Зарубежный опыт борьбы с коррупцией (на примере антикоррупционных компаний Сингапура, Гонконга, Швеции, Финляндии и Дании) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LXXIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2024)

Дата публикации: 20.01.2024

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Косолапов, Е. А. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией (на примере антикоррупционных компаний Сингапура, Гонконга, Швеции, Финляндии и Дании) / Е. А. Косолапов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 34-39. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/508/18332/ (дата обращения: 04.05.2024).



Автор рассматривает особенности антикоррупционных компаний в Сингапуре, Гонконге, Швеции, Финляндии и Дании — то есть таких странах, в которых уровень коррупции стремится к нулю и которые обладают широким и востребованным опытом борьбы с этим явлением.

Ключевые слова: борьба, зарубежные страны, коррупция, опыт.

Коррупция сопровождает человечество с момента появления государства и государственного аппарата. Наказание за взяточничество предусматривалось еще законами Хаммурапи, устанавливалось египетскими фараонами. Негативное воздействие этого явления ощущается в любой стране, независимо от государственного устройства или традиций. Коррупция является негативным фактором для развития не только государственного аппарата, но развития демократического государства и гражданского общества.

Анализ зарубежного опыта противодействия коррупции может помочь не столько позаимствовать антикоррупционные меры из мирового опыта, сколько понять, что в странах, ранее сильно пораженных коррупцией, существуют проверенные опытом, как принципы и методы эффективной борьбы с коррупцией, которые помогли им снизить уровень коррупции до минимума.

Наиболее показательным примером успешной борьбы с коррупцией справедливо считается Сингапур. В 1959 г. к власти в небольшом и бедном государстве приходит Ли Куан Ю с партией «Народное действие». Новый премьер-министр поклялся, что сделает Сингапур одной из самых передовых стран с мощнейшей экономикой, и потратил на это 40 лет. Первым делом Ли Куан Ю взялся за коррупцию. Способы его борьбы характеризует его же высказывание — «Хочешь победить коррупцию — будь готов отправить за решетку своих друзей и родственников» [5].

Антикоррупционная реформа Ли Куан Ю состояла из пяти шагов:

  1. Ли Куан Ю создал Бюро по расследованию коррупции. Оно было абсолютно независимым и унитарным. Бюро имело право без суда и следствия заморозить имущество любого человека и возбудить против него дело.
  2. Мандат о неприкосновенности всех чиновников, судей и их семей отменили. Перед законом все были равны.
  3. Периодическая проверка банковских счетов чиновников, их родственников (от ближайших до дальних) и друзей (иногда даже доходило до знакомых чиновников). Любая подозрительная деталь вела к возбуждению уголовного дела. Если человека ловили на взятке, он на всю жизнь терял «портфель» и садился в тюрьму минимум на 10 лет. Его имущество полностью изымали, а членов семьи вносили в черный список, лишая шанса на хорошую работу.
  4. Суд начал конфисковать весь доход, полученный незаконным путем, и накладывал сверху штраф. Средняя сумма — около $75 000.
  5. Высокая зарплата чиновникам. Премьер-министр считал, что с высокой зарплатой госслужащий не будет зарабатывать на стороне. При этом, прежде чем попасть на работу в государственную контору, претендент должен был подать специальную декларацию об отсутствии долгов. Ли Куан Ю считал, что людям, имеющим долги и не способным их покрыть, доверия нет. Поэтому «должникам» в работе отказывали.

Стоит отметить, через какие реформы прошли некоторые службы. Так, в коррупции некогда полностью погрязла сингапурская полиция, сидевшая на кормежке «триад». В 1970 г. полицию полностью распустили, а «триадам» объявили полномасштабную войну. С ними боролись их же способами зачастую вне закона, не доводя дела до суда и следствия. Когда в органы правопорядка стали набирать новых людей, то вместе с кандидатом проверяли и всю его семью.

Сейчас в Сингапуре также важна роль СМИ. Журналисты регулярно ищут повод, чтобы начать антикоррупционное расследование, а Бюро по расследованию проводит внеплановые проверки даже у премьер-министра. Были случаи, когда под суд попадали приближенные Ли Куан Ю.

Очень активно сингапурский опыт борьбы с коррупцией стал перенимать Гонконг в 1970-x годах (будучи в этот период еще британской автономией), пойдя по пути противодействию коррупции даже дальше. В частности, презумпция невиновности для чиновников была отменена. В Гонконге также была создана независимая комиссия по борьбе с коррупцией (НКБК), которая подчинялась напрямую генерал-губернатору. У ее сотрудников были одни из самых высоких окладов среди всего чиновничества Гонконга [1].

В Гонконге также во всех районах были созданы районные отделения ICAC, которые активно разъясняли гражданам вред коррупции, ее опасность, особо стимулировали жителей сообщать о коррупционных правонарушениях.

Как следствие — и в Сингапуре, и в Гонконге до настоящего времени самый низкий уровень коррупции в мире.

Перейдем к оценке европейского опыта борьбы с коррупцией. Наиболее интересными и эффективными примерами в этом контексте (на наш взгляд) являются такие скандинавские страны, как Швеция, Финляндия и Дания.

В 1923 г. в Швеции появился «Институт против взяток» при Стокгольмской торговой палате. Он начал детально разбирать все тонкости антикоррупционного законодательства. В основном его работа связана с обществом, которое он учит проводить черту между взяткой и допустимой нормой. Работа организации основана на «Положении о подарках, наградах и вознаграждениях». У «Положения» нет юридической силы, но оно стало главным инструментом саморегулирования. Так, любой презент служащему лицу от сотрудника какой-либо организации или представителя государства можно расценивать как взятку. Даже оплата ужина за счет фирмы становится «нежелательным действием» [2].

С 2012 г. в Швеции действует антикоррупционная полиция, весь штат которой состоит всего из 25 человек на всю страну. Служба эффективна: так, в 2017 г. треть из 117 сообщений о коррупции стала основой судебных разбирательств, многие из которых дошли до обвинительных приговоров. Если преступление не входит в разряд тяжких, то подсудимый получает штраф и два года тюрьмы, но если он наворовал приличную сумму, то срок доходит до шести лет.

Коррупционных дел мало, но по сравнению с другими процент обвинительных приговоров там очень высок. Это из-за того, что СМИ в первую очередь следят именно за ними.

Шведские политики и бизнесмены очень боятся журналистов, так как индекс доверия граждан к ним намного выше, чем к государству и полиции. Если швед видит взяточничество, первым делом он сообщит об этом прессе, а не правоохранителям. Поэтому при первом же опубликованном намеке на коррупцию правительство начинает собственное расследование.

Еще один фактор успешной борьбы с коррупцией — доступность информации о доходах человека. В Швеции любой человек может позвонить, например, в налоговую и по телефону, назвав личный номер гражданина, узнать всю информацию: где он работает, сколько получает, есть ли у него дети и какой у него доход.

Подход к противодействию коррупции в Финляндии имеет общие черты. Он выражаются в том, что борьба с коррупцией в этой стране — в первую очередь дело гражданского общества и СМИ. Это стало характерной чертой антикоррупционной борьбы в стране с начала 1990-х годов, когда за проблему коррупции в Финляндии взялись СМИ, а не правительство. Любое подозрительное дело стало разглашаться по всевозможным источникам связи. Как итог уже в начале 1990-x состоялось 38 судебных процессов. А сейчас в Финляндии каждый год рассматривают по три-четыре дела [4].

Особую роль играют канцлер юстиции и омбудсмен парламента. Они назначаются президентом республики, но при этом полностью независимы от него и друг от друга. Они контролируют все уровни власти. Исключение — депутаты парламента, но и они не уйдут от ответственности.

Обвинения против высших должностных лиц особой категории (члены правительства, те самые канцлер юстиции и омбудсмен парламента, члены Верховного и Административного суда) рассматривает Государственный суд, который созывают «ad hoc» (по мере необходимости). Этот суд может работать даже против президента страны. Состоит он из председателя административного суда, надворного суда и пяти депутатов парламента, избираемых самим парламентом, а возглавляет его президент Верховного суда. Иное его название — суд импичмента, и за всю историю его созывали лишь раз.

И все же ключевую роль в борьбе с коррупцией играют СМИ. Журналисты на правах закона имеют неприкосновенность в делах против коррупции. Правительство не может возбудить в суде дело против СМИ, даже если СМИ будет клеветать против него.

Следующий пример, к которому мы хотели бы обратиться — это Дания, страна, которая по праву считается наименее коррумпированной страной в Европе.

В Дании уже много десятилетий проводится специальная политика абсолютной нетерпимости к коррупции [3]. Ее суть в том, что, устраиваясь на работу, человек подписывает трудовой договор, где обязуется не принимать и не давать взятки. За малейшее нарушение его увольняют, и он не может обжаловать это решение.

Также в королевстве действует «Торговый совет», куда, столкнувшись с коррупцией на любом уровне, может обратиться любой гражданин. А при датском Агентстве международного развития создана горячая линия, где пострадавший может пожаловаться даже на иностранную компанию. Последствия, бывало, перерастали в международные скандалы.

И вновь главный способ контроля за коррупцией в стране — прозрачные доходы. Всю прибыль и траты крупных компаний и государства можно отследить в режиме реального времени. Дания продолжает бороться с коррупцией и по сей день, хотя ее там уже практически нет. В 2013 г. страна ужесточила ответственность за взяточничество в государственном секторе. Так, уголовное наказание увеличилось вдвое — вместо трех лет коррупционерам теперь дают шесть.

Таким образом, борьба с коррупцией чрезвычайно сложная и многоплановая задача, которая далеко не всегда успешно решается. В связи с этим целесообразно исследовать и применять эффективный опыт Сингапура, Гонконга и других зарубежных стран в сфере борьбы с коррупцией.

Литература:

  1. «Докажи, что живешь на законные». Как Гонконг победил коррупцию. — Текст: электронный // URL: https://pravo.ru/interpravo/news/view/33469/ (дата обращения: 18.01.2024).
  2. Как в Швеции борются с коррупцией. — Текст: электронный // URL: https://ru.sweden.se/ljudi/provesti-chertu-kak-v-shvecii-boryutsya-s-korrupciej/ (дата обращения: 18.01.2024).
  3. Лионов, А. Ю. Антикоррупционная политика Дании / А. Ю. Лионов. — Текст: непосредственный // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2020. — № 5–1 (45). — С. 351–354.
  4. Почему Финляндия входит в тройку самых «антикоррупционных» стран? — Текст: электронный // URL: https://pandia.org/text/77/476/10792.php (дата обращения: 18.01.2024).
  5. Чудо Ли Куан Ю, или как Сингапур победил коррупцию и стал финансовым центром Азии. — Текст: электронный // URL: https://bigpicture.ru/chudo-li-kuan-yu-ili-kak-singapur-pobedil-korrupciyu-i-stal-finansovym-centrom-azii/ (дата обращения: 18.01.2024).