Комплексный подход в дополнительном образовании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ефимова, И. М. Комплексный подход в дополнительном образовании / И. М. Ефимова, В. А. Озерова, Д. А. Валишина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/508/18329/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье авторы рассматривают комплексный подход как один из путей развития образовательных услуг, в рамках идей которого установлены зависимости и связи между процессами воспитания и обучения. Также в статье рассмотрены идеи целостности воспитательного процесса, межведомственного взаимодействия, которые рассматриваются в качестве одного из стимулов обновления содержания дополнительного образования, в котором важную роль играет межведомственное взаимодействие.

Ключевые слова: комплексный подход, дополнительное образование, обновление содержания и технологий дополнительного образования.

Перед современной системой дополнительного образования стоят задачи, которые требуют нового осмысления в вопросах организации образовательного и воспитательного процесса. Как демонстрирует педагогическая практика не всегда разговоры об обновлении подразумевают инновации, иногда речь может идти о новом прочтении технологий и подходов, которые продемонстрировали свою состоятельность в условиях длительного времени.

Не вызовет вопросов утверждение о том, что каждый педагог в настоящее время должен обладать ресурсами для продвижения своей программы, мы полагаем, что одним из таких ресурсов может выступить комплексный подход, который изнутри усилит составляющую дополнительной образовательной программы, а на уровне учреждения может способствовать повышению качества образовательных услуг в целом.

Работники системы дополнительного образования в условиях внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования и социального заказа снова и снова возвращаются к вопросам о внедрении новшеств с целью повышения привлекательности программ дополнительного образования и услуг данной сферы в целом. Актуальность данных вопросов бесспорна и одним шагом к ее достижению может стать обращение к внедрению комплексного подхода относительно уклада учреждений дополнительного образования и взаимодействия внутри системы дополнительного образования, на наш взгляд, развитие лежит в плоскости взаимопомощи и обмена опытом.

Комплексный подход в дополнительном образовании выражается в четком установлении зависимости и связей между процессами воспитания и обучения, между сторонами учебной и воспитательной деятельности, а также в устранении возможных противоречий и придании всему педагогическому процессу единой целевой направленности [1, 2, 5]. Это достаточно сложная задача, которая стоит перед педагогическими работниками системы дополнительного образования и порой без помощи административных работников (методистов, педагогов-организаторов, заведующих отделами) учреждений педагог не всегда может самостоятельно решить ее.

Комплексный подход — это принцип организации и проектирования продуктивного функционирования педагогических процессов и систем [7]. Ни для кого не секрет, что дети, которые делают шаг в направлении дополнительного образования, неизбежно, с головой погружаются в творческие процессы, вне зависимости от направленности, в рамках которой выбрали занятие по интересу, а жизнеспособность программы в данном случае может обеспечить комплексный подход к ее реализации.

В рамках комплексного подхода важно выделять системообразующие компоненты, к которым можно отнести субъекты образовательного процесса и ведущие звенья (процессы педагогической системы: цели, задачи, принципы, содержание, средства, методы и формы) [6, 8]. Это необходимо для того, чтобы комплекс был органичен, а взаимосвязь между всеми элементами и компонентами была менее автономной, чем вся система. Не вызовет сомнений утверждение о том, что только слаженная работа администрации образовательной организации, методистов, педагогов-организаторов и педагогов ведет к развитию и процветанию практик дополнительного образования. Педагоги благодаря слаженной командной работе имеют возможность не просто заниматься набором обучающихся и реализацией, непосредственно, образовательного процесса, но и погружать обучающихся и себя в творческие процессы.

Также, важна идея целостности воспитательного процесса в практической технологии, которая осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия в процессе реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [3].

Единство и координация усилий, всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп — непременное условие комплексного подхода. Что делает дополнительный отсыл к вопросу следующего уровня эффективному межведомственному взаимодействию, которое может привести к реализации основных задач, которые были выделены Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года.

Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними, что подтверждает идеи о том, что любая деталь воспитательного процесса важна [2, 4].

Для этого необходимо иметь четкое представление об этих факторах и характере их влияния. К числу главных факторов относятся сложившийся образ жизни обучающегося; условия жизни; средства массовой информации; уровень развития и условия жизни коллектива; нормы взаимоотношений; индивидуальные и личностные особенности. Что снова и снова подчеркивает важность индивидуального подхода к каждому обучающемуся, а также к их родителям и законным представителям. Разумеется, это накладывает дополнительную ответственность морального и духовного плана на работу педагогических работников системы дополнительного образования, а также способствует росту нагрузки, но именно в данной плоскости лежит ключ к развитию жизнеспособности системы дополнительного образования в целом и дополнительных образовательных программ в частности.

В заключении можно отметить, что комплексный подход к изучению явлений сферы дополнительного образования позволяет всесторонне изучать их на основе сочетания сведений различных источников, а значит позволяет глубоко подходить к решению вопросов или в случае с новыми явлениями и требованиями находить более гибкие варианты решения, возникающих сложностей, что может способствовать дальнейшему движению в направлении развития. Также стоит отметить, что комплексный подход будет способствовать развитию услуг сферы дополнительного образования, а значит и позволит сделать вклад в развитие системы дополнительного образования и отдельных учреждений.

Литература:

  1. Айдаркин, Е. К. Комплексный подход к объективной оценке уровня сформированности компетенций в условиях цифровой образовательной среды: монография / Е. К. Айдаркин. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2022. — 232 с.
  2. Бабанский, Ю. К. Комплексный подход к воспитанию школьников: научное издание / Ю. К. Бабанский, Г. А. Победоносцев. — М.: Педагогика, 1980. — 80 с.
  3. Борщенюк, В. Н. Теоретические основания и организационно-педагогические условия реализации комплексной модели регионального профессионального образования: На материалах Нижневартовского региона Ханты-Мансийского АО / В. Н. Борщенюк. — Томск: дисс. канд. пед. наук, — 2001. — 161 с.
  4. Жданова, Т. А. Духовно–нравственное воспитание детей и подростков / Т. А. Жданова // Дополнительное образование, 2014. — № 8. — с.30–32.
  5. Пономарев, Л. Н. Комплексный подход к воспитательной работе / Л. Н. Пономарев — М.: Сов. Россия, 1979. — 368 с.
  6. Тощенко, Ж. Т. Комплексный подход в воспитательной работе / Ж. Т. Тощенко — Москва: Профиздат, 1979. — 111 с.
  7. Файзиев, А. А. Комплексный подход в научном познании / А. А. Файзиев. — Ташкент: Фан, 1985. — 119 с.
  8. Фуникова, Н. И. Комплексный подход как фактор организации дополнительного образования детей / Н. И. Фунникова — Челябинск: Дисс. канд. пед. наук, — 1998. — 234 с.

Ключевые слова

дополнительное образование, комплексный подход, обновление содержания и технологий дополнительного образования