Роль эстетического восприятия в формировании мотивационно-оценочной категории личности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Захлебаева, В. В. Роль эстетического восприятия в формировании мотивационно-оценочной категории личности / В. В. Захлебаева, Л. А. Повстян, Т. М. Юдина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 34-39. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/510/18376/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье развивается психологический подход к пониманию сути эстетического восприятия, проявляющегося в определенном уровне развития художественного вкуса, как к оценочной категории ценностно-смыслового характера.

Ключевые слова: общечеловеческие ценности, эстетика, эстетическое восприятие, социокультурная среда, экзистенция, контекст и текст культурной среды, мотивационно-ценностная категория личности

Проблема утверждения общечеловеческих ценностей в индивидуальном сознании является в настоящее время основной, фундаментальной задачей педагогики и психологии, т. к. «трансформировать общечеловеческие ценности в индивидуальное сознание является экзистенциальной задачей» [1].

Утверждение общечеловеческих ценностей в индивидуальном сознании не сводится к освоению знаний о своде неких социально-приемлемых правил, законов, традиций при выстраивании своих отношений с окружающим миром. Как писал М. М. Бахтин, человек должен утвердить эти ценности для себя, его сознание должно приспособиться к ним и только «таким путем живое сознание становится культурным, а культурное воплощается в живом» [2, 108]. По мнению А. Н. Леонтьева, культурным сознание человека становится в процессе взаимодействия деятельности и сознания. В процессе деятельности смысл приобретает личностное значение т. к. влияет на мотив и цели деятельности, «оценивая таким образом их жизненное значение для субъекта.

В свою очередь В. К. Василюк утверждает, что в любом перцептивном акте сливаются два разнопорожденных потока информации: один в форме предметных свойств воспринимаемого объекта («каково то, что я вижу»), другой — в виде отношения к объекту («каково для меня то, что я вижу») [3, 93–94].

В теории психологических систем В. Е. Клочко утверждается, что «действительность данного человека содержит его собственную субъективность «осевшую…на объектах и превратившую их в предметы, имеющие для человека значение, смысл и ценность» [5, 83], т. е. по сути речь идет взаимодействии этих двух потоках информации.

При накоплении сенсорной информации в процессе её осмысления, по мнению В. М. Найдыша, еще на более раннем неречевом уровне происходит «взаимодействие чувственных образов между собой, а на более высоких уровнях мыслительных процессов в онтогенезе «частота и длительность неречевых периодов сокращается, но при этом формируется эмоционально-аффективная мотивация поведения, которая со временем все в большей мере корректирует и направляет деятельность основных систем поведенческой активности» [8, 18–19]. Данный процесс разворачивается в плане автобиографической памяти, одной из функций которой является актуализация значимых для ребенка событий и состояний в единстве чувственных образов, их социальной значимости для ребенка с последующим формированием личностного смысла этих событий и состояний, влияющих на сенсорно-аффективную мотивацию его поведения».

С точки зрения культурно-исторического принципа развития, с позиций антропологического подхода к исторически сложившейся системе понимания природы человека следует, что становление и развитие человека представляет собой преобразование человеком природных и социальных предпосылок, культурных и духовных условий в средства своего развития и саморазвития, что необходимо учитывать при организации психолого-педагогического сопровождения в рамках создания культурной среды развития детей. Внешнее и внутреннее необходимо брать в единство одной системы, в их взаимодействие, что определяет структурно-функциональный характер модели личности, ее многоуровневый и динамический характер. По мнению В. Е. Клочко, системный подход к пониманию психических явлений предполагает переакцентировку внимания с индуктивного подхода (от частного к целому) к дедуктивному, т. е. системный подход к изучению личности требует рассмотрение системы «человек» во взаимодействии с более крупными системами, как воспитание, культура [5].

Таким образом, культурное сознание является необходимым условием и действующим началом развития человеческой личности в единстве своей внешней и внутренней стороны, в единстве контекста и текста создается культурная среда развития человека. Культурную среду как контекст, по мнению ряда авторов, надо воспринимать, оценивать, как «часть экологической» на временнóй арене человеческой деятельности [1, 92].

Итак, культурное сознание как необходимое условие развития личности формируется как оценочная категория эстетического характера, как понимал ее А. Ф. Лосев «эстетическое, вообще говоря, есть область выражения или выразительности…слияние каких-нибудь двух планов, и, прежде всего, внутреннего и внешнего»… «Когда внешнее стало выражением внутреннего нераздельный и целостный синтез всего внутреннего и внешнего, т. е. выражение. Наука об этом выражении и есть эстетика, а переживание этого выражения есть нечто эстетическое» [7, 8].

По мнению В. Е. Клочко, многомерность мира человека «как реального образования, имеющего системную природу, включает в себя по мимо четырех измерений (пространственные характеристики и время) пятое, шестое, седьмое, за которыми в такой же последовательности стоят значение, смысл и ценности» [5, 8]. Значение, смысл и ценности «характеризуют предметы, являются качествами самих предметов…и составляют как содержание сознания в каждый момент времени, так и его ценностно-смысловую насыщенность» [5, 8].

Эстетическое восприятие вполне соответствует роли механизма избирательности психического отражения объективной реальности. В этом смысле, как пишет В. Е. Клочко, многомерный мир человека и есть «субъективно отраженная объективная реальность, вычерпывая его из своей культурной среды развития [5].

Для того, чтобы эстетическое восприятие приобрело характер «ставшего качества» необходим организованный процесс вычленения из действительной среды свойств и качеств, развивающих и обогащающих эстетические впечатления. Способность воспринимать эстетические впечатления традиционно связывают с таким понятием, как художественный вкус. Понятие «художественный вкус» имеет общее значение — это оценка явлений и выступает как оценочная категория, как «тип отношения человека к объективной действительности, преобразуемой практикой». Художественный вкус в качестве своего основания имеет «некоторое чувство или ощущение», данное положение легло в основу психологического направления изучения художественного вкуса. С позиций представителей школы «персонологов» (Г. Айзенк,1972) при изучении структуры художественного вкуса получены данные о совпадении индивидуальных предпочтений с тенденцией общего предпочтения, т. е. художественный вкус может быть измерен корреляцией с художественным вкусом других людей независимо от их социокультурного опыта.

Данное утверждение получило свое подтверждение в результатах нашего пилотажного исследования «Особенности эстетического восприятия детей, лишенных родительской опеки», которое проводилось на базе детского дома N4 г. Барнаула. В экспериментальной и контрольной группах не выявлены статистически достоверные различия в уровне развития эстетического восприятия 12 воспитанников детского дома (экспериментальная группа) по сравнению с детьми, воспитывающимися в нормативных условиях семьи (контрольная группа).

Итак, данное пилотажное исследование в связи с незначительным числом наблюдений не претендует на основополагающие выводы, но в то же время позволяет предполагать наличие определенной корреляции между уровнем культурно-эстетической организации эстетического восприятия, уровнем развития художественного вкуса и депривационной средой развития ребенка. Настоящее наблюдение позволяет предположить, что в возрасте 8–10 лет независимо от пола, при различных вариантах контекста культурной среды развития детей выявлено достаточно устойчивое влияние на онтогенез текста культурной среды, сложившегося в процессе филогенеза.

При исследовании особенностей автобиографической памяти детей, перенесших насилие, которое проводилось также на базе детского дома № 4 г. Барнаула, можно сделать предварительный вывод о том, что автобиографическая память ребенка, в силу своего конструктивного характера, через развитие эстетического восприятия в своем поле позволяет эффективно использовать реабилитационные мероприятия по коррекции мотивационно-ценностной категории личности ребенка методами

создания позитивных проективных мифов об индивидуальном прошлом ребенка, развития представлений об идеале, формировании собственного позитивного имиджа в рамках сказкотерапии, арт-терапии.

Развитие эстетического восприятия, формирование и развитие художественного вкуса детей как социально-культурного феномена имеет важное прогностическое значение в плане онтологии личности, так как представляет собой «ценностно-смысловой план культурной картины мира, он включает социально и исторически сложившуюся систему ценностей личности» [5,65], в связи с чем и определяет основные проблемы определения мотивов деятельности и жизненных целей человека.

Литература:

  1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности. — Москва — Воронеж. изд-во НПО «МОДЭК», 1990, 224 с.
  2. Бахтин М. М. К философии поступка. // Философия и социология науки и техники. / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Наука, 1986.
  3. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд. Московского университета, 1976, 200 с.
  4. Веккер Л. М. Психика и реальность: теория психических процессов. М.: Смысл, «PerSe», 2000, 679 с.
  5. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд. — Томск: ТГУ, 1999. -154 с.
  6. Коваль М. В. Восприятие художественных произведений искусства через призму эстетических категорий. // Международный научный журнал «Символ науки» № 11–2/2016, С.122–124.
  7. Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. — К., 1994. С.8.
  8. Найдыш В. М. Генезис мышления в свете неоклассической эпистемологии. // 2019–1, C.12–28
  9. Повстян Л. А., Юдина Т. М. Особенности эстетического восприятия подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях. // Вестник педагогики и психологии АлтГУ, 2023–3, С.82–95.
  10. Шулева Е. Н., Кузнецова А. О. Эстетическое восприятие и художественное восприятие: независимость или зависимость? // Мир науки. Социология, филология, культурология. Магнитогорск, изд-во «Мир науки», вып.4–2017.

Ключевые слова

социокультурная среда, эстетика, экзистенция, общечеловеческие ценности, эстетическое восприятие, контекст и текст культурной среды, мотивационно-ценностная категория личности