Интегральная оценка учебной успешности: анализ понятий и педагогических аспектов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

LXXVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2024)

Дата публикации: 27.02.2024

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Мерекова, А. М. Интегральная оценка учебной успешности: анализ понятий и педагогических аспектов / А. М. Мерекова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 45-51. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/511/18379/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье проводится анализ понятий «успешность» и «успешность обучения» с целью выявления их сущности и взаимосвязей. Исследование показывает, что понятие «успешность обучения» является более широким, чем «успеваемость», и включает в себя различные аспекты учебной деятельности. Рассматриваются определения «учебной успешности» по Б. Ананьеву и другим авторам, а также академические достижения как показатели учебной успешности. Обсуждаются различные критерии и системы оценки успеваемости в разных учебных заведениях.

Ключевые слова: оценка, академическая успеваемость, система оценивания, академическая успешность

Слово успешность образовывается от прилагательного «успешный», т. е. заключающий в себе успех, представляющий собой успех, делающий что-нибудь с успехом. [1]

В словаре Ожегова даны такие обозначения «успеха»:

1) общественное признание

2) удача в достижении чего-нибудь

3) хорошие результаты в работе, учебе. [2]

Исходя из данных определений в словарях, можно сделать вывод, что успех выражает признание и удачу в чем-либо.

Понятие «успешность обучения» является более объемным в сравнении с понятием «успеваемость» и включает в себя определенный уровень успеваемости.

Понятие «учебная успешность» было предложено Б. Ананьевым и понимается им как «оптимальное сочетание темпа, напряженности, индивидуального своеобразия (стиля) учебной работы, степени прилежания и усилий, которые прилагает обучаемый, для достижения определенных результатов». [3].

Академические достижения представляют собой результаты деятельности, которые указывают на то, в какой степени человек достиг конкретных целей, которые были в центре внимания деятельности в учебной среде, особенно в школе, колледже и университете. Школьные системы в основном определяют когнитивные цели, которые либо применимы к нескольким предметным областям (например, критическое мышление), либо включают приобретение знаний и понимания в определенной интеллектуальной области (например, умение считать, грамотность, естественные и гуманитарные науки). Таким образом, академические достижения следует рассматривать как многогранную конструкцию, которая включает в себя различные области обучения.

Среди множества критериев, которые указывают на академическую успеваемость, есть очень общие показатели, такие как процедурные и декларативные знания, приобретенные в образовательной системе, более основанные на учебной программе критерии, такие как оценки или результаты теста на успеваемость, и совокупные показатели академической успеваемости, такие как образовательные степени и сертификаты. Общим для всех критериев является то, что они отражают интеллектуальные усилия и, таким образом, в большей или меньшей степени отражают интеллектуальные способности человека. В развитых обществах академические достижения играют важную роль в жизни каждого человека. Академические достижения, измеряемые средним баллом (GPA) или стандартизированными оценками, разработанными для целей отбора, такими как SAT (Scholastic Assessment Test), определяют, будет ли у студента возможность продолжить свое образование (например, поступить в университет или получение степени магистра). Таким образом, академические достижения определяют, может ли человек получить высшее образование, и, основываясь на полученных им степенях, влияют на его профессиональную карьеру после получения образования.

Система оценивания знании могут разнится в зависимости от страны используемой в ней шкалы оценивания знании. Шкала может иметь буквенные обозначения, а также и цифровые. Например, в Соединенных Штатах Америки используют буквенные обозначения от А до F, где «F» соответствует наименьшей оценке, а «А» наивысшей. В европейских странах действует система выставления баллов от 0 до 100 или от 1 до 10. В Республике Казахстан система оценивания зависит от получаемого уровня образования. В школах с 2020 года используется система формативного оценивания, то есть 10-балльная система оценивания знании (Таблица 1).

Таблица 1

Система оценивания знании в школах Республики Казахстан

Оценка по формативной системе оценивания (10-балльная шкала)

Оценка по традиционной системе оценивания (5-балльная шкала)

Показатель оценивания

1

2

Неудовлетворительно

2

2

Неудовлетворительно

3

2

Неудовлетворительно

4

3

Удовлетворительно

5

3

Удовлетворительно

6

3

Хорошо

7

4

Хорошо

8

4

Хорошо

9

5

Отлично

10

5

Отлично

В высших учебных заведениях используется 100-балльная система с дополнительным буквенным обозначением для оценивания знании учащихся. Шкалы оценивания одинаковы ко всем Высшим учебным заведениям. Данная информация прописывается в академической политике каждого учебного заведения. Рассмотрим данную шкалу на основе академических политик НАО «Карагандинского университета имени академика Е. А. Букетова» и АО «Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай хана». (Таблица 2 и 3). [4]

Таблица 2

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе НАО «Карагандинского университета имени академика Е. А. Букетова»

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент

Баллы (%-ное содержание)

Оценка по традиционной системе

А

4,0

95–100

Отлично

А-

3,67

90–94

В+

3,33

85–89

Хорошо

В

3,0

80–84

В-

2,67

75–79

С+

2,33

70–74

С

2,0

65–69

Удовлетворительно

С-

1,67

60–64

D+

1,33

55–59

D

1,0

50–54

FX

0,5

25–49

Неудовлетворительно

F

0

0–24

Таблица 3

Балльно-рейтинговая буквенная система оценки учета учебных достижений, обучающихся с переводом их в традиционную шкалу оценок и ECTS (иситиэс) АО «Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай хана» [5]

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент

Баллы (%-ное содержание)

Оценка по традиционной системе

А

4,0

95–100

Отлично

А-

3,67

90–94

В+

3,33

85–89

Хорошо

В

3,0

80–84

В-

2,67

75–79

С+

2,33

70–74

С

2,0

65–69

Удовлетворительно

С-

1,67

60–64

D+

1,33

55–59

D-

1,0

50–54

FX

0,5

25–49

Неудовлетворительно

F

0

0–24

Как можно заметить из этих двух таблиц, есть только одно различие в шкалах: в графе с оценками по буквенной системе после оценки «D+» в шкале буквенной системы оценки учебных достижении учащихся НАО «Карагандинского университета имени академика Е. А. Букетова» стоит «D», когда как в данной шкале АО «Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай хана» написано «D-». В остальных данных обе таблицы идентичны в оценках.

В следующей таблице 4 дана рамочная шкала оценивания, отражающая наиболее общее описание выставляемых оценок с учетом полноты ответа обучающегося.

Таблица 4

Шкала оценивания, отражающая общее описание выставляемых оценок с учетом полноты ответа обучающегося

Оценка

Критерии

«Отлично»

1. Даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы;

2. Полностью решено практическое задание;

3. Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности;

4. Продемонстрированы творческие способности

«Хорошо»

1. Даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены несущественные погрешности или неточности;

2. Практическое задание выполнено, однако допущена незначительная ошибка;

3. Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности

«Удовлетворительно»

1. Ответы на теоретические вопросы в принципе правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках и логические погрешности;

2. Практическое задание выполнено не полностью;

3. Материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность

«Неудовлетворительно»

1. Ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки;

2. Практическое задание не выполнено;

3. В изложении ответа допущены грамматические, терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность

Теоретический анализ понятий «успешность» и «успешность обучения» позволяет дать следующие определение «успешности обучения». Успешность обучения — «это интегральный показатель соотношения учебной успешности обучающихся с педагогической успешностью преподавателей как равнозначных субъектов процесса обучения».

Академическая успешность — это качественная характеристика эффективности и результативности учебной деятельности студента. Она находит своё выражение в таких объективных критериях, как академическая успеваемость, уровень развития учебной активности, самостоятельности, креативности и рефлексии. Важным критерием академической успешности является субъективная оценка студента эффективности собственной учебной деятельности. [6]

В заключение мы подводим итог анализу понятий «успех» и «успешность в обучении», которые являются ключевыми в контексте образовательных процессов. Мы доказали, что понятие «успешность в обучении» превосходит понятие «академическая успеваемость» по своей многообразной природе, которая включает в себя не только уровень образовательных результатов, но и различные аспекты учебной деятельности, эмоциональное состояние учащегося и его личностное развитие.

Определение, добавляемое Б. Ананьевым к понятию «академическая успешность», представленное в нашей статье, подчеркивает важность комплексной оценки эффективности воспитательной работы, включающей аспекты усвоения знаний, умений и эмоциональной удовлетворенности учащегося.

Литература:

  1. Д. Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс] URL: https://diclist.ru/slovar/ushakova.html 2
  2. С. И. Ожегов. Толковый словарь. [Электронный ресурс] URL: https://slovarozhegova.ru/
  3. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки / Б. Г. Ананьев / Избранные психологические труды. Т. 2. — М.: Педагогика, 1980.
  4. Академическая политика НАО «Карагандинского университета имени академика Е. А. Букетова», 8-е приложение, 2022
  5. Академическая политика АО «Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай хана», 2019
  6. Бирина О. В. Понятия «успех» и «успешность» в ракурсе отечественной психологии

Ключевые слова

оценка, система оценивания, академическая успеваемость, академическая успешность

Похожие статьи

Эффективность тестирования при оценивании результатов обучения

Признавая процесс оценивания результатов обучения обязательным элементом образовательного процесса, автор статьи определяет имеющиеся на сегодняшний день формы оценивания. Особое внимание уделено весьма распространенному сегодня методу — тестированию...

Критериальный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы

В статье рассматривается критериально-оценочный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы в условиях модернизации образования, структура и особенности. Выделяются критерии и уровни учебной компетенции, а также дается оце...

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся

В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.

Самостоятельная работа как средство формирования компетенции выпускников вузов

В статье рассматривается специфика понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте современных требований к подготовке молодых специалистов в вузах, а также особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов в условиях реализации к...

Личностная готовность младших школьников к переходу на среднюю ступень обучения

Сложилось определенное противоречие между требованиями основной школы и готовностью младших школьников их принять. Это обуславливает постановку следующей проблемы исследования, какое значение имеет личностная готовность младших школьников для переход...

Оценка профессиональной деятельности педагога

В данной статье рассматриваются возможности определения качества учебной деятельности педагога через оценочные действия. Для этого авторы оценивают качество школьного обучения по следующим показателям: оптимальность, рациональность, эффективность и т...

Качество образования как педагогическая проблема

В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.

Моделирование содержания компетенции как научно-педагогическая проблема

В статье рассматриваются принципы и направления построения моделей компетентности в современной педагогике — дефинирование понятия, анализ контекстов употребления соответствующего термина, описание видов и вариантов проявления, наблюдение за коммуник...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования

В статье рассматривается проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования, анализируются научные подходы к содержанию понятий «компетентность», «профессиональная компетентность».

Переводческие ошибки в учебных переводах

В статье рассматривается понятие перевода, подходы и критерии оценки качества перевода и классификации ошибок. Актуальность темы статьи состоит в том, что оценка качества перевода является одной из наиболее сложных проблем в современном переводоведен...

Похожие статьи

Эффективность тестирования при оценивании результатов обучения

Признавая процесс оценивания результатов обучения обязательным элементом образовательного процесса, автор статьи определяет имеющиеся на сегодняшний день формы оценивания. Особое внимание уделено весьма распространенному сегодня методу — тестированию...

Критериальный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы

В статье рассматривается критериально-оценочный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы в условиях модернизации образования, структура и особенности. Выделяются критерии и уровни учебной компетенции, а также дается оце...

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся

В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.

Самостоятельная работа как средство формирования компетенции выпускников вузов

В статье рассматривается специфика понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте современных требований к подготовке молодых специалистов в вузах, а также особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов в условиях реализации к...

Личностная готовность младших школьников к переходу на среднюю ступень обучения

Сложилось определенное противоречие между требованиями основной школы и готовностью младших школьников их принять. Это обуславливает постановку следующей проблемы исследования, какое значение имеет личностная готовность младших школьников для переход...

Оценка профессиональной деятельности педагога

В данной статье рассматриваются возможности определения качества учебной деятельности педагога через оценочные действия. Для этого авторы оценивают качество школьного обучения по следующим показателям: оптимальность, рациональность, эффективность и т...

Качество образования как педагогическая проблема

В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.

Моделирование содержания компетенции как научно-педагогическая проблема

В статье рассматриваются принципы и направления построения моделей компетентности в современной педагогике — дефинирование понятия, анализ контекстов употребления соответствующего термина, описание видов и вариантов проявления, наблюдение за коммуник...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования

В статье рассматривается проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования, анализируются научные подходы к содержанию понятий «компетентность», «профессиональная компетентность».

Переводческие ошибки в учебных переводах

В статье рассматривается понятие перевода, подходы и критерии оценки качества перевода и классификации ошибок. Актуальность темы статьи состоит в том, что оценка качества перевода является одной из наиболее сложных проблем в современном переводоведен...