Автотранспорт: эксплуатация, обслуживание, ремонт, 2010. — № 9. — С.33–37.
- Ененкова В. Г. Защита окружающей среды при транспортных процессах. — М.: Транспорт, 2019. — 254 с.
- Луканин В. Н., Трофименко Ю.В и др. Автотранспортные потоки и окружающая среда: учеб. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 408 с.
- Луканин В. Н., Трофименко Ю. В. Промышленно-транспортная экология / Учеб. пособие для студентов вузов/ — 2003. — 273 с.
- Поляцков В. Ю. и др. Мониторинг воздействия автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения // Медицинская газета, 2016. — 75 с.