Исламский банкинг как правовой механизм обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LXXV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, февраль 2024)

Дата публикации: 29.01.2024

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Махачева, А. Г. Исламский банкинг как правовой механизм обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации / А. Г. Махачева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 14-18. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/509/18344/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье автор рассматривает модель исламского банкинга как фактор обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации в условиях существования новых вызовов и угроз. Данная проблематика является актуальной в связи с тем, что рынок исламских финансов является одним из наиболее динамично развивающихся современных финансовых рынков. В этих целях ставится вопрос о внедрении исламских банков в национальную финансовую систему Российской Федерации.

Ключевые слова: финансовая безопасность Российской Федерации, банковская система, кредитные отношения, исламский банкинг, модель исламской банковской системы.

Проблематика исламской экономической модели широко распространена в научной сфере, имеется большое многообразие научных работ, посвященных исследованию данной проблемы, как среди российских мусульманских авторов, так и среди зарубежных. В исследовательских кругах эффективность внедрения исламских банков оценивается как доводами в ее пользу, так и конструктивной критикой. В этой связи видится необходимым рассмотреть перспективы внедрения модели исламских банков в национальную финансовую систему, в целях обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации от внешних и внутренних угроз.

Несмотря на то, что исламская экономика представляет собой относительно молодую систему, которая только стоит на пути своего развития, она, тем не менее, успела заинтересовать исследователей по всему миру, выделиться в отдельную научную дисциплину под названием «Исламские финансы», а также доказать свою жизнеспособность в период Мирового экономического кризиса в 2008 году.

В источниках изредка можно встретить упоминание о том, что самый первый современный опыт исламского банкинга в середине 1950-х гг. был предпринят в сельскохозяйственной глубинке Пакистана. Однако данные сведения весьма расплывчаты и ненадёжны. Поэтому со всем основанием «локомотивом» развития данной отрасли считается Сберегательный банк Мит Гамра, основанный Ахмедом ан-Наггаром в 1963 г. в египетском городке, имя которого и вошло в название учреждения.

Отчасти ан-Наггар ориентировался на опыт европейских сберегательных учреждений кооперативного типа. По данным Европейской ассоциации банковской истории, проект получил финансовую поддержку правительств Германии и Египта [1].

Классическая исламская экономическая модель строится на двух фундаментах: религиозном и научном. Ее базовый фундамент составляют религиозные предписания, указанные в Коране и Сунне, а ее дальнейшее формирование и развитие происходило при участии арабо-мусульманских экономистов, чьи взгляды и разработанные теории способствовали становлению исламской экономической модели в ее нынешнем виде, приближенном к реалиям современной жизни [3].

Понимание принципов функционирования исламского банкинга также важно для обеспечения финансовой стабильности. Во-первых, исламские банки приобретают все большую значимость по мере своего развития и расширения взаимодействия с традиционными банками. Во-вторых, недостаток инструментов хеджирования обуславливает концентрацию рисков в исламских финансовых институтах.

Исламские финансовые институты получили достаточно широкое распространение в мире, как вследствие роста спроса, так и в результате накопления некоторыми мусульманскими странами значительных финансовых ресурсов.

Очевидно, что существующие тенденции в развитии исламских банков сохранятся, так как страны-экспортеры нефти продолжают получать значительные доходы, финансовые рынки исламских государств продолжают развиваться, а западные компании конкурируют за привлечение иностранных инвесторов. Все это создает предпосылки для тщательного изучения особенностей функционирования исламских банков и их выхода на традиционные финансовые рынки.

Исламский банкинг представляет собой альтернативную систему финансовых услуг, основанную на принципах шариатского права [4]. В контексте Российской Федерации внедрение исламского банковского сектора может иметь ряд позитивных аспектов, таких как диверсификация финансовой системы, привлечение иностранных инвестиций, укрепление финансовой инклюзии и содействие развитию сектора малого и среднего бизнеса.

Исламский банкинг предлагает ряд преимуществ, которые отличают его от традиционных банковских систем. Некоторые из основных преимуществ исламского банкинга включают в себя:

  1. Принципы социальной справедливости: Исламский банкинг стремится к созданию финансовых отношений, основанных на принципах справедливости и равенства. Это включает в себя запрет на взимание процентов и участие в риске и прибыли между банком и клиентом.
  2. Уклонение от спекулятивных операций: Исламский банкинг запрещает участие в спекулятивных операциях, что способствует уменьшению финансовых рисков и повышению стабильности финансовой системы.
  3. Содействие реальной экономике: Исламский банкинг акцентирует внимание на поддержке реальной экономики, инвестировании в производство, торговлю и предоставление услуг, что способствует экономическому развитию и созданию рабочих мест.

Обозначенные преимущества делают исламский банкинг привлекательным для тех, кто разделяет мусульманские религиозные принципы и ценности, а также для тех, кто ищет альтернативные формы финансовых услуг, основанные на принципах справедливости и социальной ответственности [5].

В этой связи, представляется что исламский банкинг может являться эффективным фактором обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации в части следующих направлений:

  1. Диверсификация финансовой системы: Исламский банкинг предлагает альтернативный подход к финансовым услугам, основанный на принципах шариатского права. Введение исламского банковского сектора в России может способствовать разнообразию финансовых инструментов и укреплению устойчивости финансовой системы.
  2. Привлечение иностранных инвестиций: Многие мусульманские страны имеют значительные финансовые ресурсы, которые могут быть направлены на инвестиции в Россию через исламские финансовые институты. Это может способствовать притоку иностранных инвестиций и развитию национальной экономики.
  3. Укрепление финансовой инклюзии: Исламский банкинг обычно ориентирован на удовлетворение потребностей широких слоев населения, в том числе тех, кто из-за религиозных убеждений отказывается от традиционных банковских услуг. Внедрение исламского банковского сектора в России может способствовать расширению доступа к финансовым услугам для различных социальных групп.
  4. Содействие развитию сектора малого и среднего бизнеса: Исламский банкинг часто ориентирован на финансирование проектов, соответствующих принципам шариатского права, что может способствовать развитию сектора малого и среднего бизнеса в России.

Однако следует понимать, что процедура внедрения исламского банкинга в России также может столкнуться с рядом вызовов, обусловленных адаптацией законодательства и регулятивной практики к особенностям этой системы.

Тем не менее, в целом внедрение исламского банкинга может быть полезным для обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации и способствовать разнообразию финансовых инструментов, укреплению устойчивости финансовой системы и стимулированию экономического развития.

Литература:

  1. Аль Аззави, А. А. Возможность использования принципов исламского банкинга на территории РФ / А. А. Аль Аззави // Финансовая жизнь. — 2019. — № 4. — С. 40–43.
  2. Дакашева, Т. М. Практика использования исламского банкинга в России: проблемы и перспективы / Т. М. Дакашева, Л. Н. Мулендеева // Актуальные научные исследования в современном мире. — 2021. — № 11–12 (79). — С. 162–165.
  3. Конев, Д. М. Исламский банкинг — особенности, место в мировой банковской системе и проблемы развития / Д. М. Конев, С. А. Конева // Вестник науки. — 2021. — Т. 3, № 7(40). — С. 49–59.
  4. Куруптурсунов, Ш. М. Основные инструменты исламского банкинга / Ш. М. Куруптурсунов // Colloquium-Journal. — 2019. — № 11–5(35). — С. 27–28.
  5. Тюленева, Т. А. Проблемы развития исламского банкинга в России / Т. А. Тюленева, Р. Ш. Тахтаева, М. Б. Молдажанов // Вестник НГУЭУ. — 2019. — № 3. — С. 175–185.
  6. Овсепян, П. А. Исламская банковская система (исламский банкинг) в современном мире / П. А. Овсепян, А. Л. Месробян // Ислам и исламоведение в современной России: сборник докладов Всероссийского исламоведческого форума, Махачкала, 27–28 сентября 2019 года. — Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью «АЛЕФ», 2019. — С. 379–383.