Практическая сложность интеграции инновационных технических методов преподавания в заведениях высшего образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ткаченко, Е. С. Практическая сложность интеграции инновационных технических методов преподавания в заведениях высшего образования / Е. С. Ткаченко, А. А. Кутузов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 54-59. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/508/18335/ (дата обращения: 27.04.2024).



В представленной статье приведен анализ интегрированных в образовательный процесс инновационных технических методов преподавания — мультимедийных средств, онлайн-трансляции курса и методики «перевернутый класс». Данный анализ направлен на демонстрацию практической сложности интеграции описанных методов в различные образовательные программы заведений высшего образования. Также особое внимание было уделено описанию трендов инновационных технических методов преподавания в высших учебных заведениях России. Изучение инновационных технических средств и методик, интегрируемых в заведениях высшего образования, позволило выделить проблемные зоны инновационной активности в области интеграции технических методов преподавания и сформулировать предполагаемые меры по повышению ее эффективности.

Ключевые слова : innovative technology, learning technology, esg, обучение, преподавание, инновации, высшее образование.

Интеграция технических средств, инновационных методов и технологий преподавания — необратимые последствия развития образовательной системы, поэтому говорить о них допустимо не как о вопросе перспектив развития образовательной отрасли, а как об уже сложившейся реальности. Представленное исследование будет построено на анализе уже реализованных подходов к изучению и интеграции инновационных технических средств и методик в образовательный процесс высших учебных заведений. С опорой на выделяемые проблемы в области интеграции инновационных технических средств и методик преподавания будут сформулированы рекомендации, направленные на повышение эффективности инновационной деятельности.

Основная часть. В работе И. Ю. Аникина, Р. М. Темирбаева, С. В. Лаптевой и Л. В. Бондаровской «Внедрение инновационных технологий преподавания технических дисциплин» представлены фундаментальные на сегодняшний день технологии преподавания, применимые не только к техническим дисциплинам, но и к иным отраслям профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений. Среди перечисленных авторами технологий присутствуют: привлечение методов дистанционного преподавания, интеграция игровых и интерактивных методов преподавания, прокторинг при дистанционной сдаче экзаменов [1].

Упомянутые технологии неизбежно становятся мейнстримом в сфере преподавания, но важно, что еще в 2017-ом году группа учёных выделяет и проблемы, снижающие эффективность интеграции инновационных технических средств и методик, среди таких выделяются: низкий уровень подготовки абитуриентов, отсутствие мотивации, психологическая несамостоятельность студентов начальных курсов и моральное устаревание всей фундаментальной академической базы, в том числе, в отрасли технических дисциплин.

Анализ исследований с 2017-го по 2022-ой годы примечателен тем, что освоение инновационных технических средств и методик в университетской среде неуклонно растет, а вот проблемы остаются теми же, что демонстрирует важность выработки решений по повышению эффективности инновационной деятельности в сфере высшего образования.

Так, обосновано применение инновационных технических средств во время изучения студентами университетов дисциплин «технологии электронной техники» и «технологии электронной компонентной базы».

В условиях, когда поколения электронных комплектующих обновляются со все большей скоростью, а к выпускникам инженерных направлений среди основных компетенций предъявляются требования универсальности и быстрой обучаемости, необходимыми предстают интеграция в обучение крупного модуля с элементами объемного 3D-моделирования и доминанта визуального контента над текстовым.

Учитывая бурное развитие компьютерной техники и VR, очевидно полагать, что необходимо соответствие данному запросу уровня компетенций преподавательского состава, а изучение теоретического материала посредством визуального контента требует крайне эффективных механизмов поэтапного контроля знаний студентов [2].

Инновационные технические средства обучения проникают не только в технические, но и в классические гуманитарные университетские дисциплины — например, в юриспруденцию. Как правило, такие технические средства призваны в полной мере реализовать новые методы преподавания при подготовке специалистов в области права.

Среди методов преподавания, сопряженных с использованием инновационных технических средств, выделяются МКС («метод конкретных ситуаций», известный так же, как «кейс-метод»), игровой метод и модель преподавания через проектную работу.

Вышеперечисленные методы требуют визуализации с привлечением мультимедийного контента, использования крупных онлайн-баз знаний и кодификаторов юридических документов из различных областей права. Подготовка современного специалиста в области права также как и специалиста технической области предстает неэффективной без инновационных средств преподавания в контексте новых методик подачи и изучения материала [3].

Говоря об инновационных технических средствах, необходимо упомянуть и о становящейся все более популярной методике обучения специалистов различных профилей университетской подготовки «перевернутый класс» [4]. Методика Х.Салмона, построенная на переносе изучения теоретический части образовательного процесса в условия самостоятельного или «домашнего» усвоения, а практической отработки навыков, наоборот, в условия учебной аудитории, находит все больший отклик не только в рамках образовательного процесса в отечественной университетской среде, но и по всему миру, как главный тренд образовательной деятельности в принципе. Очевидно, что при таком переносе изучения теоретических аспектов любой дисциплины, жизненно необходима интеграция в образовательный процесс инновационных технических средств визуализации, транслирования и контроля знаний [5].

Выводы. Входе исследования были изучены ключевые аспекты интеграции инновационных технических средств и методик преподавания в среде высшего образования. Среди них: интеграция 3D-моделирования и интерактивной визуализации в рамках процесса обучения техническим дисциплинам; комбинирование элементов преподавания гуманитарных дисциплин, МКС («метод конкретных ситуаций», известный так же, как «кейс-метод»), игрового метода и модели преподавания через проектную работу, с цифровыми техническими средствами, а также методика “перевернутого класса”, неотделимая от привлечения инновационных технических средств.

Описанные инновационные технические средства и методики, а также выявленные проблемы позволяют выдвинуть следующие меры по повышению эффективности инновационной деятельности в сфере образования. Среди предлагаемых мер стоит выделить следующие:

– проведение анкетирования студентов начальных курсов университета на предмет особых условий обучения и использование в процессе обучения инновационных технических средств;

– составление программы мониторинга эффективности усвоения материала по ходу освоения образовательной программы-модуля;

– обязательное тестирование компетенций преподавательского состава в области использования инновационных технических средств и методик преподавания;

– оценка преподавателем соответствия уровня навыков и компетенция студентов требованиям использования инновационных технических средств и методик преподавания.

Перечисленные меры позволят решить или нивелировать обозначенные в начале исследования проблемы низкого уровня подготовки абитуриентов, отсутствия мотивации, психологической несамостоятельность студентов начальных курсов и морального устаревания всей фундаментальной академической базы.

Литература:

  1. Аникин И. Ю., Темирбаев Р. М., Лаптева С. В., Бондаровская Л. В. Внедрение инновационных технологий в преподавании технических дисциплин // Kant. 2017. № 4 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-innovatsionnyh-tehnologiy-v-prepodavanii-tehnicheskih-distsiplin (дата обращения: 08.12.2023).
  2. Белов П. А. Внедрение инновационных технологий в преподавание блоков дисциплин «технологии электронной техники» и «технологии электронной компонентной базы» для студентов специальности 11.03.04 электроника и наноэлектроника // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. № 1 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-innovatsionnyh-tehnologiy-v-prepodavanie-blokov-distsiplin-tehnologii-elektronnoy-tehniki-i-tehnologii-elektronnoy (дата обращения: 08.12.2023).
  3. Макаренко Г. И., Крюкова Н. В. инновационные методы преподавания юридических дисциплин в высшей школе // Современное педагогическое образование. 2022. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-metody-prepodavaniya-yuridicheskih-distsiplin-v-vysshey-shkole (дата обращения: 08.12.2023).
  4. Итинсон К. С., Чиркова В. М. «Перевернутый класс»: инновационная модель обучения в высшем учебном заведении // БГЖ. 2020. № 2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perevernutyy-klass-innovatsionnaya-model-obucheniya-v-vysshem-uchebnom-zavedenii (дата обращения: 08.12.2023).
  5. Итинсон К. С. Технология «Перевернутый класс» в ВУЗе: потенциал и проблемы внедрения // АНИ: педагогика и психология. 2020. № 3 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-perevernutyy-klass-v-vuze-potentsial-i-problemy-vnedreniya-1 (дата обращения: 08.12.2023).

[1] Работа выполнена в рамках темы НИР № 623108 «Исследования и разработка проектных решений в условиях устойчивого развития и ESG-трансформации социально-экономических систем».